ЗАЛ 20.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVIXVII вв.

 

Усиление самодержавной власти обусловило стремление к регламентации всех сторон общественной жизни. Государство и церковь не только диктовали церковные нормы и каноны иконописания, но и определяли правила повседневной жизни человека. Однако ход внутреннего развития страны и западноевропейское влияние привели к появлению в XVII в. элементов «обмирщения» культуры, активному поиску новых форм в искусстве, происходившему в рамках средневекового миропонимания.

Важнейшим событием в истории культуры России XVI в. стало начало книгопечатания в Москве на Печатном дворе, построенном по указу Ивана IV Грозного.

Появление печатных книг способствовало распространению грамотности, хотя в целом успехи просвещения в России XVI в. были достаточно скромными. Обучение было домашним, учебниками в основном служили книги церковного содержания. Просветительские возможности книгопечатания более полно проявились в XVII в., когда на Печатном дворе был налажен выпуск учебной литературы, в том числе «Букварей».

Новым этапом в развитии просвещения в России стало создание в 1687 г. Славяно-греко-латинской академии. Это было первое высшее учебное заведение, которое готовило высшее духовенство и чиновников для государственной службы.

Функционирование огромного единого государства вызывало все возрастающую потребность в естественнонаучных знаниях.

Жизненно необходимыми становятся географические карты. Расширение дипломатических и торговых связей способствовали знакомству русского человека со сведениями по астрономии, почерпнутыми из западной литературы.

Практические знания широко использовались в медицине. В XVI в. при царском дворе появляются профессиональные врачи-иностранцы, создается Аптекарский приказ.

Совершенно новым явлением в русской культуре XVII в. стал первый придворный театр. Перелом произошел и в развитии музыкальной культуры: на мену крюковым нотам приходит линейная запись нотного текста.

В иконописании, которое в культуре XVI в. было в центре внимания, появляются новые тенденции. Целостные образы древнерусской иконы стали исчезать, растворившись в сложных аллегориях, утрачивали глубину, на первый план выходило живописное мастерство.

В иконописи XVII в. явственно сказалось влияние западноевропейского искусства. Новые представления об искусстве, в частности, неприятие его регламентации, были сформулированы в первых русских теоретических трудах, авторами которых стали иконописцы Симон Ушаков и Иосиф Владимиров.