Тема года «Изобразительное искусство в жизни человека»

 

Тема четверти «Человек и пространство в изобразительном искусстве»

 

Тема урока «Осенний пейзаж»

 

Цель урока: формирование художественной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи урока:

1) расширить знания у учащихся о графическом редакторе Photoshop, познакомить с понятием  перспектива;

2) закрепить представления детей о жанре пейзажа и развитие  умения передавать свое отношение к изображаемому; дальнейшее развитие информационной культуры учащихся, работы с различными художественными материалами;

 3) воспитание у детей любви и бережное отношение к родной природе; формирование художественной активности.

Оборудование:

Зрительный ряд:  презентация, учебники «Уроки изобразительного искусства», «Я учусь рисовать в Photoshop».

Музыкальный ряд: Вивальди «Времена года».

Литературный ряд: стихи И.Бунина.

Дидактические пособия: инструкции по выполнению работ.

ТСО: компьютерный класс, мультимедиа-проектор.

Задание: создание пейзажа в графическом редакторе Photoshop, гуашью, карандашами, в технике коллажа, работа с электронными учебниками.

План урока:

Повторение учебного материала о жанре пейзажа. Художники-пейзажисты.

Изложение нового материала. Законы линейной и воздушной перспективы.

Анализ задания.

Самостоятельная работа учащихся. Индивидуальная работа с детьми.

Итог. Эмоциональная оценка урока и работы класса.

 

Ход урока:

При входе в аудиторию каждый учащийся выбирает карточку, где указан номер группы и вид деятельности: компьютерная графика, коллаж, живопись, графика, работа с тестами и кроссвордами.

Учитель: Ребята  с помощью жребия определите группу, в которой будете работать в течение урока. Пожалуйста, проходите, садитесь.

Слайд 1

Начнем наш урок с замечательного стихотворения И. Бунина:

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски я стремлюсь подметить,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия,

Она повсюду разлита…

Она везде, где красота…

Учитель: Ребята, как вы думаете, какая сегодня у нас тема урока?

Ученик: (предполагаемые ответы) Пейзаж.

Слайд 2

Учитель: Правильно. За окном золотая пора — осень. И нам предстоит выполнить какой пейзаж?

Ученик: Осенний.

Учитель: Как вы думаете, а какая цель нашего урока?

Ученик: Нарисовать осенний пейзаж.

Слайд 3

Учитель: Молодец. Сегодня, ребята, мы на уроке познакомимся с понятием «перспектива», закрепим представления о жанре пейзажа, дальше будем развивать умение работать с различными художественными материалами и расширим знания о графическом редакторе Photoshop.

Вы создадите пейзаж при помощи различных техник: одна группа будет работать в графическом редакторе, другая гуашью, третья группа создаст коллективную работу в технике коллажа, также будет работать группа «Всезнаек», им предстоит отгадывать кроссворды, получить оценки за свои знания при помощи компьютера и выполнить презентацию.

Слайд 4

Но сначала кто нам подскажет, какой жанр изобразительного искусства называется пейзажем?

Ученик: (предполагаемые ответы) Пейзаж — это жанр изобразительного искусства, посвященный изображению природы.

Учитель: А каких художников-пейзажистов вы знаете?

Ученик: Васильев, Шишкин, Саврасов, Левитан, Куинджи, Поленов, Грабарь…

Слайд 5

Учитель: Молодцы! Работая над пейзажем красками или на компьютере, применяются одни и те же законы. В рисовании пейзажа есть два основных закона — линейная и воздушная перспективы.

Слово «перспектива» с латинского языка означает «ясно вижу». Смотря вдаль, мы видим, что удаленные предметы кажутся маленькими, а ближние – большими. Поэтому, рисуя пейзаж, на переднем плане даем крупное изображение предметов, а на заднем – мелкое. Этот закон называется линейной перспективой.

Чтобы пейзаж не выглядел плоским, используют закон воздушной перспективы. На переднем плане предметы прорисовываются четко, со всеми мелкими деталями, а на заднем — расплывчато. При рисовании переднего плана используются более яркие, контрастные цвета. При рисовании заднего плана цвет становится тусклым.

Слайд 6

Учитель: Важно знать, что каждому времени года соответствует своя цветовая гамма. Ребята, как можно представить осень? Ответить на этот вопрос нам поможет  группа «Всезнаек».

Звучит музыка Вивальди «Времена года».(осень).

Ученик:

Лес, точно терем расписной:

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листе сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

                                  (И.А.Бунин)

Слайд 7

Учитель: Замечательный художник Федор Васильев в своих масляных и акварельных пейзажах стремился к поэтичности, искренности, к решению сложных колористических задач. В его картинах органически слиты рисунок, тон и цвет. Живя в Крыму, живописец тосковал по России. Тогда он обращался к своей зрительной памяти, к запасу впечатлений, накопленному за минувшие годы. И одна из таких работ «Болото в лесу. Осень».

Слайд 8

Этому времени года соответствует своя палитра красок. Какие цвета характерны для  осени?

Ученик:  Теплые.

Учитель: Осенью цвета насыщенные, тяжелые и теплые.

Учитель: У каждого из вас свое задание. Ребята, работающие за компьютером, будут  выполнять пейзаж в виде витража. Перед вами памятка, где указано местонахождение исходных файлов и все этапы работы.  Группа «Всезнаек» работает за компьютером, отвечает на вопросы теста и отгадывает кроссворды, создает презентацию по теме «Цветоведение», этапы работы перед вами. Третья группа выполнит коллаж. Группы живописцев и графиков работают гуашью и цветными карандашами. А гуашь — это какой материал?

Ученик: Живописный.

Учитель: Правильно! Сначала пройдитесь большой кисточкой по фону, а когда подсохнет, тоненькой кисточкой проработайте первый план. Работая карандашами, не забывайте, что цвета накладываются друг на друга. Каждая группа в конце урока должна защитить свой проект. Для этого необходимо будет выбрать более удачную работу. Если вопросов нет, приступаем к работе, а если они появятся, поднимите руку.

(Если дети быстро справились с работой, у каждого в памятке дан дополнительный вариант, готовые работы вывешиваются детьми).

Слайд 9

Звучит музыка Вивальди «Времена года».

Учитель: Итак, ребята, наши пейзажи готовы. Приглашается группа живописцев для защиты своей работы.

А чем они вам понравились? (Далее подвести детей к выводам: правильность использования художественного материала, выразительность работ, композиция, выделение главного, цветовая гамма, средства выразительности, смогли ли воплотить задуманное. Заслушиваются проекты всех групп.) Прекрасно справились с работой, получились именно осенние пейзажи. Ребята, скажите, чему вы научились сегодня на уроке? (Перспектива, узнали больше о цветоведении, о художниках.)

Учитель: А домашнее задание — понаблюдать, как меняются времена года. А мне на память о сегодняшнем уроке оставьте свои впечатления в виде волшебного дерева. Оранжевый лист – прекрасное настроение, желтый лист — хорошее, голубая капелька — мне немного грустно. Приглашается первая группа «Всезнаек»…

Ребята, наше волшебное дерево оделось в осеннюю палитру. Спасибо  за внимание и за работу.

 

Литература:

1. Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Ярославль:1997.

2. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М.: Просвещение, 1989.

3. Энциклопедия художника. М.: Астрель, 2002.

4. Конева Л.С. Пейзаж. Натюрморт. М.: Современный литератор,2002.

5. Алехин А.Д. Когда начинается художник: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, владос,1994.

6. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 кл. в 4 ч. Ч 2 Основы живописи. Обнинск: Титул, 1996.