Тема года «Изобразительное
искусство в жизни человека»
Тема четверти «Человек
и пространство в изобразительном искусстве»
Тема урока «Осенний
пейзаж»
Цель урока: формирование художественной культуры как
неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи урока:
1) расширить
знания у учащихся о графическом редакторе Photoshop, познакомить с понятием перспектива;
2) закрепить представления детей о жанре
пейзажа и развитие умения передавать
свое отношение к изображаемому; дальнейшее развитие информационной культуры
учащихся, работы с различными художественными материалами;
3)
воспитание у детей любви и бережное отношение к родной природе; формирование
художественной активности.
Оборудование:
Зрительный ряд: презентация, учебники «Уроки изобразительного
искусства», «Я учусь рисовать в Photoshop».
Музыкальный ряд:
Вивальди «Времена года».
Литературный ряд:
стихи И.Бунина.
Дидактические пособия:
инструкции по выполнению работ.
ТСО: компьютерный класс, мультимедиа-проектор.
Задание: создание пейзажа в графическом редакторе Photoshop, гуашью, карандашами, в технике коллажа,
работа с электронными учебниками.
План урока:
Повторение учебного материала о жанре пейзажа. Художники-пейзажисты.
Изложение нового материала. Законы линейной и воздушной перспективы.
Анализ задания.
Самостоятельная работа учащихся. Индивидуальная работа с детьми.
Итог. Эмоциональная оценка урока и работы класса.
Ход урока:
При входе в аудиторию каждый учащийся выбирает карточку, где указан
номер группы и вид деятельности: компьютерная графика, коллаж, живопись,
графика, работа с тестами и кроссвордами.
Учитель: Ребята с помощью жребия
определите группу, в которой будете работать в течение урока. Пожалуйста,
проходите, садитесь.
Слайд 1
Начнем наш урок с замечательного стихотворения И. Бунина:
Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски я стремлюсь подметить,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия,
Она повсюду разлита…
Она везде, где красота…
Учитель: Ребята, как вы думаете, какая сегодня у нас тема урока?
Ученик: (предполагаемые ответы) Пейзаж.
Слайд 2
Учитель: Правильно. За окном золотая пора — осень. И нам предстоит
выполнить какой пейзаж?
Ученик: Осенний.
Учитель: Как вы думаете, а какая цель нашего урока?
Ученик: Нарисовать осенний
пейзаж.
Слайд 3
Учитель: Молодец. Сегодня, ребята, мы на уроке познакомимся с понятием
«перспектива», закрепим представления о жанре пейзажа, дальше будем развивать
умение работать с различными художественными материалами и расширим знания о графическом
редакторе Photoshop.
Вы создадите пейзаж при помощи различных техник: одна группа будет
работать в графическом редакторе, другая гуашью, третья группа создаст
коллективную работу в технике коллажа, также будет работать группа «Всезнаек»,
им предстоит отгадывать кроссворды, получить оценки за свои знания при помощи
компьютера и выполнить презентацию.
Слайд 4
Но сначала кто нам подскажет, какой жанр изобразительного искусства
называется пейзажем?
Ученик: (предполагаемые ответы) Пейзаж — это жанр изобразительного
искусства, посвященный изображению природы.
Учитель: А каких художников-пейзажистов вы знаете?
Ученик: Васильев, Шишкин, Саврасов, Левитан, Куинджи, Поленов, Грабарь…
Слайд 5
Учитель: Молодцы! Работая над пейзажем красками или на компьютере,
применяются одни и те же законы. В рисовании пейзажа есть два основных закона —
линейная и воздушная перспективы.
Слово «перспектива» с латинского языка означает «ясно вижу». Смотря
вдаль, мы видим, что удаленные предметы кажутся маленькими, а ближние –
большими. Поэтому, рисуя пейзаж, на переднем плане даем крупное изображение
предметов, а на заднем – мелкое. Этот закон называется линейной перспективой.
Чтобы пейзаж не выглядел плоским, используют закон воздушной
перспективы. На переднем плане предметы прорисовываются четко, со всеми мелкими
деталями, а на заднем — расплывчато. При рисовании переднего плана используются
более яркие, контрастные цвета. При рисовании заднего плана цвет становится
тусклым.
Слайд 6
Учитель: Важно знать,
что каждому времени года соответствует своя цветовая гамма. Ребята, как можно
представить осень? Ответить на этот вопрос нам поможет группа «Всезнаек».
Звучит музыка Вивальди «Времена года».(осень).
Ученик:
Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листе сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
(И.А.Бунин)
Слайд 7
Учитель: Замечательный
художник Федор Васильев в своих масляных и акварельных пейзажах стремился к
поэтичности, искренности, к решению сложных колористических задач. В его
картинах органически слиты рисунок, тон и цвет. Живя в Крыму, живописец
тосковал по России. Тогда он обращался к своей зрительной памяти, к запасу
впечатлений, накопленному за минувшие годы. И одна из таких работ «Болото в
лесу. Осень».
Слайд 8
Этому времени года соответствует своя палитра красок. Какие цвета
характерны для осени?
Ученик: Теплые.
Учитель: Осенью цвета насыщенные, тяжелые и теплые.
Учитель: У каждого из вас свое задание. Ребята, работающие за
компьютером, будут выполнять пейзаж в
виде витража. Перед вами памятка, где указано местонахождение исходных файлов и
все этапы работы. Группа «Всезнаек»
работает за компьютером, отвечает на вопросы теста и отгадывает кроссворды,
создает презентацию по теме «Цветоведение», этапы работы перед вами. Третья
группа выполнит коллаж. Группы живописцев и графиков работают гуашью и цветными
карандашами. А гуашь — это какой материал?
Ученик: Живописный.
Учитель: Правильно! Сначала пройдитесь большой кисточкой по фону, а
когда подсохнет, тоненькой кисточкой проработайте первый план. Работая
карандашами, не забывайте, что цвета накладываются друг на друга. Каждая группа
в конце урока должна защитить свой проект. Для этого необходимо будет выбрать
более удачную работу. Если вопросов нет, приступаем к работе, а если они
появятся, поднимите руку.
(Если дети быстро справились с работой, у каждого в памятке дан
дополнительный вариант, готовые работы вывешиваются детьми).
Слайд 9
Звучит музыка Вивальди «Времена года».
Учитель: Итак, ребята, наши пейзажи готовы. Приглашается группа
живописцев для защиты своей работы.
А чем они вам понравились? (Далее подвести детей к выводам:
правильность использования художественного материала, выразительность работ,
композиция, выделение главного, цветовая гамма, средства выразительности,
смогли ли воплотить задуманное. Заслушиваются проекты всех групп.) Прекрасно
справились с работой, получились именно осенние пейзажи. Ребята, скажите, чему
вы научились сегодня на уроке? (Перспектива, узнали больше о цветоведении, о
художниках.)
Учитель: А домашнее задание — понаблюдать, как меняются времена года. А
мне на память о сегодняшнем уроке оставьте свои впечатления в виде волшебного
дерева. Оранжевый лист – прекрасное настроение, желтый лист — хорошее, голубая
капелька — мне немного грустно. Приглашается первая группа «Всезнаек»…
Ребята, наше волшебное дерево оделось в осеннюю палитру. Спасибо за внимание и за работу.
Литература:
1. Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба, и
игра: изобразительное искусство. Ярославль:1997.
2. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М.: Просвещение, 1989.
3. Энциклопедия художника. М.: Астрель, 2002.
4. Конева Л.С. Пейзаж. Натюрморт. М.: Современный литератор,2002.
5. Алехин А.Д. Когда начинается художник: Кн. для учащихся. М.:
Просвещение, владос,1994.
6. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся
5-8 кл. в 4 ч. Ч 2 Основы живописи. Обнинск: Титул, 1996.