Дополнительный комментарий о работе в проектах

Во введении мы уже описывали особенности проектной деятельности. Перед началом первого проекта добавим еще несколько слов. Каждый проект начинается с постановки практической задачи для детей – той практической цели, ради которой им предстоит выполнять разнообразные действия в ходе проектного урока. При постановке задачи учитель должен максимально конкретно указать результат – что мы хотим получить в конце выполнения проекта. Каждому ребенку задача проекта должна быть полностью понятна, мы постарались спланировать проекты так, чтобы задача каждого проекта была ребятам еще и интересна. Что касается средств и методов достижения этой задачи, то они при постановке задачи обсуждаются в различной степени. В процессе выполнения некоторых проектов дети сами должны будут придумать эти методы.

Наряду с практической задачей у каждого проекта существует некоторая методическая цель – то, ради чего мы с вами и проводим этот проект. Это может быть освоение каких-то компьютерных навыков, метода или алгоритма теоретической информатики, применение полученных в курсе знаний к практическим задачам, выявление информационной природы явлений окружающего мира и т. д. Проекты, которые выполняются в группе, также имеют целью развитие организаторских и коммуникативных навыков детей. Большинство проектов направлены на развитие самостоятельности, сообразительности, эрудированности ребят. И, наконец, практически все проекты преследуют мотивационную методическую цель. Они призваны заинтересовать ребят, вселить веру в собственные силы, мотивировать приобретение новых знаний.

Если практическую задачу для детей необходимо обязательно озвучивать, то методическую цель вслух детям описывать необязательно – при правильной организации проекта она достигается сама собой, без создания для этого специальной мотивации у детей. Однако при описании каждого проекта мы обязательно будем указывать не только практическую задачу, но и методическую цель. Это важно для вашей работы, чтобы правильно расставить акценты при проведении каждого проекта. Дело в том, что, в отличие от учебных задач, которые всегда имеют фиксированный объем, проектные задачи часто допускают всевозможные вариации и продолжения. Можно выполнить проект в минимальном объеме, а можно расширить его объем в ту или иную сторону. Минимальный объем проекта задается методической целью проекта, которую мы будем указывать. Максимальный – зависит от ваших предпочтений и интересов детей. При этом вы будете ставить и дополнительные методические цели, что вполне естественно.

Урок 3. Проект «Моё имя», 1 часть

Практическая задача проекта – изготовление нагрудной визитной карточки (беджа) для каждого учащегося. Изготовление визитных карточек достаточно актуально в самом начале 1 класса – дети еще плохо друг друга знают, да и учителю лишняя подсказка не повредит. Указание на карточке еще и класса поможет детям не потеряться в школе, а взрослым быстро помочь им найти свой класс. Мы думаем, что большинство первоклассников знает, как пишется их имя и фамилия печатными буквами. Однако ребятам еще трудно будет самим изготовить бедж, чтобы он выглядел красиво и аккуратно. В этом им поможет компьютер.

Методическая цель проекта – первое знакомство с клавиатурой компьютера, поиск нужных букв на клавиатуре, использование клавиши Shift для ввода заглавных букв. Дополнительная, но очень важная методическая цель – первое знакомство с программным продуктом с собственным интерфейсом.

План урока

  1. Подготовительный этап.
  2. Изготовление учащимися компьютерного варианта беджа.
  3. Окончательное изготовление визитной нагрудной карточки.

Подготовительный этап

Этот проект потребует некоторой предварительной подготовки. Во-первых, нужно закупить необходимое количество пластиковых держателей для беджей - чтобы хватило всем детям в классе и было несколько запасных.

Во-вторых, перед проведением проекта вам нужно заранее ввести в компьютер некоторые данные о бедже. В результате этих предварительных настроек тот общий шаблон беджа, который мы приготовили для вас, приобретет индивидуальные черты. Именно с этим, подготовленным вами шаблоном и будут работать дети в проекте. При этом мы постарались сделать интерфейс этого проекта (равно, как и всех остальных) максимально дружественным, не только для ребят, но и для вас.

На главном экране курса напротив названия проект «Мое имя» вы найдете ссылку «Предварительные настройки» (эта ссылка будет видна только если вы зайдете под своим именем, на ученическом экране ее не будет).

Нажав на ссылку «Предварителные настройки», вы попадете на экран «Мастер создания бэджа. Этап 1» Здесь вы должны будете проставить размеры того бэджа, который соответствует купленным вами держателям. Конечно, основная часть производимых держателей имеет стандартный размер, однако вам могут попасться и нестандартные держатели. Обычно размер бумажного вкладыша написан на упаковке с такими держателями. Можно выяснить нужный размер и экспериментальным путем: с одной стороны, он не должен заминался, а с другой – не должен выскальзывать из держателя. Кроме того, возможно, вы предпочтете, чтобы дети изготовили держатели сами (из картона и булавки), например, на уроке труда.

Заполнив все поля, или оставив данные, указанные по умолчанию, нажмите кнопку «Вперед». Появится экран «Мастер создания бэджа. Этап 2». Здесь вам предлагается изменить текст-подсказку, который будет напечатан на полях бэджа, когда ученик начнет работать с проектом. Кроме того здесь вы можете установить размер шрифта для каждой из надписей (или оставить тот, который установлен по умолчанию).

Напечатав здесь все необходимое, нажмите кнопку «Вперед». Появится экран «Мастер создания бэджа. Этап 3». Здесь вам предлагается выбрать картинку для бэджа. Вы можете выбрать картинку сами (и тогда она будет одинаковой у всех ребят) или разрешить выбирать картику каждому ребенку самостоятельно. Для этого выберите соответственно «Да» или «Нет» в правом нижнем меню экрана.

Если вы хотите, чтобы дети использовали в своей работе какие-то другие картинки, например, логотип вашей школы или класса, вы можете добавить эти картинки, загрузив соответствующие файлы. Для этого вам нужно прервать работу с мастером создания бэджа и вернуться на главный экран курса. Здесь напротив названия проекта «Мое имя» найдите ссылку «Загрузить файлы логотипов». Дальше выберите файл и нажмите кнопку «Загрузить». Важно, чтобы подгружаемые вами картинки были в формате JPG с компрессией Normal, а имена файлов были обязательно написаны только латиницей.

Теперь вернитесь к матеру создания бэджа (предварительным настройкам) и выберите подгруженную вами картинку.

Работа по предварительной настройке шаблона завершена. Нажмите кнопку «Вперед» и перейдите на следующий экран «Мастер создания бэджа. Этап 4». Здесь вы можете посмотреть, что получилось (кнопка Preview), распечатать шаблон и проверить правильность его размеров (кнопка Print), сохранить настройки и выйти на главный экран курса (кнопка Save & Exit).

Изготовление учащимися компьютерного варианта беджа

Перед тем, как учащиеся сядут за компьютеры, необходимо объяснить детям, чем они будут заниматься и зачем это нужно. При этом подробно описывать работу с шаблоном не нужно, лучше это сделать, уже посадив ребят за компьютеры.

Как и раньше, перед началом работы вам нужно пройти по классу и войти на каждом компьютере на сайт под именем того ученика, который будет работать на этом рабочем месте – на каждой из машин должен быть открыт главный экран курса. Конечно, такая процедура достаточно трудоемка. Но уже начиная со следующего урока можно будет показать детям процедуру входа: заполнения полей имени и пароля. Ведь именно этому (или почти этому) они научатся в ходе проекта «Мое имя»! Кроме того, необходимо проследить, чтобы на каждом компьютере русский язык был выбран как основной.

Итак, дети сели за компьютеры и кликнули мышкой на название проекта. При этом на экране появится бедж увеличенного размера, на котором расположены:

Текст задания можно озвучить, кликнув на него мышкой (точно так же, как в компьютерных уроках). На каждом окне серым цветом дана подсказка: написано, что нужно печатать в этом окне (текст подсказки вы могли поменять в «Предварительных настройках»). Если щелкнуть мышкой на текстовое поле, первоначальная надпись-подсказка пропадет и появится текстовый курсор.

Как видите, интерфейс этого проекта совсем не сложен. Он сделан с таким расчетом, чтобы учителю не было необходимости подробно разъяснять детям работу с шаблоном и можно было закончить всю работу в проекте за один урок. Чтобы, работая в исследовательском режиме, ребенок не мог ничего испортить, на экране нет ничего лишнего.

В процессе работы ребенок столкнется с необходимостью вводить заглавные буквы. Для этого нужно нажать кнопку Shift («Шифт», самая правая и самая левая кнопки во втором снизу ряду клавиатуры, иногда на них нарисована стрелка вверх). Если вы считаете, что знакомить детей с переходом на заглавные буквы пока рано, просто заранее нажмите CapsLock на клавиатуре всех ученических компьютеров. В этом случае все буквы на бедже будут заглавными. Неправильно введенный текст ребенок сможет удалить клавишей Backspace («Бэкспейс», стрелка влево в верхнем правом углу клавиатуры с цифрами). Английские названия этих клавиш можно пока и не озвучивать: можно, например, нарисовать эти кнопки на доске и назвать их как-нибудь по-русски: например, кнопка «удаление буквы» и кнопка «большие буквы».

Чтобы выбрать или изменить картинку, нужно просто щелкнуть мышкой по выбранной картинке в библиотеке слева. Библиотеки картинок, бусин и других объектов появятся у нас в компьютерных уроках позднее. Но уже сейчас вы вполне можете использовать этот термин в обсуждении. В библиотеке одновременно видны только пять картинок. Чтобы увидеть другие картинки, нужно подвинуть рычажок прокрутки или нажать на стрелки «вверх» и «вниз» – точно так же, как при работе с окнами в файловой системе.

Отдельно нужно обсудить со всеми детьми назначение кнопок «Печать», «Сохранить» и «Сохранить и выйти». При нажатии кнопки «Печать» появится стандартный экран выбора принтера и печати. При нажатии кнопки «Сохранить» работа ребенка (то, что он успел сделать на экране к этому моменту) будет сохранена. При нажатии кнопки «Сохранить и выйти» работа будет сохранена и откроется главный экран курса. Расскажите детям, что кнопку «Печать» стоит нажимать только в самом конце работы, когда бэдж готов и ошибки проверены. А кнопку «Сохранить» стоит нажимать чаще - время от времени в процессе работы, чтобы сохранять каждую небольшую часть работы (у взрослых это называется «промежуточное сохранение»). Чтобы закончить работу, нужно нажать кнопку «Сохранить и выйти». Если понадобится, дети смогут потом снова открыть экран проекта - он будет в том виде, как был сохранен при последнем выходе.

Несмотря на то, что работа в этом проекте совсем простая, необходимо учитывать, что для ребят это совершенно новый вид деятельности и поиск каждой буквы на клавиатуре представляет собой отдельно взятую задачу. Поэтому многие дети так радуются, когда наконец получают готовый продукт, и могут не заметить элементарных ошибок, которые сразу же заметит учитель – отсутствие заглавной буквы, грамматическую ошибку, незаполненное поле. Поэтому, чтобы сэкономить время, бумагу и картриджи для принтера, лучше заранее просмотреть каждую готовую работу – например, попросить детей перед тем, как нажать кнопку «Печать», подозвать вас и показать результат работы.

Окончательное изготовление визитной нагрудной карточки

После того, как учащийся исправил все свои ошибки, можно нажать на кнопку «Печать» – тогда страничка с его беджем будет распечатана. Теперь, получив распечатку, ребенок наконец-то может изготовить нагрудную визитную карточку (бедж), которую будет с гордостью носить. Чтобы бумажный вкладыш было удобно вырезать, бедж распечатается вместе с тонкой рамочкой-контуром. Учащийся после этого вырезает бумажный вкладыш по контуру и вставляет бедж в держатель.

Заключительные комментарии

Большинство проектов мы советуем заканчивать общим подведением итогов проекта и обсуждением готовых работ. Если проект выполняется индивидуально, а предполагаемый результат допускает какие-то вариации, то наиболее ценный продукт общего обсуждения – вопрос «Как у тебя это получилось?», который неминуемо возникает у одного или нескольких ребят, когда кто-то в классе изготовил что-то необычное, отличающееся от работ других в лучшую сторону. Это вызывает у ребят желание научиться, узнать нечто новое, улучшить свою работу, что является очень важным. Однако в этом проекте беджи ребят будут довольно похожи и описываемый эффект будет выражен слабо. Поэтому этап подведения итогов и обсуждения сделанных работ можно провести кратко, в ходе индивидуального обмена мнениями между учителем и учеником.

Как и при работе на обычном уроке, при проведении проектных уроков вы столкнетесь с тем, что все ребята работают в собственном темпе. Поэтому вам заранее предстоит решить, чем занять сильного ребенка, который выполнил задачу проекта за 10 минут до его окончания. Наиболее простых вариантов два – попросить такого ребенка помочь более слабому или предложить ему поработать с необязательными (трудными) задачами из предыдущего урока.