ЗАЛ 11

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ. IX – ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIII вв.

 

Сложная и трудная история Руси сохранила ничтожную часть того богатства памятников архитектуры, письменности и прикладного искусства, которые были созданы умелыми руками наших предков в IX XIII веках. Однако, даже немногие шедевры, дошедшие до нашего времени, поражают воображение своим изяществом, красотою и свидетельствуют о высоком уровне развития древнерусской культуры. Её истоки уходят в далекое прошлое, ее связи многообразны, ее расцвет накануне монгольского нашествия величествен, ее традиции заложили прочные основы для последующего развития единой культуры трех славянских народов.

Мощный толчок к развитию древнерусской культуры дало принятие христианства в конце X в. Из Византии на Русь пришли неизвестные дотоле архитектура и живопись, новые формы, техники, декор, которые были освоены и творчески переработаны местными мастерами. Именно после христианизации на Руси разворачивается строительство каменных храмов. Такие выдающиеся памятники, как киевская и новгородская Софии, владимирские Успенский и Дмитровский соборы давно уже стали символами эпохи. Простота и благородство форм гармонировали с богатством  внутренней отделки храмов. Об этом свидетельствуют сохранившиеся фрагменты внутренней отделки: мозаичные полы, фрески, церковная утварь.

Появление письменности на Русь зафиксировано еще до принятия христианства, однако её широкое распространение связано именно с этим эпохальным событием. Многочисленные храмы и княжие дворы становились очагами, распространявшими «книжность» и образование, местом создания первых памятников литературы. Книги писали на пергамене уставным письмом, украшали разноцветными миниатюрами, заставками, концовками, инициалами. Поражают своим великолепием Юрьевское и Мстиславово Евангелия. На Руси были популярны переводы сочинений «отцов и учителей церкви», хроники, житийная литература. Особое место в культуре Древней Руси занимает летописание, которое возникло в XI веке и продолжалось до XVII в. Большую роль в его становлении сыграл киевский митрополит Илларион, автор «Слова о законе и благодати», Киево-Печерский монастырь, из стен которого вышла широко известная «Повесть временных лет» - свод летописных известий о древнейшем прошлом Руси. Разные по содержанию и литературному достоинству памятники вводят нас в круг политических, идеологических и религиозных вопросов, волновавших людей Древней Руси.

Главным источником сведений о декоративно-прикладном искусстве Древней Руси являются многочисленные клады, зарытые во время нашествия монгольских орд Батыя в 1237-1241 годах. Все они представляют собой наборы украшений знати и состоятельных горожан, спрятанные во время опасности. Различные виды ювелирного искусства – литье и чеканка, ковка и штамповка, чернение и золочение, филигрань и эмаль – были хорошо знакомы русским мастерам и позволяли им создавать изумительные образцы высокохудожественных изделий.

В XII – первой половине XIII века, в период феодальной раздробленности, на Руси возникали многие местные центры материальной и духовной культуры, отличающиеся региональными особенностями. В то же время культура княжеств оставалась общерусской и в её произведениях особенно было заметно сознание единство Русской земли.