И.-С. Клаубер. Портрет польского короля Станислава II Августа (Понятовского). 1798

Среди многочисленных техник гравирования гравюра резцом на меди, называемая также классической, является одной из основных. Она появилась в Западной Европе примерно в середине XV века первой среди других видов углубленной гравюры. В разные эпохи резцовая гравюра выполняла функции как оригинальной, так и репродукционной техники. В последнем качестве она оказалась самой востребованной из тиражных техник благодаря строгой объективности по отношению к воспроизводимому оригиналу. К XVIII веку это ее назначение окончательно стало ведущим, позволив ей сыграть заметную роль в решении просветительских задач.

В России подлинное развитие гравюры на меди началось с конца XVII века. В русле петровских преобразований гравюра начинает отражать государственные интересы, в ее тематике доминирует изображение празднеств и фейерверков, триумфов и военных побед, а также их творцов, происходит формирование нового репрезентативного стиля. Можно сказать, что XVIII век стал временем расцвета русской гравюры на металле, сумевшей за короткий срок освоить разнообразные жанры и техники и поднять их на высокий художественный уровень.

Укрепление этих позиций на рубеже XVIII - XIX веков и в последующие десятилетия во многом было связано с личностью И.-С. Клаубера (1754-1817), тонкого мастера и прекрасного педагога, приехавшего в Россию из Германии и возглавлявшего гравировальный класс Академии художеств с 1796 по 1817. Для самого мастера и его школы (С.Ф. Галактионов, А.Г. Ухтомский, братья К.В. и И.В. Ческие, Е.О. Скотников, Н.И. Уткин) характерны верность строгим традициям классической гравюры и высокое техническое мастерство.

По сведениям признанного знатока, собирателя и каталогизатора русской гравюры Д.А. Ровинского (1824-1895), в России "Клаубер принялся тотчас же за работу и стал выпускать в свет, один за другим, капитальные портреты русских знаменитостей". К лучшим его петербургским работам можно отнести "Портрет польского короля Станислава II Августа (Понятовского)" (1798).

Станислав II Август Понятовский (1732-1798) - последний король Польский. Ездил послом от Августа III к русской императрице Елизавете Петровна и здесь сблизился с великой княгиней Екатериной Алексеевной, будущей императрицей Екатериной II. После смерти Августа III избран единогласно польским королем 7 сентября 1764, коронован в Варшаве 25 сентября. Чуть было не был убит заговорщиками 3 ноября 1771. При нем в 1772 состоялся 1-й раздел Польши. 3 мая 1791 принял конституцию, противился 2-му разделу Польши, вследствие чего А.В. Суворов занял Варшаву. Станислав-Август переселился в Гродно, где 25 ноября 1795 подписал условия 2-го раздела и отречение от престола. По кончине Екатерины II был вызван в Петербург; присутствовал при коронации Павла I. Погребен с королевскими почестями в петербургской католической церкви.

Живописным оригиналом для гравюры послужил портрет модной портретисткой М.-Л.-Э. Виже-Лебрен, исполненный в 1797. Его черты с большим мастерством переданы И.-С. Клаубером в тончайших линиях резцовой гравюры.

Гравированный портрет выполнен в характерном для классицизма так называемом медальонном обрамлении, включающем обязательную рамку, изображение архитектурных элементов (постамента, на котором возвышается овал с фигурой внутри него), шрифтовую надпись. Станислав-Август изображен в возрасте 65 лет, когда самые яркие и драматичные события его жизни уже были позади. Однако о былом величии и королевском достоинстве говорят по-прежнему гордая посадка головы, независимый и чуть надменный взгляд. Особую торжественность и пышность портретному изображению сообщают орденская лента и горностаевая королевская мантия, наброшенная, подобно тоге античного героя, на плечи Станислава-Августа. Несмотря на строгое оформление без каких бы-то ни было аксессуаров (картуши, геральдические символы, которые часто присутствуют на гравюрах), портрет не лишен черт парадности.

Справочная информация

Клаубер Игнатий Себастьян (1754-1817) - гравер резцом. Представитель немецкой школы, проработавший в России более 20-ти лет.

Родился в 1754 в Аугсбурге, учился у отца. Работал в Риме и в Париже, здесь в 1784 он избран академиком. После возвращения домой, работал в Аугсбурге и Нюрнберге, в 1795 - профессор гравирования у курфюрста Трирского. С 1 августа 1796 - профессор гравирования в Петербургской Академии художеств (первоначально по контракту на 3 года). Сформировав школу гравирования, воспитал плеяду русских граверов: С.Ф. Галактионов, А.Г. Ухтомский, братья К.В. и И.В. Ческие, Е.О. Скотников. Выдающимся учеником И.-С. Клаубера был гравер Н.И. Уткин. И.-С. Клаубер руководил гравировальными работами по созданию несколькими его учениками знаменитой серии гравюр "Виды окрестностей Петербурга" (1800-1813).

По сведениям Д.А. Ровинского, в России "Клаубер принялся тотчас же за работу и стал выпускать в свет, один за другим, капитальные портреты русских знаменитостей", исполнив только в Петербурге около 140 гравюр.

Виже-Лебрен Мария Луиза Элизабет (1750-1842) - французская портретистка, придворная художница королевы Марии-Антуаннеты. В 1789 в связи с революционными событиями покинула Париж, путешествовала по Европе. В 1795 по приглашению графа А.К. Разумовского приехала в Россию, где проработала до 1801. Жила в Санкт-Петербурге. Член ряда европейских Академий художеств, почетный вольный общник. Императорской Академии художеств в Петербурге. Участник выставок Парижского салона.

Ровинский Дмитрий Александрович (1824-1895) - известный юрист и государственный деятель, археограф, историк искусства, коллекционер, член-корреспондент (1881), почетный член Петербургской Академии наук(1883), почетный член Академии художеств(1870).

С молодости увлекся собиранием и изучением европейской и русской гравюры и русского лубка. Результатом стали фундаментальные исследования и каталоги, до сих пор не утратившие научного значения: "Русские народные картинки" (т. 1-5. 1881) с атласом в 4-х книгах (1881-93), "Подробный словарь русских гравированных портретов" (т. 1-4. 1886-89), "Подробный словарь русских граверов XVI - XIX в.в." (т. 1-2. 1895), "Полное собрание гравюр Рембрандта со всеми разницами в отпечатках" (один том текста и атлас в 3-х томах. 1890). Ровинский обстоятельно описал, систематизировал, проанализировал богатый фактический материал и положил начало изучению русской гравюры и лубка. Отдельные его исследования посвящены творчеству Е. П. Чемесова, Н. И. Уткина, Ф. И. Иордана. Свою коллекцию Ровинский завещал Эрмитажу, Академии художеств, Румянцевскому музею и Публичной библиотеке.

Императорская Академия художеств в Санкт-Петербурге - высшее государственное учреждение в области изобразительных искусств и архитектуры, а также высшая художественная школа. Учреждена в 1757 году по проекту графа И. И. Шувалова (в домах которого первоначально располагалась) как "Академия трех знатнейших художеств", закрытое учебное заведение с отделениями живописи, скульптуры и архитектуры. Классы открылись в 1758 году, первый выпуск состоялся в 1762 году. По уставу 1764 года преобразована в Императорскую Академию художеств - государственное учреждение, регламентировавшее художественную жизнь России, распределявшее официальные заказы и присуждавшее академические звания. При ней было открыто Воспитательное училище, в которое для художественной подготовки принимались дети 5-6-лет. После 9-летнего обучения учащиеся завершали образование в одном из высших классов: историческом, портретном, гравюрном, скульптурном, архитектурном и других, при выпуске исполняя произведение на заданную тему ("программу"). С 1767 года награжденные золотой медалью выпускники направлялись совершенствоваться за границу как пенсионеры Академии. С 1770-х годов в Академии проводились художественные выставки. В 1802 при президенте А. С. Строганове устав Академии художеств дополнен новыми статьями, повысившими роль Академии во всех сферах художественной жизни. Расцвет Академии пришелся на 1-ю треть XIX века, период зрелого русского классицизма. Во 2-й половине XIX века Академия сохраняла свое значение как главная в России школа художественного образования. За 1758-1918 годы в ней получили образование около. 3800 живописцев, 990 скульпторов и 2150 архитекторов.

Здание Академии, построенное в 1764-1788 годах по проектам архитекторов А.Ф. Кокоринова и Ж.-Б. Вален-Деламота - выдающийся памятник архитектуры классицизма, один из архитектурных символов Санкт-Петербурга.

Жанр (франц. genre от лат. genus - род, вид) - термин, классифицирующий художественные произведения по признакам единства содержания и формы, структуры и функции художественного образа (например, портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер). В изобразительном искусстве формирование отдельных жанров начинается в XV - XVI веках.

Портрет (франц. portrait - изображение) - жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение человека. В отличие от аллегорического изображения, портрет передает индивидуальное сходство. Портрет может быть оплечным, погрудным (в скульптуре называется бюстом), поясным, в рост, изображать портретируемого с разных точек зрения, то есть в разных ракурсах; к этому жанру относятся групповой портрет, портрет в интерьере или в пейзаже.

Гравёр (от франц. graveur - от graver - вырезать) - мастер гравирования, то есть вырезания изображений на твердых материалах, а также мастер изготовления гравюры - художественной печатной формы из дерева, металла, линолеума и других материалов.

Гравюра (франц. gravure от graver - гравирование) - оттиск чаще всего на бумаге с печатной формы ("доски"), изготовленной вручную художником-гравером. Гравюрой называют также саму печатную форму. Гравюра является одновременно произведением изобразительного искусства и полиграфии. По принципу изготовления печатной формы и способу печати разделяется на три вида: гравюра высокой печати (ксилография или гравюра на дереве и линогравюра или гравюра на линолеуме), плоской печати (литография или гравюра на камне) и. глубокой печати (резцовая гравюра на металле, офорт и их разновидности).

Глубокая (или углубленная) печать - это печать, при которой краска находится в углублениях печатной формы, а пробельные места выше (их перед печатью очищают). Печать осуществляется под большим давлением на специальном станке. Принцип изготовления печатной формы в глубокой печати заключается в том, чтобы изображение нанести на поверхность в виде углубленных линий, точек, других неровностей, способных удержать печатную краску. Гравюры глубокой печати разделяются на две группы: механические (резцовая гравюра, сухая игла, пунктирная манера, меццо-тинто или черная манера) и химические или травление (офорт и его разновидности - акватинта, лавис, мягкий лак, резерваж).

В резцовой гравюре изображение создается с помощью специальных резцов (штихелей) из комбинации параллельных и перекрещивающихся штрихов и точек, врезанных в толщу металла. Медная печатная форма, награвированная резцом, дает около 1000 полноценных оттисков.

Оригинал (лат. originalis - первоначальный) - в искусстве подлинник, подлинно авторское художественное произведение, в отличие от копии, слепка, репродукции. В отдельных случаях, например в печатной графике, оригиналом считается каждый отпечаток (оттиск), так как сама форма, с которой делаются оттиски, зрительно не выявляет задуманного автором художественного образа. Также для гравюры под оригиналом подразумевают то произведение, чаще всего живописное, которое воспроизводится в печатной форме и изготовленных с нее оттисках.

Разделы Польши - в последней трети XVIII века окруженная сильными централизованными абсолютистскими государствами Речь Посполитая - Польша - сохраняла в своем политическом устройстве все пережитки феодальной республики. Центральная власть в стране была слабой. Высшим органом власти в Польше был Сейм - съезд польской шляхты, который избирал короля и утверждал законодательство, причем существование права "свободного запрещения" позволяло даже одним голосом "против" срывать принятие любого закона. Такая обстановка постоянного политического кризиса в стране позволяла могущественным соседям Польши регулярно вмешиваться в ее внутренние дела. В качестве предлога для такого вмешательства Россия и Пруссия использовали и так называемый "диссидентский вопрос" - вопрос о положении и правах некатолического населения Польши. Под давлением со стороны России и Пруссии польский король уравнял в правах католическое, православное и лютеранское население страны. Однако возмущенная бесцеремонным вмешательством соседей во внутренние дела Польши группировка шляхты в 1768 объявила своей целью борьбу против этого решения своего короля и России. Правительство Екатерины II направило в Польшу войска, подавившие это выступление. Одновременно Австрия и Пруссия оккупировали часть польских земель. Прусский король Фридрих II выступил с инициативой раздела Польши. Опасаясь, что, воспользовавшись затянувшейся русско-турецкой войной, Австрия и Пруссия осуществят этот раздел и без ее участия, Россия поддержала инициативу прусского короля (первоначально Россия рассчитывала сохранить единую Польшу, распространив свое влияние на всю ее территорию).

В 1772 состоялся первый раздел Речи Посполитой. По договору Австрия получила Западную Украину (Галицию), а Пруссия - Польское Поморье (без Гданьска и Торуня). К России отошла восточная часть Белоруссии по Западной Двине и Верхнему Днепру.

Наиболее прогрессивная часть польского дворянства и буржуазии стала бороться за сохранение национальной государственности. 3 мая 1791 Сеймом была принята новая конституция Польши, закрепившая ряд важных государственных преобразований, создающих условия для постепенного выхода Польши из состояния кризиса. Однако группа польских магнатов обратилась к России с просьбой о сохранении в неприкосновенности старого политического устройства Речи Посполитой. Правительство Екатерины II вновь вмешалось в польские дела. Польские реформы были объявлены "прямым следствием французской смуты" 1789 года. В 1792 русские войска, а за ними и прусские вступили в Польшу.

В 1793 Россия и Пруссия осуществили второй раздел Польши. Пруссия захватила Гданьск, Торунь и западную часть Польши с городом Познань. К России же отошли: центральная Белоруссия с Минском и Правобережная Украина.

Новый раздел Польши, поставивший страну в полную зависимость от Пруссии и России, вызвал весной 1794 восстание польских патриотов, возглавленное Т. Костюшко. Однако посланные Екатериной II войска под командованием генерала А.В. Суворова (именно за это он получил чин фельдмаршала) разгромили восставших и пленили их руководителя. Эти события предопределили третий раздел Польши в 1795.

Согласно условиям третьего раздела Австрия получила южную часть Польши (Малую Польшу) с городами Люблином и Краковом, Пруссия - центральную часть страны с Варшавой. К России отошли: Литва, Курляндия, Западная Белоруссия и Волынь. Польша более чем на столетие потеряла свою государственность и суверенитет.

Геральдика (от нем. Heraldik - heer-ait - ветеран) - искусство и наука (гербоведение) составления, изготовления описания и толкования гербов.

Тога (togae от tegere - покрывать) - в Древнем Риме гражданская верхняя одежда, символизирующая римскую национальность, гражданственность и мирную жизнь

Боровская М.И.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева