И.Н.Щеглов. Казанский взвоз. 1945

Среди художников есть прирожденные пейзажисты. Таким был и Иван Никитич Щеглов, искусство которого сыграло большую роль в развитии традиций саратовской пейзажной живописи. Образы, созданные мастером, неизменно привлекали внимание зрителей правдивостью и высокой живописной культурой.

Жизнь Ивана Щеглова была тесно связана с Саратовом - городом, где прошла его молодость, годы учебы, период творческого становления. Более сорока лет он преподавал в Саратовском художественном училище, и бывшие студенты всегда вспоминают о нем с огромной любовью, благодарностью и уважением.

Сильные стороны дарования художника наиболее ярко проявились в пейзажных работах. В послевоенное время Щеглов увлекся проблемами передачи пространства, световоздушной среды. Наиболее значительные произведения сороковых годов - городские пейзажи "Казанский взвоз", "Мирный переулок", "Выходной день на Волге".

Приподнятое, оптимистическое настроение первого послевоенного лета чувствуется в картине "Казанский взвоз", написанной мастером в 1945 году. Художник изобразил оживленную жизнь одной из самых старых саратовских улиц - Казанского взвоза. Взвозами с давних времен именовались все улицы города, выходившие на берег Волги, и имевшие небольшой крутизны спуски к реке.

Казанский взвоз, изображенный Щегловым, получил свое название по имени располагавшейся там Казанской церкви, построенной в семнадцатом веке. От храма, просуществовавшего до первой четверти двадцатого столетия, сейчас осталось лишь небольшое строение. Взвоз начинался от Глебучего оврага, часть которого мы видим на переднем плане картины. Этот овраг и по настоящее время находится в самом центре города. На картине видно, как по его дну, поросшему травой, протекает небольшая речка Тайбалык, которая, извиваясь, стекает в Волгу. Справа от оврага - небольшие старые домики и постройки, огороженные забором, упираются в двухэтажный дом, стоящий на улице, почти у самой реки. У берега замерли в ожидании своих пассажиров многочисленные парусники и моторные лодки; небольшой пароходик плывет по воде вдоль Зеленого острова, растянувшегося по Волге узкой длинной лентой.

В пейзаже - синяя плотная вода Волги вобрала синеву жаркого летнего дня: асфальт улицы, деревянные заборы и светлые дома напитаны светом неба, отражениями воды и деревьев; небольшие облака нависли над водой - во всем та внутренняя связь выразительных средств, которая всегда является главным условием построения художественного произведения. Телеграфные столбы, фигурки прогуливающихся по взвозу людей, лодки и парусники, причалившие к берегу, создают типичный образ Саратова сороковых годов. В "Казанском взвозе" мастер сопоставляет близкое - дома и деревья - с далеким и бесконечным - река и небо - и одновременно воспринимает пейзажное пространство картины как единое цветовое целое. Голубая световоздушная среда умеряет яркость земли, деревьев, домов. Зеленый, красный, охристый смягчаются, впитывая в себя рефлексы от неба и воды. Голубизна, разлитая в пейзаже, настолько заполняет его воздухом, что, кажется, в нем нет и земли. Композиционно она занимает почти треть холста, но холодный тон ее охры создает впечатление не земли, а воздуха над ней. Данный пейзаж выдержан художником в гамме, взятой с точностью, фиксирующей определенное состояние летней волжской природы, когда все предметы, строения, фигурки людей словно растворяются в мареве жаркого солнечного дня. Ради установления колористического единства интенсивность цвета была приглушена, основные цветовые пятна качественно сближены. Стремясь придать цвету большую глубину, а его переходам большую тонкость, художник использует различные приемы нанесения красок, прихотливое взаимодействие которых образует бесконечно разнообразную игру цветовых отношений, передающую форму предметов, их положение в пространстве, свойства их поверхности и их внутренние особенности. Своеобразие колористического дара художника заключается еще и в том, что, даже работая над пейзажем с натуры, он всегда ясно представлял себе целое цветовое решение картины.

Как у подлинного пейзажиста, у Щеглова одним из главных элементов поэтики является пространство. Художник стремится к точному и глубоко правдивому отображению природы, к сочетанию общего большого пространственного разворота картины с повествовательностью и детальностью. Точка зрения, взятая немного сверху, позволила Щеглову дать панораму Волги, старой саратовской улицы - Казанского взвоза.

Справочная информация

Взвоз - значение слова "взвоз" в толковом словаре В. И. Даля разъясняется так: "Взвозить, взвести, взваживать что, куда, на что везти, на колёсах или на полозу, в гору, в верх, на высоту... Взвоз - также взъезд, подъём, например от реки, моста или перевоза". Каждый саратовский взвоз имел своё название, а некоторые - и несколько. Старые взвозы служили, кроме всего прочего, ещё и ориентирами для тех, кто направлялся на пристани многочисленных тогда пароходных обществ. Любопытно, что нигде, кроме Саратова улицы, спускающиеся к Волге, не назывались взвозами, во всех других поволжских городах употреблялись слова - съезды или спуски.

Дорогина Е.А.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева