Святые Борис и Глеб. Середина XIV в.

Четко выделяясь на мерцающем золотом фоне, предстают первые русские святые – Борис и Глеб, сыновья великого князя Владимира – крестителя Руси.

Каждый из братьев держит в левой руке крест – символ мученичества, в правой – меч, знак княжеской власти. Они были убиты в 1015 году по приказу старшего сводного брата Святополка, прозванного за это злодеяние «окаянным». Будучи предупреждены о коварных планах брата, стремившегося захватить их владения, Борис и Глеб, тем не менее, не оказали сопротивления и добровольно приняли мученическую смерть, не желая войны между братьями и разорения земель русских.

В обликах братьев заметно сходство. Борис старше, у него усы и небольшая борода. В житии святых сказано: «...как царь крепок телом и всячески украшен, как цветок цвел в юности своей; в сраженьях был храбр, в советах мудр и разумен и благодать божия цвела на нем...». Юный возраст Глеба подчеркивают распущенные по плечам волосы. О нем говорится: «...колос еще не созревший, соком беззлобия налитый...». В трогательном и возвышенно-прекрасном образе юного Глеба с его доверчивым взглядом и волнистыми прядями волос воплощено представление о душевной чистоте, о твердости характера народного героя.

Московский иконописец подробно передает богатые княжеские одеяния: драгоценные камни и жемчуга на поясах и зарукавьях, шапки с меховой опушкой, красные сафьяновые сапожки и тяжелые с золотым шитьем плащи, отороченные горностаевым мехом.

Борис и Глеб были канонизированы в 1037 году. Их почитание всегда связывалось с идеей братолюбия и единения русских князей. В них видели покровителей Руси, о которых говорили: «...наше оружие, земли русской защита и опора, мечи обоюдоострые...».