С.Ю. Судейкин. "Англия. Эскиз костюма для спектакля "Торжество держав". 1914

В 1910-х годах Сергей Юрьевич Судейкин (1882-1946) наиболее ярко раскрывается как станковый и театральный художник, он становится участником выставок объединения "Мир искусства", лидеры которого возглавляли процесс сближения живописи и театра. Театр привлекал их как возможность воплощения идеи "синтеза искусств". Эта мысль была привлекательна для многих творческих людей "серебряного века" как символ мечты о гармоничном прекрасном пространстве искусства, где создавался бы новый эстетизированный мир. Именно театральное действие, когда на сценической площадке смыкались литература, музыка, хореография и живопись, наиболее точно соответствовало представлениям о синтетическом искусстве. Подобные идеи были особенно близки Судейкину, он активно сотрудничал с различными театрами, считая художественное оформление спектакля равноправной частью сценического действа. Он все время подчеркивал: "Я - живописец в театре, - прежде всего живописец, а потом, если нужно уже декоратор".

В целом творчество Сергея Юрьевича Судейкина можно определить как близкое символизму. Художник участвовал в выставке "Голубая роза", которая дала название объединению молодых художников, отказавшихся от натуралистической манеры в живописи. Они заново переосмыслили реальность, увидели ее как эфемерную субстанцию. Произведения Кузнецова, Уткина, Сапунова, Судейкина и других являют собой вторую волну русского символизма, вслед за Врубелем и Борисовым-Мусатовым. Но Судейкина, как и его друга Сапунова, отличало от других "голуборозовцев" яркое театрально-декоративное начало, проявившееся даже в ранних станковых вещах художника. "Ночной праздник", "Гулянье", "Балетная пастораль" - содержание многих картин, написанных в 1906-1907 годах, связано с театром, их композиционное построение близко сценическому.

Столь явная театрализация живописных работ была проявлением духа времени, когда вся жизнь строилась по законам театра, а люди напоминали скорее персонажей пьесы, на их лица были надеты маски, реальная жизнь и подлинные чувства стали большой редкостью в начале нового столетия среди столичной богемы. Подобная ситуация во многом объяснялась острым ощущением иллюзорности, зыбкости и призрачности жизни в преддверии масштабных социальных потрясений, потому в обществе была разлита жажда торопливых непрекращающихся развлечений, что давало выход всеохватной театрализации. В Москве и Петербурге в предвоенные годы почти каждый месяц открывались новые театры, студии или кабаре, некоторые из них, такие как "Кривое зеркало", "Бродячая собака", "Привал комедиантов", были связаны с деятельностью С.Ю. Судейкина. Наиболее близким по творческому духу и смелой новаторской мысли стал для Судейкина и Сапунова непредсказуемый и гениальный Всеволод Мейерхольд, с которым они вместе создавали спектакли в течение нескольких лет на разных сценах обеих столиц. Содружество Судейкина и Мейерхольда началось еще в середине 1900-х годов, со времени их совместных постановок в Доме интермедии. Наиболее громкий успех выпал на долю спектакля "Сестра Беатриса" М. Метерлинка, который был поставлен в 1906 году в театре В.Ф. Комиссаржевской. Здесь Судейкин раскрылся как художник условного символистского театра, его декорации и костюмы, по словам зрителей, "играли роль музыкального аккомпанемента".

В 1908 году Мейерхольд, за которым уже закрепилась репутация "декадента", окончательно разочаровавшись в частной антрепризе, принял приглашение директора Императорских театров Ф. Теляковского, возглавив Александринский и Мариинский императорские театры. Здесь в творчестве режиссера появились весьма специфические патриотические оттенки, а его спектакли достаточно органично вписались в систему "сценариев власти", особенно после начала Первой мировой войны, когда дело дошло до постановки концерта-апофеоза "Торжество держав". Премьера этого помпезного действа по сценарию модного публициста А.В. Бобрищева-Пушкина состоялась 11 октября 1914 года. Патриотическая манифестация "Торжество держав" создавалась на волне антигерманского подъема после начала военных действий. В журнале "Аполлон" театральный критик Соловьев отмечал: "Была интересно разработана и выполнена картина апофеоза в стиле лубка на фоне декоративно-архитектурных форм в стиле византийского зодчества, украшенных военной арматурой русского классицизма". Автором масштабных декораций и не менее эффектных костюмов был С.Ю. Судейкин.

В апофеозе принимали участие несколько персонажей, воплощающих союзниц России, воюющих против Германии. Один из костюмов, созданных Судейкиным, предназначался для актрисы, которая исполняла роль Англии. Художник изображает величественную молодую женщину, уверенную и гордую, снисходительно взирающую на окружающих. Платье дамы соединяет в себе черты модного силуэта стиля модерн с деталями средневекового придворного костюма. Красно-белая гамма наряда ассоциируется с цветами английского флага, а черно-зеленая клетка накидки призвана напомнить о шотландских землях, входящих в состав Британской империи. В левой руке героиня держит посох-кадуцей, соединенный с якорем - символ могущества Англии на морях и в торговле. Различные аксессуары - пышный шлем и пальмовая ветвь - подчеркивают английскую воинственность и уверенность в победе.

Эскизы костюмов, выполненные Судейкиным для "Торжества держав", отличаются от других его театральных произведений особой лаконичностью силуэтов. В этих работах обычная для него прихотливость рисунка уступает место чистым и простым линиям. В цветовом решении костюмов автор предпочитает яркие локальные краски, используя для написания эскизов темперу. Очевидно, что пафосный характер спектакля требовал от художника более традиционного изобразительного языка. Эскизы впечатляют изысканными гибкими очертаниями, выразительными жестами и эффектным колоритом.

Справочная информация

Символизм (от фр. symbolisme, от греч. symbolon - знак, опознавательная примета) - эстетическое течение, сформировавшееся во Франции в 1880-1890 и получившее широкое распространение в литературе, живописи, музыке, архитектуре и театре многих европейских стран на рубеже 19-20 вв. Огромное значение символизм имел в русском искусстве этого же периода, приобретшего в искусствоведении определение "Серебряный век".

Мейерхольд Всеволод Эмильевич (1874-1940) - из семьи пензенских купцов Мейергольдов. При крещении по лютеранскому обычаю получил три имени - Карл Теодор Казимир. Сложные отношения с семьей приводят к тому, что после окончания гимназии Карл принимает православие и в честь писателя Гаршина выбирает имя Всеволод. Тогда же при отказе от германского гражданства в русский паспорт вписывается измененная фамилия Мейерхольд. Отъезд на учебу в Московский университет не прерывает его отношений с Пензой. 17 апреля 1896 года он венчается в с О.М.Мунт в пензенском Кафедральном соборе. Любимец пензенской публики, как именовали его газеты, выступал на сцене Народного театра во время летних каникул 1896-98 гг. Покинув университет, Мейерхольд поступает учиться в музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, которое заканчивает в 1898 году. С 1902 по 1905 годы Мейерхольд осуществил постановку 170 спектаклей. В это время началось формирование художественной программы режиссера, связанной с поэтикой символизма, с принципами и стилистикой условного театра. Наиболее полно эта манера воплотилась в Петербургском театре имени В.Ф.Комиссаржевской, где с 1906 года Мейерхольд был главным режиссером. В 1908 году Мейерхольд приглашается в состав режиссуры петербургских императорских театров, в которых проработал 10 лет. Шедевром этого периода стала постановка "Маскарада" М.Ю.Лермонтова. С 1908 года Мейерхольд ведет театрально-педагогическую работу в своей студии. После революции 1917 года, которую Мейерхольд приветствует, выдвинув идею "Театрального Октября", активно участвует в работе Театрального отдела Народного комиссариата просвещения.

После революции 1917 года, которую Мейерхольд приветствует, выдвинув идею "Театрального Октября", активно участвует в работе Театрального отдела Народного комиссариата просвещения. С 1922 года он возглавлял Театр Революции. В конце 30-х годов был репрессирован.

Жукова А.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева