Спас Нерукотворный Вторая половина XII века. Новгород

"Спас Нерукотворный" (не руками сотворенный образ Хри-ста) рассматривался православной церковью как доказательство во-площения второго лица Троицы в человеческом образе и как важ-нейшее свидетельство в пользу иконопочитания.

Иконы с изображением Нерукотворного образа Спаса обязаны своим появлением Сказанию о лике Христа, чудесно запечатленно-му на ткани убруса (полотенца). Образ был послан самим Спасите-лем эдесскому царю Авгарю, страдавшему неизлечимой болезнью. Авгарь исцелился после прикосновения к чудотворному образу.

В древнерусском искусстве эта самая ранняя из дошедших до нас икон Спаса Нерукотворного. Лик Спаса отличает строгий и сдержанный рисунок - классически правильный и, вместе с тем, достаточно изысканный. Почти идеальная симметрия (ее нарушает лишь чуть приподнятая левая бровь и взгляд, устремленный вправо) подчеркивает условность избранного иконографического типа. Та-ким же сдержанным является и колорит, хотя представление о коло-рите может быть несколько искажено, вследствие утраты верхних красочных слоев.

В отличие от нимбов святых, нимб Спасителя имеет вписан-ный крест. Ветви креста на нимбе были украшены драгоценными камнями (до настоящего время камни не сохранились, видны встав-ки нового левкаса - в иконописи нанесенного на поверхность доски грунта, состоящего из мела и рыбьего клея).

Икона двухсторонняя, на обороте - изображение "Прославле-ние креста" (вторая половина XII века, Новгород).