Д.П. ШТЕРЕНБЕРГ. Аниська. 1926

Д.П. Штеренберг был одним из активных организаторов и членов "Общества станковистов" (ОСТ). Образование Штеренберг получил в Париже, где жил с 1906 по 1917 год. Он принимал участие на выставках с такими мастерами как А. Матисс, Дерен, Утрилло, Озанфан. Естественно, что художник прекрасно знал все современные новейшие течения. Особый интерес он испытал к кубизму и фовизму, но сделал из этих направлений свои выводы.

В картине "Аниська" Штеренберг достоверно изображает каждый предмет, но располагает их на холсте с разных и неожиданных точек зрения, достигая эффекта монтажного соединения, что стало основным принципом построения композиций для многих художников ОСТа. Мастер сознательно изображает стол по законам обратной перспективы, словно опрокидывая его на зрителя, что дает возможность преподнести краюху хлеба, выразительно сдвинутую на край тарелки как метафору жизни.

Произведения Штеренберга, в отличие от большинства остовцев, было далекими по духу от романтического восприятия советской действительности. Уже в искусстве второй половине 1920-х годов становится актуален образ молодого человека - строителя нового общества, в котором ему предстоит жить. Однако образ Аниськи не вызывает оптимизма. Она мало похожа на героинь А.А. Дейнеки, строящих завод и уверенных в светлом будущем.

В пространстве картины все многозначительно и неуютно. Художник изображает одинокую фигурку девочки со сжатыми руками в простом и скудном интерьере. Она живет в непонятное и голодное время, когда краюха хлеба на столе воспринимается как драгоценность.