ВАЛЕК


       Орудие крестьянского труда, которое использовалось для выколачивания холстов и белья во время стирки и отбеливания. Для отбеливания готовый холст несколько раз стирали в горячей воде со щелоком (древесной золой), а затем расстилали по траве либо на солнечном месте для "выгорания", либо оставляли на всю летнюю ночь для отбеливания росой - "зорили" холсты. После этого снова стирали холст, а затем отбивали его деревянными вальками. "Зорили" и отбивали холсты несколько раз, добиваясь белого цвета. Белье после стирки полоскали в реке, а затем раскладывали на камне или доске и выколачивали его вальками.
       Вальки использовались также для обмолота льна. Ударами валька по снопам разбивали семенные коробочки льна и конопли и таким образом отделяли семена. В ряде случаев для обмолота льна делались специальные вальки: больших размеров и с более длинной ручкой. Но нередко применялись те же вальки, что и для стирки белья.
       Основная форма валька полностью сохранилась с X в. вплоть до XIX - нач. XX вв., о чем свидетельствуют археологические находки вальков в древнем Новгороде. За столетия совершенствовались лишь его детали.
       Валек представлял собой массивную, обычно березовую, слегка изогнутую пластину, расширенную к внешнему краю, с короткой рукояткой. Рабочая поверхность валька гладкая. Линия изгиба пластины диктовалась движением во время удара. Верхняя нерабочая поверхность украшалась резьбой или росписью.
       В каждой губернии в доме крестьянина можно было встретить простые вальки без украшений и с украшением резным узором (геометрическим или растительным) или раскраской.
       Данный валек выполнен во второй половине XIX в. и относится к ярославско-костромскому типу с удобной гладкой рукоятью, заканчивающейся граненым утолщением и поперечной перекладиной в основании рукояти. Он напоминает стилизованную женскую фигуру, где головой является утолщение на конце рукояти, поперечная перекладина - руки, а туловище - рабочая часть валька.
       Украшен валек росписью, а точнее раскраской по резьбе масляными красками. Мастер - резчик нанес резцом контуры узора, который должен был служить основой для будущего орнамента, выполненного трехгранновыемчатой резьбой. Однако резьба так и не была завершена, а уже позднее по намеченному резному контуру валек был расписан. Цветовая гамма сдержанна и включает всего три тона: синий, белый и коричневый.
       Основой орнамента является шестилепестковая розетка, заключенная в круг, которая была одним из самых распространенных мотивов геометрической резьбы, использовавшейся в крестьянском искусстве. Этот мотив в древности имел определенный смысл, рожденный языческими верованиями крестьянина-земледельца. Рисунок розетки символизировал лучистый диск солнца. А так как льняная кудель, приготовленная для пряжи, тоже связывалась с солнцем, вполне объяснимо появление изображения солнечного диска на вальке, который применялся при обработке льна.
       Композиция рисунка уравновешенная, две крупные розетки (большая по размеру расположена в расширяющейся части валька) заполняют практически всю украшаемую поверхность предмета. В данном случае роспись или раскраска, сделанная довольно небрежно, подчинена все-таки резьбе, которая заложила основу орнаментации предмета. Первоначальный смысл изображенных мотивов вряд ли до конца осознавался мастером XIX в., древние образы приобретали скорее декоративное значение, но оставалась любовь к узорной обработке вещей.