М.В. Ле Дантю. Сазандар. 1912–1913

Михаил Васильевич Ле Дантю принадлежит к числу живописцев, сумевших за молниеносно краткий жизненный срок, отпущенный ему судьбой, в полной мере реализовать свой дар, стать истинным художником, мастером.

Одним из значимых событий его жизни, оказавшим влияние на творчество, стала поездка в Тифлис, в родительский дом его друга Кирилла Зданевича, состоявшаяся в 1912 году. Полугодовое пребывание художника в Грузии знаменательно одним выдающимся событием: в прогулках по улочкам колоритного старого Тифлиса Ле Дантю обращает внимание на поразительные картины неведомого художника-самоучки, украшающие стены духанов и трактиров, служащие вывесками и «рекламой» лавок. «Человек он прямо гениальный», – пишет Ле Дантю матери и, еще не зная имени мастера, покупает первую картину, написанную на клеенке под названием «Пирушка мушей». Художника зовут Нико Пиросманишвили, и впервые в жизни «маляра» его работы встречают восторженное отношение собратьев-профессионалов.

Несомненно, что впечатления яркой самобытности «тифлисского самородка» нашли отражение в стилистике и колорите работ Ле Дантю этого периода.

Полотно «Сазандар» занимает центральное место и в грузинской серии, и во всем творчестве художника. Фигура восточного музыканта, играющего на старинном национальном инструменте сазе, монументальна и декоративна. Фронтально развернутая, плоскостная, с орнаментальным ритмом линий, она занимает все пространство холста. Цветовая вибрация фона словно пропитана «золотыми» звуками саза – звонкими, нежными, темброво красочными.