Вердюра с фазаном. рубеж XVI-XVII веков

Производство шпалер возникает одновременно в ряде европейских стран. Самой ранней из сохранившихся вещей считается шпалера XI века, созданная для церкви Св. Гереона в Кельне (Германия). В конце XIII - начале XIV века ведущими центрами производства шпалер были мастерские Арраса и Парижа. Термин "arrazo" становится в то время таким же синонимом ковровых изделий, как позднее "гобелен". С конца XIV в., помимо Франции и Германии, шпалеры начали производиться в г. Брюсселе. Особую славу брюссельские шпалеры стали приобретать в XV-XVI веках. В течение трех столетий (XV-XVII вв.) фламандские шпалеры были ценнейшим предметом международной торговли. Антверпен, Брюссель, Брюгге, Ауденарде, Мехельн и другие начинают выделяться своими работами. "Тканые фрески" превращаются в произведения высочайшего искусства, а в их создании принимают участие такие великие мастера - как Рафаэль, Рубенс, Иорданс, Тенирс, Ван Дейк и др.

Однако до нашего времени дошло не так уж много памятников ткачества, хотя шпалеры всегда привлекали внимание коллекционеров и любителей редкостей. Судя по сохранившимся описям имущества, стенные ковры собирали наряду с книгами и драгоценностями, преподносили в качестве дипломатических даров. Пожары и частые войны, непрочность самих тканей привели к утрате многих замечательных произведений.

В XVI веке, как в живописи, так и в шпалерном ткачестве объектом внимания становятся небольшие уголки природы. В это время широкое распространение получают шпалеры с изображением животных и птиц на фоне растений, так называемые "Tapisserie de vегduге" " - (фр. тapisserie - ковер и vегduге - зелень, трава, листва). Подобные ковры пользовались большой популярностью и изготавливались в большом количестве, более того само название "вердюра" стало синонимом шпалеры из Ауденарде. К этому жанру относится шпалера "Вердюра с фазаном", вытканная на рубеже XVI-XVII веков в мастерских Ауденарде, одного из известнейших центров шпалерного ткачества Фландрии. Шпалера небольшого размера, квадратного формата с изображением сидящей на ветке птицы. Много места в ней уделено пейзажу. Мощные деревья с раскидистыми кронами, подёрнутые дымкой дали с горными грядами на горизонте, спокойная водная гладь пруда с цветущими на берегу грациозными нарциссами. Все элементы ландшафта складываются в целостный завершённый образ, создающий ощущение покоя и тишины. Удивительно мастерство ткачей, простым переплетением нитей они создают одновременно и ткань ковра и разноцветный рисунок

Стенные ковры этого художественного центра ткались из более толстых нитей, чем шпалеры Брюсселя, и отличались крупнорубчатой фактурой и некоторой условностью цветовой гаммы, выдержанной в зеленовато-синих, желтовато-коричневых и кремовых тонах. И это придает вердюрам Ауденарде необходимые для стенного ковра декоративные качества. Пейзажи на вердюрах, оживленные изображениями птиц и животных, были неотъемлемым украшением интерьеров особняков провинциальной знати, напоминая им окрестные леса и парки, которые служили живым источником вдохновения для художников-картоньеров и ткачей.

Справочная информация.

Шпалеры - это тканые безворсовые ковры, которые со времен раннего средневековья рядами развешивались по стенам или в аркадах нефов кафедральных соборов, отсюда их название. Приемы ткачества, лежащие в основе классической шпалеры, были известны ещё с древнейших времен. В Каирском музее хранится льняная пелена, найденная в гробнице Тутмоса IV, затканная разноцветными узорами, выполненными в технике репсового переплетения. Изящные коптские ткани (Египет) с сюжетными и орнаментальными мотивами, датируемые первыми веками нашей эры, по технике исполнения также близки к шпалерам.

Техника шпалерного ткачества трудоемка и сложна, она требует от мастера не только большого индивидуального мастерства в ткацком искусстве, но также знания рисунка и колористического чутья, умения точно воспроизвести картон, являющийся образцом. Ткачи путем простого переплетения подвижной уточной нити с неподвижными нитями основы, натянутыми на горизонтальный или вертикальный станок, создают одновременно и ткань ковра и разноцветный рисунок.

В Европу художественное ткачество пришло, по-видимому, с Востока. Самые ранние шпалеры были немецкие. Ткали их в монастырях или небольших мастерских. Во Франции и Фландрии ковры, вытканные в шпалерной технике, назывались "сарацинскими". Холодный климат севера Европы способствовал широкому распространению стенных ковров.

Вытканные из плотных шерстяных нитей, они утепляли холодные каменные стены замков. Помимо своего практического назначения, шпалеры служили своего рода картинами - фресками, украшая соборы, ратуши и парадные залы. На полотнищах таких ковров разворачивались величественные и драматичные сцены, на них изображались подвиги исторических героев, сюжеты из Ветхого и Нового Завета, сцены из рыцарских романов и античной истории, аллегории и пасторали. Часто ковры одной серии составляли подробное развернутое повествование. Иногда шпалеры использовались в качестве раздвижных занавесей на кольцах, образуя, по выражению В. Гюго, "колышущиеся стены". В дни торжественных празднеств и процессий ими часто убирали окна, балконы зданий, специальные подмостки для зрителей. В Испании в XVI-XVII веках ковры часто применялись в качестве декораций для придворных спектаклей.

Изготовление шпалер было делом очень дорогим и кропотливым, за год мастер мог выткать только квадратный метр подобного ковра. Поэтому позволить себе приобрести ковры-картины могли только члены королевских семей и самые знатные состоятельные феодалы, которые нередко при своих замках организовывали специальные шпалерные мастерские. Шпалеры ткали из шелковых, шерстяных и даже серебряных и золотых нитей по живописным эскизам, размеры которых соответствовали размерам будущего ковра. Шпалеры заказывали сериями, в которых насчитывалось иногда до 12 и более ковров, объединенных общей темой. Ценились они дорого по всей Европе. За серию шпалер был выкуплен из турецкого плена французский принц. Но, несмотря на значительную стоимость шпалер, их красота привлекала все новых и новых поклонников среди вельмож и знати.

Аррас - город на севере Франции, центр одноименного округа. Занимал уже видное место во времена Цезаря, который располагался здесь на зимних квартирах. Аттила разрушил его в 451 г., а норманны - в 880 году. Вместе с графством Артуа Аррас достался герцогам бургундским, которые имели здесь блестящий двор. После того, в 1482 г., Нидерландские штаты уступили его вместе с Артуа Людовику XI Французскому, но уже в 1493 г. город отошел обратно к Максимилиану Австрийскому. Аррас. оставался за домом Габсбургов до тех пор, пока не занял его Людовик XIII в 1640 г., после продолжительной осады. Попытка завладеть Аррасом., сделанная испанцами при Конде в 1654 г., не удалась вследствие победы Тюрення 24 августа. По Пиренейскому миру 1659 г. Аррас остался за Францией.

Ауденарде, Однард (флам. Oudenaarde, франц. Audenarde), город в Бельгии, в провинции Восточная Фландрия, на р. Шельда. Основан около V века, старинный центр ткачества и ковроделия.

Царева Т.Б.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева