Комментарий методиста

В.И. Головановой к уроку

учителя истории и обществознания

Т.А.Труновой

 

Класс – 10

Тема урока «Научное познание»

Тип урока – урок изучения новых знаний

Вид урока – урок-лекция с элементами эвристической беседы

 

Ход урока

 

1.    Работа с источником

 

Второй урок по теме «Научное познание» начинается  работой с раздаточным дидактическим материалом. Учитель предлагает проанализировать высказывания различных учёных, которые подтверждают  факт относительности научного познания. Ученики приходят к выводу: чем больше знаний, тем больше новых проблем появляется в процессе познания.

В заключение изучения этапов и методов научного познания учитель знакомит учеников с так называемыми законами Мерфи. Ученики читают шутливые законы в дидактическом материале, пытаются привести примеры действия этих законов. Учитель кратко их комментирует. Законы Мерфи свидетельствуют о том, что случайности часто носят закономерный характер. Если знать законы, то можно избежать многих неприятных случайностей. Данные шутливые законы очень даже могут пригодиться в повседневной жизни.

 

2.      Изучение вопросов по плану. Типология научных исследований. Прикладной характер научного знания

 

Учитель  знакомит учеников с двумя типами классификации научного исследования. Первая - эмпирические  и теоретические исследования. Учеников отсылают к схеме этапов на доске, и просит их проиллюстрировать данную типологию на основе данных этапов. Вторая – фундаментальные и прикладные исследования. Учитель объясняет основания каждой классификации.

Далее ученикам даётся творческое задание: вспомнить книгу Ж.Верна «Таинственный остров» и назвать науки, знания которых дали возможность выжить героям. Такое же задание ученики получили и по книге Д.Дефо «Робинзон Крузо». Ученики делают вывод, что герои этих двух романов выжили только благодаря своей научной грамотности. И тут же учитель предлагает предположить, где могут пригодиться им самим знания по геометрии. И вдруг парадоксальный вопрос: «А могут ли знания мешать?». Он заставил задуматься учеников. Пример  приводит учитель.

 

3.      Роль личности в науке

 

Данный вопрос является очень важным для воспитания личных качеств учеников. Изучая законы, теории, мы зачастую ограничиваемся знанием имени автора, но не его личностных качеств, которые привели к открытиям. Поэтому вопрос учителя: «Какими качествами должен обладать учёный?», вызвал недоумение учеников. Они называют качества, присущие любому человеку. А вот учитель дополняет  их ответы такими качествами, как нестандартность мышления, смелость, преданность делу науки, ответственность перед обществом.  Он приводит яркие примеры из истории научных открытий, которые доказывают, что только обладание такими качествами может быть гарантией успехов учёных.  Воспитательное значение данного этапа урока было очевидно – если хочешь быть учёным, научись жертвовать.

 

4.     Особенности научного познания

 

Данный вопрос имеет значение для изучения последующих тем. Он даёт отличительные признаки научного познания от других видов познания. Учитель строит работу над этим вопросом, используя материал учебника. Ученики знакомятся с текстом параграфа и тезисно выписывают особенности научного познания  в тетрадь. Далее учитель просит назвать особенности, аргументируя и комментируя  ответы.

Далее ученики по раздаточному материалу знакомятся с основными характеристиками классической научной картины мира. Учитель обращает внимание учащихся на то, что предложенная картина мира имеет ряд недостатков. Он знакомит с ними: отсутствие единого языка для описания моделей, линейный характер. Можно ли их преодолеть? Ответ на этот вопрос  можно получить, изучая следующий вопрос темы. 

 

5.   Универсальные законы, лежащие в основе наук

 

Учитель обращает внимание учеников на сложности процесса обучения в средней школе, связанные с изучением большого количества разных наук. Они различны по содержанию знаний. Можно ли облегчить данный процесс? Учитель сообщает ученикам о поиске учёных универсальных законов, лежащих  в основе всех наук. Для подтверждения данной мысли ученики обращаются к высказываниям учёных, зачитывают и комментируют их. Данные высказывания  подводят учащихся  к изучению всеобщих принципов, характерных для различных наук.

Принцип поэтапности учитель связывает с развитием по спирали, показывая это на многочисленных примерах. Он использует наглядные пособия для объяснения: рисунки усиков растений, ракушки, паутины и т.д., а также предметы (шишка, молекула). Учитель зачитывает поэтические строки В.Брюсова, которые образно подтверждают универсальность спирали как формы развития живого. Тогда учитель показывает, что спираль как форма используется архитекторами, инженерами для создания наиболее прочных конструкций. Делается вывод, иллюстрирующий развитие по спирали как повторяемость событий на качественно новом витке.

При знакомстве учеников с принципом рациональности учитель подчёркивает важность наиболее экономичной и удобной организации пространства. Наглядность данного принципа иллюстрируется на примере сот пчёл, кристаллической решётки атома, взмахов крыльев птиц. Графическое изображение примеров увеличивает  возможность более чёткого и доступного понимания данного принципа. Учитель опять показывает, как используется он на практике.

Логический переход к изучению принципа цикличности был сделан с помощью уже знакомого примера – взмахов  крыльев птиц. Далее учитель просит учеников привести свои примеры цикличности. Примеры приводятся в разных сферах. Ученики убеждаются в универсальности данного принципа, в его присутствии в повседневной жизни каждого из нас.

Принцип полярности также хорошо знаком учащимся. Его иллюстрируют на примере изображения китайского символа Инь-Ян. Учитель показал его действие: дополнительность,  синтез двух противоположностей, «закон маятника». Как иллюстрацию принципа зачитывает и просит прокомментировать стихотворение.

Принцип подобия отражает сходные принципы устройства объектов. Для иллюстрации учитель берёт шестигранник и показывает , где в природе встречается данная форма, используя наглядный материал. Далее учитель предлагает  учеников привести свои примеры, но в заданном объекте познания. Учитель называет элемент системы (например, биологии), а учащиеся продолжают ряд подобных им.

Последним учитель объясняет принцип причины и следствия. И опять обращается за помощью к ученикам. Они приводят следствие приведённой учителем причины.

В завершение изучения принципов научного познания делается вывод о взаимосвязанности всех принципов и их универсальности. Для подтверждения данного вывода ученики знакомятся с высказываниями учёных и объясняют поэтические строки В.Брюсова.

Учитель подходит к введению понятия «постнеклассическая научная картина мира». Он сам зачитывает из раздаточного дидактического материала соответствующий раздел, комментируя некоторые сложные места. А после обращается к песне А.Макаревича, спрашивая мнение учеников: согласны они с позицией поэта-песенника или нет? Ученики пытаются сформулировать своё мнение.

 

6.    Обобщение знаний учащихся. Домашнее задание

 

Для обобщения изученного материала учитель вновь возвращается к эпиграфу урока. Ученики получают определённое количество теоретических и практических знаний, которые помогают им понять смысл слов Иоганна Кеплера.

Далее учитель комментирует домашнее задание. Оно довольно обширное, имеет как репродуктивный характер, так и включает в себя творческие элементы. Работа дома над изученным материалом должна быть осмыслена, интересна  и увлекательна, связана с повседневной жизнью. Все эти  признаки домашнего задания присутствуют.

 

Урок носит развивающий характер, постоянно будит мысль учащихся, заставляет их применять различные мыслительные операции, быть во внимании на каждой минуте урока. И одновременно, урок изобилует большим количеством примеров, действий учеников, которые дают необходимую разрядку и отдых. Учитель опирается на знания учеников, наглядно продемонстрировав межпредметные связи. Учащиеся находятся в постоянном поиске, ответы на поставленные вопросы учителя они находят в своих знаниях, полученных на других уроках. Вот где продемонстрирован принцип универсальности, взаимосвязи всех школьных предметов. Философия помогает ученикам понимать законы любой науки и видеть в них не только объект познания  данной науки, но и мир в целом. Этому учат уроки обществознания.