Федоров Сергей. По рисункам Доменико Скотти.
Сражение при Бородине 26 августа 1812 года

(Лист 1). 1814 г. Россия, г. Санкт-Петербург. Под руководством: Карделли С.
Бумага, офорт. Л.54x67,5; И.45,5x62.

       Асимметричная композиция горизонтального формата с четким делением на планы. Композицию можно назвать четырехчастной, где пластические массы уравновешиваются относительно не только вертикальной и горизонтальной, но и относительно диагональных осей. Ближний план занят динамичной батальной сценой. Слева русские солдаты штыками теснят французов, один из которых в беспомощной позе, полулежа, замахивается саблей. Справа на ближнем плане опрокинутая навзничь лошадь и два убитых офицера. Их перевернутые вниз лица вносят диссонанс и трагическую ноту. Вторая, основной план более спокоен. Слева из-за холма на втором плане выезжает Кутузов в сопровождении свиты. Впереди и в центре композиции генерал Барклай де Толли верхом 3/4 вправо, голова 3/4 влево. Справа на среднем и дальнем планах открывается поле битвы. Виден раненый генерал Багратион, которого уносят солдаты. Еще дальше вглубь пространства и правее видны казаки и, возможно, граф Платов, указывающий на неприятеля. Линия горизонта немного выше середины. Правый край фланкирован деревом. В нижнем поле подписи в две колонки: слева по-русски, справа по-французски. Между ними Двуглавый орел с вензелем Александра I. Часть французской подписи утрачена. История создания серии "Коллекция двенадцати гравированных картин, представляющих следствие достопамятнейших побед, одержанных над неприятелем в 1812 году". Действительным инициатором издания серии является Доменико Скотти (1780-1825), исторический живописец, работавший до войны преимущественно в Москве. Карделли был привлечен для руководства переводом в офорт рисунков Скотти, поскольку был известен в издательских кругах Петербурга как гравер, работы которого продавались и рекламировались книгопродавцами Глазуновым, Заикиным, Ступиным. Можно сказать, что он монополизировал в послевоенном Петербурге гравирование портретов героев 1812 года. Серия состоит из двенадцати офортов, исполненных И.Беггровым и С.Федоровым "под смотрением" С.Карделли по рисункам Д.Скотти. (Григорьев Р. Серия "Двенадцать гравированных картин..." (1814-1815) и ее создатели (к 175-летию Отечественной войны 1812 года). - в Сб.: Сообщения ГЭ. LIII, с. 20-13). С точки зрения техники гравирования листы этой серии не отличаются тщательностью и изяществом исполнения. Более того, гравюры производят даже несколько архаичное впечатление, но вместе с тем, им нельзя отказать в особой художественной выразительности.
       Федоров Сергей - гравер на меди. Ему принадлежат 6 досок (из числа 12) баталий 1812 г., изданных Кардели и гравированных с рисунков Скотти: 1) Сражение при Бородине; 2) Победа при Тарутине; 3) Победа при Колотском монастыре; 4) Победа при городе Духовщине; 5) Разбитие маршала Нея при Красном; 6) Разбитие Наполеона при переправе через Березину и 7) Рассвет, виньетка к нотам: летящая женщина с цветами в руке. (Д. А. Ровинский, Подробный словарь русских граверов XVI-XIX вв., стр. 803.)
       Выставки: Слава русского воинства. Ярославский художественный музей; "От Бородино до Берлина". Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
       Бородинское сражение 1812 г. Генеральное сражение Отечественной войны 1812 г. между русскими и французскими армиями. Состоялось 26 августа 1812 г. у села Бородино. Правый фланг и центр позиции занимали войска 1-й армии (М. Б. Барклай-де-Толли), левый фланг силы 2-й армии (п. И-Багратион). Общая численность русской армии составляла 154,8 тыс. чел., включая II тыс. казаков и 28,5 тыс. ополченцев при 640 орудиях. Французская армия имела 133,8 тыс. чел. и 587 орудий. Битва началась в 5 ч 30 мин утра канонадой с обеих сторон. Вскоре войска вице-короля Италии Е. Богарнэ овладели с. Бородино и выдвинули туда артиллерийские батареи. Наполеон попытался сломить оборону войск Багратиона. Ему удалось это сделать лишь после ряда упорных атак, ценой больших потерь. В битве был смертельно ранен сам Багратион, замененный П. П. Коновницыным. После атаки на левый фланг Наполеон перенес главное направление удара на центр русской армии, открыв против него огонь из 400 орудий. В этих условиях Кутузов перебросил часть сил с правого фланга. В результате французы не смогли прорвать центр русской армии. С наступлением темноты обе армии были отведены с поля боя. Французы потеряли, по их оценкам, свыше 28 тыс. чел., а по данным русских, от 50 до 58 тыс. чел., в том числе 49 генералов. Потери русских сил составили 45,6 тыс. чел., в том числе 29 генералов. Первоначально русская армия собиралась утром продолжить бой. Однако расстройство рядов и отсутствие сильных резервов (их было не более 5 тыс. чел., в то время, как у французов - 19 тыс.) вынудили Кутузова оставить поле сражения и отвести армию к Москве. Коренной перелом в войне в результате этой битвы так и не наступил. Ошибки Кутузова компенсировали мужество и героизм русских солдат и офицеров.