С.Ю.ЖУКОВСКИЙ. Весенний бурлящий ручей. 1913

В первое десятилетие двадцатого века в "Союзе русских художников" - творческом объединении, созданном в 1903 году, сложилась целая группа замечательных мастеров пейзажа. Основное ядро "Союза" составляли московские пейзажисты. В поисках непосредственного выражения своих ощущений красоты и поэзии натуры они сблизили станковую картину с этюдом. Среди мастеров пейзажа начала 20 века весьма заметным было имя С.Ю. Жуковского. Станислав Юлианович Жуковский (1875-1944) начинал свою художественную деятельность как пейзажист. Он по несколько месяцев жил в усадьбах окрестностей столицы, где писал свои проникновенные работы. Это были времена расцвета пейзажной живописи московской школы, многие художники которой вскоре объединились в объединение "Союз русских художников". Эти живописцы продолжали развивать достижения пленэрной живописи 19 века, и под влиянием импрессионистов в картины русских пейзажистов все больше проникает солнечный свет.

Жуковский увлекается световыми эффектами, многообразием игры красок в природе, внимательно прослеживая цветовые изменения, которые появляются в пейзаже в зависимости от солнечного освещения. В его произведениях более ярко выраженной становится световоздушная среда, которая, как бы окутывая предметы, смягчает границы их объемов, мазок становится укрупненным, слитным, динамичным, а вся техника - более энергичной и разнообразной. Живопись приобретает такие черты, как пленэрность, яркость, красочность, сочность. Его картины, освободившись от ненужных, случайных подробностей, производят впечатление, будто они исполнены на одном дыхании - столько в них свежести, непосредственности и трепетности чувства. Наступает творческая зрелость художника, его работы приобретают все большую известность, его имя постоянно фигурирует в числе первых русских пейзажистов. Успехи Жуковского становятся столь очевидными, что в 1907 году удостаивается звания академика.

Пожалуй, самым привлекательным временем года для Жуковского-пейзажиста становится ранняя весна, когда в природе начинает происходить обновление, когда процесс этот едва заметен, и только тонкий взгляд художника способен поймать неуловимые изменения, растворенные в весеннем воздухе. Для Жуковского было важно создать одухотворенный образ природы, полный поэтических аллюзий и сравнений, где природа воспринимается как живой дышащий организм. В своих весенних пейзажах автор изображает то уединенные уголки деревенской природы, то уходящие вдаль просеки, пересеченные прозрачными синими тенями, то очнувшуюся от долгого зимнего сна чащу леса. Выбирая тот или иной мотив, он стремится передать процесс скрытой жизни природы. Не случайно критики уже в начале века в Жуковском отметили "чуткость поэтической натуры и понимание им красоты русской природы и ее неизъяснимо тонкого очарования".

Картина "Весенний бурлящий ручей" была написана в период расцвета пейзажного таланта Жуковского, когда он за несколько лет создал целый ряд проникновенных весенних пейзажей, о которых современники говорили: "От вещей Жуковского тянет холодом первой весенней воды, тающих снегов, холодком весенних утр". В этом произведении мы видим излюбленный художником мотив с тающим снегом, с островками рыжей земли, с тонкими прозрачными ветвями деревьев. Жуковский ставит перед собой задачу выразить движение наступающих в природе перемен, которые он улавливает в рыхлых, как бы скользящих с пригорка пластах снега, освобождающих землю от зимнего покрова, в стремительном полете облаков, в колеблющейся отражениями талой воде, в колышущихся под ветром ветвями берез, в весеннем влажном воздухе. Всю трепетность жизни природы, переменчивость ее состояния той кратковременной поры, когда "еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят, шумят и просятся на брег", художник великолепно и легко воплощает средствами живописи. Серебристый колорит картины рождает ощущение серенького, пасмурного дня, когда свет скользит по предметам, не давая резких теней. Контрастными сочетаниями светлого и темного, фактурной кладкой красочного слоя, темпераментным и энергичным мазком Жуковский усиливает впечатление напряженной динамики процессов, происходящих в природе.

Все эти средства помогают художнику создать очень эмоциональный образ весны, образ, воздействующий на зрителя не только тем, что изобразил живописец, но и тем, как он это сделал. Умение художника прислушиваться к жизни природы, улавливать процессы, происходящие в ней, сказалось в произведении "Весенний бурлящий ручей", очень характерном для творчества С.Ю. Жуковского предвоенных лет.

Жукова А.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева