Опера "Евгений Онегин". Действие 2. Картина 1. Бал у Лариных, Антракт, вальс, сцена

 

Действие II Картина 1 (в сквозной нумерации картин она 4-я). Эта картина, как и следующая, посвящена Ленскому. Бал в доме Лариных (У Чайковского в либретто нет ни малейшего намека на время года, когда происходит это событие; Пушкин же датирует его точно: «Татьяны именины / В субботу», то есть зима, точнее 25 января (иными словами, между первым и вторым действием прошло полгода). Таким образом, это бал в честь Татьяны Лариной.

            Молодежь танцует. Пожилые гости сидят группами и разговаривают, наблюдая за танцующими. – Ремарка композитора в партитуре.

             Четвертая картина в опере самая масштабная. В ней Чайковский воссоздает картину яркого радостного  праздника, вводя различные  бытовые жанры  -вальс, куплеты мазурку.

            Все гости хвалят пир, удавшийся на славу. Среди танцующих Татьяна и Онегин, привлекающие внимание дам. О том, что и в массовой картине бала Чайковский не упускает из виду душевное состояние своей героини, Татьяны, свидетельствует развернутое  оркестровое вступление к сцене вальса (по традиции первый танец на всяком балу, естественно, первый танец в этой сцене; потом будет мазурка); оно посвящено  размышлениям Татьяны: ее тема звучит здесь не просветленно, а скорбно и отчужденно, подчас уступая место бурным страдальческим вспышкам.

            Выдающийся  режиссер Борис Покровский так комментирует эту сцену: «Веселье этого бала – антитеза будущему петербургскому. (…) Ведь  что  здесь происходит из-за того, что два молодых  человека не смогли сдержать себя? Этого  б никогда не могло случиться на петербургском балу».

            …Дамы судачат об Онегине. Проходя мимо них, он слышит их мало лестные суждения о себе. Это его злит; он ругает себя, что приехал на «этот глупый бал». И он решает отомстить Ленскому: «Буду ухаживать за Ольгой!». И действительно, на все танцы он приглашает только ее. Теперь в негодование приходит Ленский. Он пытается поговорить с Ольгой, но ее раздражает его ревность. Он снова приглашает ее на танец, но она предпочитает Онегина. Ольга и Онегин отходят от Ленского. Навстречу им двигается оживленная группа барышень. С ними Трике.

 

© Александр МАЙКАПАР