А.Г. Ухтомский. Отец, благословляющий сына в ополчение. (Благословение ратника). 1812

Среди многочисленных техник гравирования гравюра резцом на меди, называемая также классической, является одной из основных. Она появилась в Западной Европе примерно в середине XV века первой среди других видов углубленной гравюры. В разные эпохи резцовая гравюра выполняла функции как оригинальной, так и репродукционной техники. В последнем качестве она оказалась самой востребованной из тиражных техник благодаря строгой объективности по отношению к воспроизводимому оригиналу. К XVIII веку это ее назначение окончательно стало ведущим, позволив ей сыграть заметную роль в решении просветительских задач.

В России подлинное развитие гравюры на меди началось с конца XVII века. В русле петровских преобразований гравюра начинает отражать государственные интересы, в ее тематике доминирует изображение празднеств и фейерверков, триумфов и военных побед, а также их творцов, происходит формирование нового репрезентативного стиля. Можно сказать, что XVIII век стал временем расцвета русской гравюры на металле, сумевшей за короткий срок освоить разнообразные жанры и техники и поднять их на высокий художественный уровень.

Укрепление этих позиций на рубеже XVIII - XIX веков и в последующие десятилетия во многом было связано с личностью И.-С. Клаубера (1754-1817), тонкого мастера и прекрасного педагога, приехавшего в Россию из Германии и возглавлявшего гравировальный класс Академии художеств с 1796 по 1817. Для школы Клаубера (С.Ф. Галактионов, А.Г. Ухтомский, братья К.В. и И.В. Ческие, Е.О. Скотников) характерны верность строгим традициям классической гравюры и высокое техническое мастерство. Ярким доказательством успехов русской гравюры в начале XIX века стало творчество Андрея Григорьевича Ухтомского (1771-1852), "одного из самых плодовитых и способных учеников Клаубера" (Д.А. Ровинский). Тот же весьма авторитетный автор замечает, что Ухтомский - гравер всевозможными манерами, выделяя его портреты, которые ставит в один ряд с гравюрами его знаменитого современника Н.И. Уткина.

Гравюра Ухтомского "Отец, благословляющий сына в ополчение (Благословение ратника)" (1812) была создана как отклик на героические события Отечественной войны 1812. Они вызвали небывалый патриотический подъем во всех слоях русского общества и породили множество художественных произведений в различных видах искусства. Отдельной страницей русского искусства этой эпохи стала сатирическая графика, призванная поднимать боевой дух русской армии и донести до каждого в доступной и понятной форме славные эпизоды борьбы с наполеоновским нашествием. В этой ситуации графика, и особенно гравюра с ее тиражными свойствами, открывала широчайшие возможности быстрого и масштабного реагирования на происходившие события.

Оригиналом для гравюры послужила живописная картина Ивана Васильевича Лучанинова "Благословение на ополчение 1812 года", хранящаяся ныне в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Написанная в 1812 на выпускном конкурсе в Академии художеств (так называемая "программа"), она известна и под другими названиями: "Благословение ратника", "Проводы ополченца". Учитывая крайнюю популярность сюжета, она неоднократно повторялась автором. Кроме того, в 1815 художник написал к ней парную картину "Возвращение ратника из ополчения в свое семейство", тем самым поставив финальную победную точку в этом сюжете.

Ухтомский, гравировавший, как уже говорилось, всевозможными манерами, для более точной передачи живописного оригинала воспользовался техникой пунктира. Эта разновидность углубленной гравюры на металле, получившая распространение в репродукционной гравюре второй половины XVIII - начала XIX века, позволяла передавать тончайшие тональные градации. Что касается композиции, то Ухтомский, следуя за Лучаниновым, создает произведение в стиле классицизм, о чем говорит строгая, продуманная, уравновешенная композиция, расположение фигур, взятых в наиболее эффектных позах, вдоль плоскости изображения, скульптурная объемность форм, "образцовость", присущая каждому персонажу. Несмотря на множество примет русского крестьянского быта, все персонажи напоминают идеальных античных героев, к которым всегда зрителей адресует классицизм. Достаточно вспомнить знаменитую картину одного из столпов французского классицизма Ж.-Л. Давида "Клятва Горациев". Ее тема, связанная с героической защитой отечества и самопощертвованием, центральная группа воинов, в едином порыве клянущихся отцу, скорбящие женские образы, отдельные жесты и общий пафос явно находят отражение в композиции Лучанинова, воплощенной в гравюре Ухтомского.

Справочная информация

Ухтомский Андрей Григорьевич (1771-1852) - гравер резцом, офортом, карандашной манерой, пунктиром. Сын священника. После окончания Ярославской семинарии и службы в Ярославском Сиротском суде, поступил в Академию художеств, где учился в 1795-1800 у И.-С. Клаубера. В 1799 определен в гравировально-ландшафтный класс. В 1800 получил звание художника. В 1808 избран академиком. С 1815 управлял академической Печатной палатой. В 1815-1817 преподавал в гравировальном классе Академии художеств. В 1817 назначен библиотекарем Академии. Награжден золотой медалью за изображение гравировальной машины (1821). Хранитель академического музея (1831-1850).

Императорская Академия художеств в Санкт-Петербурге - высшее государственное учреждение в области изобразительных искусств и архитектуры, а также высшая художественная школа. Учреждена в 1757 по проекту графа И. И. Шувалова (в домах которого первоначально располагалась) как "Академия трех знатнейших художеств", закрытое учебное заведение с отделениями живописи, скульптуры и архитектуры. Классы открылись в 1758, первый выпуск состоялся в 1762. По уставу 1764 преобразована в Императорскую Академию художеств - государственное учреждение, регламентировавшее художественную жизнь России, распределявшее официальные заказы и присуждавшее академические звания. При ней было открыто Воспитательное училище, в которое для художественной подготовки принимались дети 5-6-лет. После 9-летнего обучения учащиеся завершали образование в одном из высших классов: историческом, портретном, гравюрном, скульптурном, архитектурном и других, при выпуске исполняя произведение на заданную тему ("программу"). С 1767 награжденные золотой медалью выпускники направлялись совершенствоваться за границу как пенсионеры Академии. С 1770-х в Академии проводились художественные выставки. В 1802 при президенте А. С. Строганове устав Академии художеств дополнен новыми статьями, повысившими роль Академии во всех сферах художественной жизни. Расцвет Академии пришелся на 1-ю треть XIX века, период зрелого русского классицизма. Во 2-й половине XIX века Академия сохраняла свое значение как главная в России школа художественного образования. За 1758-1918 в ней получили образование около. 3800 живописцев, 990 скульпторов и 2150 архитекторов. Здание Академии, построенное в 1764-1788 по проектам архитекторов А.Ф. Кокоринова и Ж.-Б. Вален-Деламота - выдающийся памятник архитектуры классицизма, один из архитектурных символов Санкт-Петербурга.

Ровинский Дмитрий Александрович (1824-1895) - известный юрист и государственный деятель, археограф, историк искусства, коллекционер, член-корреспондент (1881), почетный член Петербургской Академии наук(1883), почетный член Академии художеств(1870).

С молодости увлекся собиранием и изучением европейской и русской гравюры и русского лубка. Результатом стали фундаментальные исследования и каталоги, до сих пор не утратившие научного значения: "Русские народные картинки" (т. 1-5. 1881) с атласом в 4-х книгах (1881-93), "Подробный словарь русских гравированных портретов" (т. 1-4. 1886-89), "Подробный словарь русских граверов XVI - XIX в.в." (т. 1-2. 1895), "Полное собрание гравюр Рембрандта со всеми разницами в отпечатках" (один том текста и атлас в 3-х томах. 1890). Ровинский обстоятельно описал, систематизировал, проанализировал богатый фактический материал и положил начало изучению русской гравюры и лубка. Отдельные его исследования посвящены творчеству Е. П. Чемесова, Н. И. Уткина, Ф. И. Иордана. Свою коллекцию Ровинский завещал Эрмитажу, Академии художеств, Румянцевскому музею и Публичной библиотеке.

Классицизм (от лат. classicus - первоклассный, образцовый) - художественный стиль, ориентированный на формы античности, прежде всего, греческой классики, как на норму и образец. Для классицизма свойственно стремление к ясности и чистоте пропорций, уравновешенности и гармонии форм. Для него характерна тяга к выражению большого общественного содержания, возвышенных, героических идеалов. Главная тема в искусстве классицизма - торжество общественного над личным, долга над чувством. Классицизм не связан с какой-либо одной исторической эпохой или географическим регионом. Классицистические черты проявились и в искусстве эпохи Возрождения, и в искусстве Франции XVII века, и в большинстве стран в XVIII - XIX веках.

Клятва Горациев - сюжет из истории Древнего Рима гласит о вражде рода Горациев и рода Куриациев, которая грозила кровопролитной войной. Для ее предотвращения был назначен поединок трех представителей каждой из сторон. В результате в живых остался только один из Горациев, и Рим был объявлен победителем. Трое Горациев - символ древнеримского героизма - изображаются перед битвой, дающими священную клятву своему отцу, высоко держащему их мечи. Сюжет был очень популярен в европейском искусстве.

Гравёр (от франц. graveur - от graver - вырезать) - мастер гравирования, то есть вырезания изображений на твердых материалах, а также мастер изготовления гравюры - художественной печатной формы из дерева, металла, линолеума и других материалов.

Гравюра (франц. gravure от graver - гравирование) - оттиск чаще всего на бумаге с печатной формы ("доски"), изготовленной вручную художником-гравером. Гравюрой называют также саму печатную форму. Гравюра является одновременно произведением изобразительного искусства и полиграфии. По принципу изготовления печатной формы и способу печати разделяется на три вида: гравюра высокой печати (ксилография или гравюра на дереве и линогравюра или гравюра на линолеуме), плоской печати (литография или гравюра на камне) и. глубокой печати (резцовая гравюра на металле, офорт и их разновидности).

Глубокая (или углубленная) печать - это печать, при которой краска находится в углублениях печатной формы, а пробельные места выше (их перед печатью очищают). Печать осуществляется под большим давлением на специальном станке. Принцип изготовления печатной формы в глубокой печати заключается в том, чтобы изображение нанести на поверхность в виде углубленных линий, точек, других неровностей, способных удержать печатную краску. Гравюры глубокой печати разделяются на две группы: механические (резцовая гравюра, сухая игла, пунктирная манера, меццо-тинто или черная манера) и химические или травление (офорт и его разновидности - акватинта, лавис, мягкий лак, резерваж).

В резцовой гравюре изображение создается с помощью специальных резцов (штихелей) из комбинации параллельных и перекрещивающихся штрихов и точек, врезанных в толщу металла. Медная печатная форма, награвированная резцом, дает около 1000 полноценных оттисков.

Офорт (франц. eau-forte - "крепкая водка", азотная кислота) - название самой распространенной техники углубленной гравюры на металле, в которой подготовительный рисунок наносится процарапыванием на загрунтованную доску из меди латуни, цинка или стали, а углубление рисунка достигается путем травления доски кислотой. Временем травления обуславливается глубина и "сочность" штрихов при печати на бумаге. Техника офорта появилась на рубеже XV - XVI в.в., но своего расцвета достигла в XVII в. В отличие от штриховой гравюры на металле без травления (резец, сухая игла) позволяет более свободно компоновать линии будущей композиции. Тираж может достигать от нескольких сотен до 1 000 качественных оттисков. В более широком значении офортом называют все его разновидности, основанные на травлении (акватинту, лавис, мягкий лак, резерваж).

Пунктир или пунктирная манера (из нем. punktieren от лат. punctum - точка, pungo - ставлю точку) - изображение в виде ряда точек различной глубины и величины наносится на печатную форму специальными иглами или зубчатыми колесиками. На первом этапе обработка печатной формы могла вестись по офортному грунту с последующим травлением. Затем - по чистой доске.

Оригинал (лат. originalis - первоначальный) - в искусстве подлинник, подлинно авторское художественное произведение, в отличие от копии, слепка, репродукции. В отдельных случаях, например в печатной графике, оригиналом считается каждый отпечаток (оттиск), так как сама форма, с которой делаются оттиски, зрительно не выявляет задуманного автором художественного образа. Также для гравюры под оригиналом подразумевают то произведение, чаще всего живописное, которое воспроизводится в печатной форме и изготовленных с нее оттисках.

Боровская М.И.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева