В.А.Тропинин. Автопортрет на фоне Кремля. После 1846

Портретный жанр в творчестве Тропинина занимает особое место. Художник обращается к портрету на протяжении всей своей жизни. В наследии художника есть и галерея представителей московской знати, и серия портретов простых людей, женские образы и "домашние" портреты. Творчество Тропинина представляет собой самостоятельно развивающуюся линию портретной живописи первой половины XIX века.

Крепостной графа И. А. Моркова, художник получает разрешение писать портреты поляков, живших по соседству с имением графа. После получения личной свободы в 1823 году Тропинин отказывается от предложения преподавать в Императорской Академии художеств и поселяется в Москве. Одной из причин было то, что там в то время жил граф Морков, в крепостной зависимости от которого по-прежнему находился сын художника - Арсений. Разница между официальным Петербургом и более независимой и многоликой Москвой была в то время ощутимой. Душевность, простота в обращении, сравнительная свобода от условностей характерны для Москвы тех лет. Это оказало влияние на формирование творческого облика художника, но и как нельзя более отвечало его внутреннему миру: нежеланию служить и подчиняться правилам.

Правила диктовала Академия художеств, через которую шло распределение заказов и должностей, присвоение званий художникам. Относительную творческую и профессиональную свободу можно было обрести, найдя частного покровителя, служившего постоянным заказчиком. Но любая форма покровительства не устраивала Тропинина, только что избавившегося от крепостной неволи. Наибольшую социальную и материальную независимость давало положение светского портретиста. Портрет всегда связан с заказом и, как следствие, с гарантированной оплатой. Тропинин нашел свой, необычный для этого времени, путь. О мастере говорили, что он "переписал буквально всю Москву".

Художник, не принимавший участия в академических выставках, остался незамеченным критикой, связанной почти исключительно с Академией. Вопреки этому мастер пользовался славой лучшего в Москве портретиста как у своих моделей, так и в профессиональной среде. Благодаря Тропинину сложился новый профессиональный статус художника. Сравнительно изолированное развитие Тропинина-портретиста, почти не испытавшего академического влияния, близость к народу, мягкий характер художника во многом объясняют особенности его восприятия персонажей и сложившегося художественного почерка. Тропинин трактует свою модель, прежде всего, как частного человека.

Особое место в творчестве мастера занимают образы женщин. Тропинин выразил свое отношение к женщине, показал образ подруги, жены, хозяйки. Современники ценили в его произведениях "приятность в расцвечивании, верные переходы в тонах, кисть сочную и искусство пользоваться натурой". Другим направлением, характерным для Тропинина, стал так называемый "домашний" или "халатный" портрет. Он назывался так потому, что в нем человек изображался в привычной ему, домашней обстановке и одежде - в "халате и тапочках", когда он был наедине с собой. В этот момент, как правило, человек наиболее открывался, показывая художнику потаенные движения своей души. В 1840-х годах Тропинин вновь заинтересовался бытовыми сюжетами, к которым он обращался в 20-е гг. XIX века. Он стремился писать своих моделей во время какого-то повседневного занятия.

В "Автопортрете на фоне Кремля" художник изображен почти в полный рост, фронтально с небольшим полуоборотом влево, его взгляд устремлен на зрителя. Большой формат работы, строгая вертикаль фигуры, многозначительность атрибутов и фона делают образ торжественным и позволяют говорить о присущих ему чертах парадности. Но в нем нет подчеркнутой строгости: взгляд сильно скошенных из-под очков глаз таит хитринку, губы добродушно улыбаются, а фигура полновата. Тропинин получился добрым и простым, что, по воспоминаниям современников, на самом деле было свойственно художнику.

Портрет написан немного снизу вверх в живописной манере, свойственной многим портретам Тропинина. Система письма художника тесно связана с традицией XVIII века. Он не раскрашивает рисунок, а пишет цветом. По довольно темному красно-коричневому подмалевку художник кладет тонкие прозрачные и полупрозрачные лессировки различных оттенков, чаще других сочетая зеленоватые и сероватые тона. Эту манеру мастер применяет и в "Автопортрете", создавая в изображении лица и рук неуловимые переходы цвета. Контуры лица слегка стушеваны, с теневой стороны положен светлый рефлекс, края век обведены светло-розовым, а верхнее веко - темной полосой, формирующей линию ресниц. Губы написаны красками в два-три цвета, их мягкие очертания почти не читаются, уголки отмечены красно-коричневым тоном и вторят тону подмалевка, просвечивающего и тут, и там сквозь тонкий живописный слой. В уголках глаз - еле заметное красное пятнышко. Вокруг носа расположены тени.

Тщательность в написании лица и рук спорит с некоторой свободой в изображении одежды, где автор допускает несколько свободных мазков. Широкие движения кисти видны на воротнике и манжетах шлафрока. Подобная манера заметна и в написании прядей седых волос.

Работа сложна и разнообразна по цвету. Преимущественно темный тон первого плана сменяется светлыми оттенками неба. Фон работы неяркий и состоит из богатой палитры коричневых, желтоватых, зеленоватых тонов, переходящих один в другой. В целом колорит произведения спокоен и скромен.

Тропинин изобразил себя в домашнем костюме, состоящем из белой рубашки, темных брюк и жилета, небрежно завязанного красного галстука и халата из тяжелой ткани вишневого цвета с манжетами на рукавах. За его фигурой видны очертания кресла. В правой руке художника - муштабель с круглым навершием, в левой - палитра и кисти - атрибуты его художественной деятельности. Эти детали многозначны и введены автором в изображение, чтобы подчеркнуть важность дела всей его жизни.

Художник стоит около окна своей мастерской, располагавшейся в Знаменском переулке, в центре Москвы, откуда видны кремлевские стены, образ которых выбран Тропининым в качестве фона неслучайно. Художник бесконечно любит этот город, именно в Москве он находит признание и обретает спокойствие домашнего очага. Тропинин считает себя русским художником, что символически обозначает изображение Московского Кремля - сердца России.

"Автопортрет на фоне Кремля" после смерти Тропинина находился в доме его сына Арсения, а в 1870 году был куплен у него по подписке Московского Общества любителей изобразительного искусства для Румянцевского музея. Известно несколько авторских повторений картины. Одно из них - 1844 года, находится в собрании Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени, вариант 1846 года - в Третьяковской галерее, Москва.

Справочный материал

Портрет (от англ., франц. portrait) - жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение человека. Жанр известен с глубокой древности, пройдя путь от культовых изображений до парадных, репрезентативных и камерных, интимных полотен, где усиливается интерес к индивидуализации образа человека и его характера. Критерием портретности является, с одной стороны, внешнее сходство изображения с моделью, и, с другой, - раскрытие характера, внутренней сущности портретируемого. В своей работе автор всегда дает и личную, субъективную оценку модели, дополняющую содержание портретного образа.

Портрет может быть историческим, аллегорическим, мифологическим. По характеру изображения выделяют парадные и камерные портреты, разновидностью которых является интимный портрет, выражающий особые, доверительные отношения между автором и моделью. В качестве фона в парадном портрете, как правило, используется пейзаж или архитектурный вид, помпезный интерьер, драпировки. В камерном портрете фон обычно нейтральный.

В отдельную группу выделяются автопортреты - изображения художником самого себя. В автопортрете художник выражает свое самосознание, оценку собственной личности и творческих принципов.

Авторское повторение - композиционно близкий к уже написанной работе вариант, созданный автором с изменением размера, характера образа или некоторых деталей.

Лессировочный метод или лессировка (от нем. lasierung) - тонкие прозрачные или полупрозрачные слои красок, наносимые на просохший или полупросохший слой масляной живописи для обогащения колорита, изменения цветовых тонов в целях достижения единства и гармонии произведения. Такой метод был известен художникам издавна.

Нидерландские живописцы братья ван Эйки, накладывая краски лессировками, доводили живописную поверхность до глянцевого блеска.

Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВ 1843-1866, МУЖВЗ 1866-1918) - одно из ведущих художественных учебных заведений в дореволюционной России. История МУЖВЗ начинается в 1832 года, когда Е. И. Маковский, А. С. и В. С. Добровольские и А. С. Ястребилов организовали в Москве "Натурный класс" - творческий кружок, позволявший художникам совершенствоваться в живописи и рисунке. Вскоре кружок получил название "Художественный класс", а в 1843 г. был преобразован в Училище живописи и ваяния Московского художественного общества. С 1834 г. заведение располагалось на Большой Никитской, а после 1844 г. - в здании на Мясницкой улице. В 1865 г. к нему было присоединено Архитектурное училище при Московской дворцовой конторе, после чего заведение стало называться МУЖВЗ. Выпускники Училища фактически имели тот же статус, что и выпускники Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.

В 1896 г. МУЖВЗ было превращено в высшее учебное заведение с общеобразовательным и художественным отделениями. Курс обучения занимал 8 (для живописцев и скульпторов) и 10 (для архитекторов) лет. С 1915 г. МУЖВЗ находилось в ведении Министерства торговли и промышленности.

В разное время в МУЖВЗ учились (и преподавали) такие известные мастера, как А.Е. Архипов, С.В. Иванов, К.А. Коровин, С.А. Коровин, И.И. Левитан, В.Е. Маковский, В.Г. Перов, И.М. Прянишников, А.К. Саврасов, В.Д. Поленов, М.В. Нестеров, В.А. Серов, А.М. Васнецов и многие другие.

В 1918 г. училище было преобразовано во Вторые государственные свободные художественные мастерские, впоследствии эти Мастерские были реорганизованы в Московский художественный институт имени Сурикова и Московский архитектурный институт.

Румянцевский музей - создан на основе коллекции книг и рукописей графа, российского государственного деятеля, дипломата Румянцева Николая Петровича (1754-1826), которая после его смерти была передана государству. В 1831 г. в Петербурге собрание Румянцева было открыто для обозрения; в 1861 г. перевезено в Москву, где был создан "Московский публичный музеум и Румянцевский музеум". В июле 1862 г. в составе музея была основана библиотека. Музей помещался в так называемом доме Пашкова, построенном в 1780-х гг. архитектором В. И. Баженовым.

Московский Кремль - древнейшая и центральная часть Москвы на Боровицком холме, на левом берегу р. Москва, один из красивейших архитектурных ансамблей мира. Площадь Кремля в плане составляет неправильный треугольник и равна 27,5 га. Протяженность кремлевских стен 2235 м.

Кремль ведет свое начало от укреплений XII в., в 1156 г. он был укреплен валом; в 1367 г. возведены стены и башни из белого камня, в 1485-1495 гг. - из кирпича. Башни получили в XVII в. существующие ныне ярусные и шатровые завершения. В Московском Кремле находятся знаменитые памятники русской архитектуры XV-XVII вв.: соборы - Успенский (1475-1479), Благовещенский (1484-1489) и Архангельский (1505-1508), колокольня "Иван Великий" (1505-1508, надстроена в 1600 г.), Грановитая палата (1487-1491), Теремной дворец (1635-1636). В 1776-1787 гг. было построено здание Сената, в 1839-1849 гг. - Большой Кремлевский дворец и в 1844-1851 гг. - Оружейная палата. Среди 20 башен Кремля наиболее значительными являются Спасская (с Кремлевскими курантами), Никольская, Троицкая, Боровицкая. Сохраняются замечательные памятники русского литейного искусства - "Царь-пушка" (XVI в.) и "Царь-колокол" (XVIII в.). В 1991 г. создан Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". В Московском Кремле находится резиденция президента Российской Федерации.

Муштабель (от нем. Mastab) - сцециальный термин, длинная легкая палочка, один конец которой художник держит в левой руке, а другой упирается в подрамник. Служит для опоры правой руки, держащей кисть при выполнении мелких деталей на холсте. Обычно имеет шарик на конце.

Шлафрок (шлафор) - мужская или женская просторная домашняя одежда, достигающая по длине лодыжек и подпоясанная обычно витым шнуром с кистями на концах.

Пакалина Е. Н.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева