Дейнека Александр Александрович

(1899–1969)

       Александр Александрович Дейнека родился 21 мая 1899 года в Курске, в семье рабочего. Его отец работал слесарем в железнодорожном депо. По семейной традиции в 1914 году Александр поступил в Курское железнодорожное училище. Одновременно с занятиями в училище Дейнека посещает небольшую художественную студию, организованную курскими художниками В.Голиковым и А.Полетико. По настоянию своих первых учителей будущий художник в 1915 году поступил в Харьковское художественное училище, в класс профессора М.Пестрикова. На занятиях у Пестрикова учащиеся много рисовали с античных масок и гипсов, делали учебные наброски с натурщиков. Однако единой программы обучения в училище не было. По воспоминаниям художника «в молодом училище был период увлечения «измами» – смутно импрессионизмом, много, по-провинциальному, символизмом».
       Во время революционных событий в феврале 1917 года занятия в училище были прекращены, а студенты распущены по домам. Октябрьскую революцию Дейнека встретил в родном Курске. Однако заниматься в это время творчеством он не мог – нужно было помогать семье. Он работал сначала учителем рисования в женской гимназии, затем фотографом в уголовном розыске. В 1919 году Дейнека по мобилизации идет служить в Красную Армию. По заданию Губвоенкомата он организовал оформление агитмероприятий в городе и деревне. Вскоре его назначили руководителем секции изобразительных искусств с поручением наладить выпуск плакатов.
       После демобилизации Александр получил направление на учебу в Москву. Он поступил на полиграфический факультет Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас). Его учителем становится В.Фаворский, у которого будущий художник учился работать над композицией и формой.
       В конце 1924 года Дейнека начал работать в журнале «Безбожник у станка», а также в других изданиях советской периодической печати – в журналах «Красная Нива», «Смена», «Прожектор». Он часто выезжает в творческие командировки по стране. Зарисовки, сделанные во время этих поездок (особенно в Донбассе), в дальнейшем легли в основу больших полотен.
       В 1924 году Дейнека вместе с Д.Штеренбергом, П.Вильямсом, Ю.Пименовым и др. входит в инициативную группу по созданию Общества художников-станковистов (ОСТ). Первая выставка ОСТа состоялась в апреле 1925 года. В это творческое объединение вошли молодые художники, закончившие Вхутемас, и участники 1-й дискуссионной выставки объединений революционного искусства 1924 года. Главной задачей остовцев было создание «нового живописного стиля». Смысл своей деятельности они видели в том, чтобы создавать картины для широких масс, для рабочих клубов, общественных зданий. Поэтому основной темой их работ стал труд рабочих на фабриках и заводах, транспорт, индустрия, «все то, что работает и движется». Для нового содержания остовцы стремились найти новые средства художественного выражения. Они отдавали предпочтение графической четкости рисунка, строгому и выверенному композиционному решению, сдержанному колориту. Эти черты сближали живопись ОСТа с графикой, прежде всего с плакатом. В тоже время на их творчество оказало влияние искусство мастеров немецкого экспрессионизма.
       Наиболее характерные живописные произведения Дейнеки остовского периода – «Перед спуском в шахту», «На стройке новых цехов», «Текстильщицы». Эти картины совершенно по-новому и очень достоверно передавали облик современного рабочего. Решенные в графической манере, они были похожи на увеличенные до огромных размеров рисунки. В работе «На стройке новых цехов» художник использовал принцип контрастных сопоставлений. Замкнутая, с черным фоном, левая часть композиции и пространственная, с уходящими в глубину ажурными конструкциями, правая. Темной мускулистой фигуре работницы, толкающей вагонетку, противопоставлена более стройная фигура молодой женщины в светлом платье. Но в этих контрастах силуэтов и плоскостей чувствовался ритм и характер эпохи. «Я увлекался кружевом заводских конструкций, но они только фон. Я всегда изображал человека большим планом в сильных типичных движениях», – писал художник.
       В 1928 году, к десятилетию Красной Армии Дейнека пишет картину «Оборона Петрограда». Картина посвящена защите Петрограда от войск Юденича в 1919 году. Композиционное решение работы построено на использовании приема фризового изображения. На первом плане бойцы, идущие на фронт, на втором – на мостике – раненые, возвращающиеся с фронта. «Автор сумел вызвать у зрителя впечатление огромного числа защитников Петрограда…, хотя в действительности на полотне изображено всего два десятка рабочих. Их суровые лица, бодрый шаг, решительность и могучая сила – все это передано широким обобщением форм, контрастами цвета, мужественной и скупой живописью».
       30-е годы составляют следующий этап в творчестве художника. Время ставило перед художником новые задачи, предлагало новые темы. Его работы становятся более живописными. Одна из лучших картин этого периода – «Мать». Молодая женщина, держащая на руках спящего ребенка, изображена со спины. Повернув лицо к младенцу, она с нежностью смотрит на него. Плавные линии силуэта, мягкий розовато-золотистый колорит, спокойные движения – все это создает прекрасный и запоминающийся образ.
       Особая тема в творчестве Дейнеки – это тема спорта. Художник всегда увлекался физической культурой. «Я люблю спорт, могу любоваться часами на бегунов, пятиборцев, пловцов, лыжников. … спорт облагораживает человека, как все красивое», – писал художник. «Игра в мяч», «Бег», «Вратарь» – в этих работах 1930-ххудожник раскрывает красоту человека как гармонично развитой личности.
       В 1930-е годы Дейнека часто бывает в Крыму. Он делает много зарисовок на темы флота, авиации, спорта, пишет акварели, встречается с летчиками и моряками. Крымские впечатления легли в основу картины «Будущие летчики». Трое мальчишек с интересом следят за полетом гидросамолета. Сразу чувствуется, что ребята мечтают стать летчиками. Красота теплого летнего вечера, прозрачность голубого неба и синева моря наполняют картину поэзией и романтикой.
       В 1935 году Дейнека уезжает в творческую командировку за границу – в Италию, Францию, США. В задачу его поездки входило изучение опыта монументальных работ зарубежных мастеров, посещение музеев.
       В 1930-х годах начинается активное строительство общественных зданий, метрополитена. Для Дейнеки, искусство которого всегда тяготел к монументальности, это была возможность начать активно работать в техниках фрески и мозаики. Он создает монументальные композиции для павильонов Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и плафоны для московского метро. При оформлении станции «Маяковская» главной задачей было создать плафонные мозаики так, чтобы у зрителей возникала иллюзия уходящего ввысь неба. Тема этих мозаик – «Сутки страны Советов». В 35 мозаичных плафонах раскрывается панорама жизни страны. Позже художник оформил мозаичными плафонами также станции «Павелецкая» и «Новокузнецкая».
       В годы Великой Отечественной войны Дейнека продолжает напряженно работать. Это было время трагических переживаний. Особое впечатление на художника, как и на всех жителей Москвы, произвел изменившийся облик столицы. Безлюдные улицы, пустые дома – таким предстает город в картине «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года». В этом заснеженном пейзаже нет человеческих фигур, но по тому как ощетинились противотанковые ежи, как несется военный грузовик, мы понимаем, чем жила Москва в эти грозные дни. В эти же годы Дейнека написал и работу «Оборона Севастополя». Художник любил этот город «за его веселых людей, море, лодки, самолеты. И вот воочию представил, как все взлетает на воздух, как женщины перестали смеяться, даже дети почувствовали, что такое блокада». «Оборона Севастополя» – одна из самых драматических работ мастера. Живописная манера художника следует сложившейся стилистике – напряженный колорит, динамичная композиция, экспрессивный ритмический строй. Образ моряка со связкой гранат в руках на переднем плане картины воспринимается как символ мужества и стойкости.
       В послевоенные годы художник стремился создать идеальный, гармонический образ современника. Он рисует, иллюстрирует, пишет картины, делает мозаики, создает фрески, лепит, обращаясь к своим любимым темам – спорт, труд, счастливые будни мирного времени: «Эстафета», «Донбасс», «На просторах подмосковных строек», «Тракторист». Сам художник считал, что одними из наиболее удачных работ этого времени были «Тракторист» и «У моря. Рыбачки» (1956). «У моря» – небольшая вещь, но в ней заложен ритм, возможный для выполнения на стене, и есть пластическая убедительность юности, которую мы любим», – писал Дейнека. Эта картина написана в прозрачной, серебристо-голубоватой гамме, которая объединяет и подернутое дымкой море, и южное небо и одежды девушек-рыбачек.
       Последние годы жизни художник много работал в монументальной живописи, создавая стенные росписи и мозаичные панно. Для фойе актового зала Московского университета Дейнека создает мозаичный фриз с изображениям портретов корифеев науки.
       В 1958 году его пригласили для оформления павильона СССР на международной выставке в Брюсселе. Панно «За мир во всем мире» и «Мирные стройки» были удостоены золотой медали.
       В 1961 году в фойе зала заседаний Кремлевского дворца съездов по эскизам художника был создан фриз с изображениями гербов советских республик.
       В 1964 году за комплекс мозаичных работ «Красногвардеец», «Хорошее утро», «Хоккеисты» Дейнека был удостоен Ленинской премии.
       А.А.Дейнека – Народный художник ССР, неоднократный лауреат Государственных и международных премий. Яркая творческая индивидуальность, верное чувство эпохи, подлинное художественное новаторство – таковы основные черты, характеризующие творчество этого замечательного мастера.