Неизвестный художник первой половины XVIII века. Портрет И.К. Бошняка. 1785-1787

Портрет в русском искусстве на протяжении почти всего XVIII века являлся ведущим жанром, недаром это время так иногда и называют "веком портрета". Но одновременно с портретами, исполненными профессиональными художниками продолжают бытовать изображения, которые писались живописцами не получившими специального образования.

Главное в этих портретах было показать сословное положение модели, принадлежность изображенного к высокому чину. Подобные изображениях называют "парсуна". С латыни это слово переводится как "особа", не "человек", а некий тип - "царь", "вельможа", "посол" - с подчеркиванием понятия рода. Смысл создания подобных произведений, их содержание сводится главным образом к показу портретируемого как персоны значительной, представителя высшего привилегированного сословия, обладателя высоких чинов и званий. Внимание художников сосредоточено не на лице, характере, а на позе изображенного, богатых деталях, аксессуарах, изображении гербов, надписей.

В традициях парсунного изображения был создан неизвестным художником XVIII века портрет Ивана Константиновича Бошняка. Он поступил в Радищевский музей от правнука Ивана Константиновича. В сопроводительном письме даритель писал: "Прошу извинить, что в скромном моём подношении Вы не найдёте художественности. Единственное достоинство - это сходство <...> с оригиналом".

Перед нами предстает исполненный собственной важности мужчина "храбрый Бошняк", как когда-то называл его А.С. Пушкин в своей "Истории Пугачевского бунта", воин, а не дипломат, властный и самоуверенный.

Его фигура значительна и устойчива, она занимает почти все пространство портрета. Несмотря на некоторую условность и обобщенную трактовку изображения, переданы индивидуальные черты модели. Несколько одутловатое лицо с обвисшими щеками и мешками под глазами, крутыми дугами бровей над небольшими глазами, сжатым ртом и торчащими в стороны длинными усами, предметом особой гордости владельца. Взгляд глаз прям и зорок, а выражение лица замкнуто. Художник, написавший портрет, не очень умел, но, однако ему удалось передать характер модели, сильный и самоуверенный до упрямства.

Потрет отличается необычным темно-красным колоритом, грубоватой, но в то же время уверенной манерой письма. Хотя чувствуется, что художник не умеет передать объем, не знает анатомии тела и поэтому образ человека имеет еще очень условный характер. В портрете преобладает плоскостная, декоративная трактовка деталей, художник только "обозначает" пушистость меха или блеск металлической цепочки. Но в то же время трудно отказать ему в мастерстве. Плотными уверенными мазками лепит он объем лица, свободно и легко написана одежда. Красноватый подмалевок придает работе цветовую напряженность, заставляет зрителя всматриваться в лицо изображенного. Портрет был написан, скорее всего, на Украине примерно в 1760-1764 годах., на изображенном мундир полковника Новосербского пандурского полка. Известно. Что Иван Константинович служил в эти годы в вышеназванном полку, который размещался в Полтавском наместничестве. В 1764 году полк был расформирован.

Когда-то Иван Константинович Бошняк был военным комендантом города Саратова. На годы его комендантства пришлись события "Пугачевского бунта".

"За весьма знаменитую заслугу", "за верность отечеству и храбрость при супротивлении противу бунтовщичьяго нападения на г. Саратов" граф Панин исхлопотал полковнику Бошняку 370 душ крестьян. Кроме того, его жене, потерявшей во время бунта все имущество, было специально жаловано 2000 рублей - "на покупление взамен сворованных благ".

После подавления пугачевского бунта Бошняк вернулся в Саратов и "исправляя обязанности коменданта" вплоть до 1788 года, а затем вышел в отставку. В 1791 году он в преклонном возрасте умирает и был похоронен с воинским почестями на самом престижном в те времена саратовском кладбище - погосте женского Крестовоздвиженского монастыря. При его похоронах "перед гробом ехал эскадрон казаков с распущенным знаменем, сзади шел гарнизонный батальон с опущенными вниз ружьями, за ним - духовая музыка, что играла траурные марши".

Справочная информация.

Бошняк Иван Константинович (1717 -1791). Происходил из греческого дворянского рода Кондосколиди. После смерти отца, двое его малолетних сыновей приняли фамилию крестного отца. В 15-16 лет Иван бошняк начал службу простым солдатом в Бахмутсоком гарнизонном батальоне. В 1742 г. Он продолжает службу в Сербском гусарском полку. Участвовал во многих знаменитых сражениях: брал перекоп и Очаков в русско-турецкой войне 1735-1739 гг., сражался против шведов в 1742-1743 гг., во время Семилетней войны участвовал в сражении при Гросс-Егерсдорфе и Цорндорфе, несколько раз был тяжело оанен и неоднократно пожалован за храбрость повышением в чине и "жалованием в незачет". В возрасте 43 лет был переведен "за ранами" в Новосербский полк батальонным командиром.

В июле 1774 года войска Пугачева подошли к Саратову. Положение города было незавидным. Весной город выгорел дотла, а его земляные укрепления пришли в негодность. К тому же возникли разногласия между комендантом города И. К. Бошняком и управляющим конторой опекунства иностранных поселенцев М. М. Лодыженским, который, не надеясь оборонить город, забрал казну и служебные бумаги опекунской конторы и отплыл в Астрахань.

Приехавший в Саратов гвардии поручик Преображенского полка Гаврила Романович Державин, облеченный особыми полномочиями, считал себя в городе главным лицом и был полон жажды деятельности. Он вступает в конфликт с военным комендантом Саратова по вопросам обороны города от "злодея".

Поручик Державин пытается вооружить жителей Малыковки против Пугачева, а затем переправляется в Покровскую слободу. Оборонять город остался комендант И. К. Бошняк. "Гарнизон города был малочислен, укрепления находились в плохом состоянии, артиллерии не хватало снарядов. Астраханский губернатор Кречетников, которому подчинялось все нижнее Поволжье, возложил оборону города Саратова на коменданта И.К. Бошняка. Армия Пугачева расположилась на Соколовой горе. Бошняк приказал Саратовскому гарнизону (780 человек) при 15 орудиях занять позиции на городском валу по обеим сторонам Московских ворот. Успехи Пугачева в осаде, а затем взятие города Саратова складывались из многих предпосылок. Не только работные люди и крестьяне верили ему. Жизнь служилых людей также была очень тяжелой, гнет офицеров и дворян был невыносим. Многие из них переходили на сторону Пугачева в поисках лучшей жизни.Слух о "царевом указе", в котором было сказано "написано было, что все купечество, бобыли и пахотные будут защищены и пожалованы, и вольность дана будет; а штаб-обер-офицеров и дворян всех хотел вешать", быстро распространился среди защитников и жителей города. И когда пугачевская батарея на Соколовой горе открыла огонь, саратовские артиллеристы заявили, что запасы подмочены " и стрелять не можно". Городское ополчение стало разбегаться, купцы отправились в лагерь Пугачева.В это время в атаку пошла пугачевская пехота. Прапорщик Соснин с отрядом из 20 человек открыл Симбирские ворота и перешел на сторону пугачевцев. Казаки вышли через ворота в тыл правительственных войск. Пешие солдаты- фузилеры- во главе с капитаном Баратаевым и несколькими офицерами, захватив фитили и клинья из-под пушек, перешли к повстанцам. За ними последовал командир батальона майор Салманов с группой своих солдат Комендант города, оставленный один на один с армией Пугачева, не смог должным образом организовать ей сопротивление. Пугачев, при поддержке местных жителей и перешедшего на его сторону отряда, штурмовал город. Осажденные сами открыли ему ворота и Емельян Иванович Пугачев занял город Саратов. Лишь 61 человек во главе с Бошняком сумели пробиться на Царицынскую дорогу и сесть в ладьи. В 7 часов вечера Саратов был в руках Пугачева". (Максимов Е. К., Тотфалушин В. П., Булычев М. В. Саратовский край. Часть 1. изд. Саратов, 1991).

Парсуна (искаженное лат. persona - личность, особа) Парсуна появляется в переходный период русской истории, во время преобразования средневекового мировоззрения и складывания новых художественных идеалов. Первые русские парсуны создаются, скорее всего, мастерами Оружейной палаты Московского Кремля в XVII в. В парсуне портретное сходство передается весьма условно, часто используются атрибуты и подпись, позволяющие идентифицировать изображенного.

Царева Т.Б.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева