Захаров Марк Анатольевич (р. 1933)

Актер, режиссер, театральный педагог. Народный артист СССР (1991). Окончил актерский факультет ГИТИСа им. А. В. Луначарского (1955). Работал актером в Пермском областном драматическом театре, московских театрах им. Н. В. Гоголя, им. М. Н. Ермоловой, им. В. В. Маяковского; был актером и режиссером Московского театра миниатюр. Режиссурой начал заниматься в самодеятельном студенческом коллективе Пермского университета, затем Московского станкостроительного института. В студенческом театре МГУ поставил «Дракона» Е. Шварца и др. С 1965 г. режиссер Московского театра сатиры. Известность Захарову принес поставленный в этом театре спектакль «Доходное место» А. Островского (1967). В Московском театре им. В. В. Маяковского Захаров поставил «Разгром» по роману А. Фадеева (1971). Этим спектаклем режиссер начал «свою игру с советским мифом». С 1973 г. Захаров главный режиссер Театра имени Ленинского комсомола («Ленком»). Здесь поставлены мюзиклы «Тиль» Г. Горина по мотивам Ш. де Костера (1974), «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» по произведениям П. Неруды (1976) и первая рок-опера на советской сцене «Юнона и Авось» А. РыбниковаА. Вознесенского (1981). Другие спектакли: «В списках не значился» Ю. Визбора по мотивам Б. Васильева (1975), «Иванов» (1975) А. П.Чехова, «Парень из нашего города» К. Симонова (1977), «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского (1983) и др. Эмблемой театральной перестройки и гласности стала «Диктатура совести» М. Шатрова (1986). Среди спектаклей последних лет – «Поминальная молитва» Г. Горина по Шолом-Алейхему (1989), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1993), «Чайка» Чехова (1994), «Королевские игры» Г. Горина – Ш. Каллоша (1995). Много и успешно режиссер работает в кино и на телевидении. Среди снятых им кинофильмов – «Двенадцать стульев» (1976), «Обыкновенное чудо» (1978), «Тот самый Мюнхгаузен» (1979), «Дом, который построил Свифт» (1983), «Формула любви» (1984), «Убить дракона» (1988). Захаров выступал в качестве автора и соавтора сценариев фильмов «Звезда пленительного счастья», «Земля Санникова», «Белое солнце пустыни» (ему принадлежит авторство писем Сухова) и др. Автор статей по вопросам театра и политики, книг, посвященных проблемам современной режиссуры. Профессор кафедры режиссуры РАТИ (ГИТИС).