Репин Илья Ефимович

(1844-1930)

       Репин – один из самых крупных мастеров реализма ХIХ века и едва ли не самый известный русский художник. В своем творчестве, продолжавшемся более полувека и отличавшемся необыкновенной плодотворностью, Репин сумел широко охватить и ярко показать самые разные стороны жизни России и ее истории, в портретном искусстве – запечатлеть всех выдающихся представителей нации своего времени. Необыкновенная одаренность сочетались у Репина с острым чувством жизни, стихийное ощущение натуры с глубоким проникновением в суть явлений.
       Родился Репин 24 июля (5 августа по новому стилю) 1844 года в семье военного поселянина в небольшом городке Чугуеве близ Харькова. Там же прошли его детские годы. Большое желание стать художником и целеустремленность привели Репина в Петербург, в Академию художеств, где он учился в классе исторической живописи в 1864–1871 годах. Отличная школа профессионального мастерства, Академия художеств ориентировала художников преимущественно на религиозные, мифологические и героико-исторические сюжеты, облеченные в формы, подражающие классическим античным образцам. Но Репин, взяв от Академии все лучшее, выбрал другую дорогу – путь реалистического жизненного искусства. Этому способствовали его знакомство с членами петербургской Артели художников, возглавляемой И.Н.Крамским, а также собственный яркий и самобытный талант, который уже в полной мере заявил о себе в его выпускной картине "Воскрешение дочери Иаира". За эту картину он получил от Академии большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу за счет средств Академии на 6 лет.
       О Репине заговорили после появления в 1873, его картины "Бурлаки на Волге", вызвавшей много споров, отрицательных отзывов со стороны Академии, но восторженно принятой сторонниками реалистического искусства. Исполненная после поездки на Волгу, где Репин изучал труд и жизнь бурлаков, выискивал интересные типы, зарисовывал и писал их с натуры, картина раскрыла особенности дарования художника, умеющего глубоко постигать окружающее, подмечать все типичное и характерное. Сцена тяжелого бурлацкого труда вылилась в правдивую, задевающую за живое картину, в то же время наделенную жизнеутверждающим пафосом, где каждый персонаж – это сильный и яркий образ.
       В 1872 году Репин женился на В.А.Шевцовой, дочери академика архитектуры А.И.Шевцова. В 1873-1876 он работал за границей, преимущественно во Франции, где изучал полотна старых мастеров, знакомился с современным ему искусством импрессионистов. Творческая жизнь Репина протекала в основном в Париже, где он с женой и маленькой дочкой обосновался в мастерской на Монмартре. Здесь он написал большую сказочно-фантастическую картину "Садко, которая хотя и была одобрена Академией (в 1876 году художник удостоен за нее звания академика), но не принесла ему творческого удовлетворения. Более удачным оказывалось все то, что художник непосредственно видел в окружающем его потоке действительности. Характерна в этом смысле картина «Парижское кафе» (1874–1875) – остро схваченная и мастерски переданная сцена жизни французской столицы. Репин много работал в Нормандии, в Веле – излюбленном месте художников, где писал этюды, постигая законы живописи на открытом воздухе, в условиях естественного освещения. Знакомство с творчеством Г.Курбе и Э.Мане, искусством которых он увлекался, новейшей французской живописью импрессионистов заставляло Репина, не изменяя реалистическому методу, учиться чистоте и богатству палитры, красоте живописной лепки, правдивой передаче солнечного света и свето-воздушной среды. В парижский период были написаны также портрет И.С.Тургенева, с которым художник много общался, два замечательных детских портрета – «Девочка-рыбачка» и портрет маленькой дочки Веры.
       Возвратившись в Россию в 1876 году, раньше срока окончания пенсионерской поездки, художник около года жил на родине, в Чугуеве. Русская провинциальная жизнь дала Репину много ценного материала. Здесь он нашел интересные типажи и темы для своих будущих картин. Лучшие работы чугуевского периода – «Мужичок из робких», «Мужик с дурным глазом», а также выдающийся портрет-картина «Протодьякон», в которой Репин энергичной мощной кистью, со всей силой своего живописного темперамента запечатлел одного из колоритнейших местных типов – дьякона Ивана Уланова.
       В 1877 году Репин поселился в Москве. Входил в Абрамцевский художественный кружок, образовавшийся вокруг семьи промышленника и мецената, тонкого ценителя искусства С.И.Мамонтова, создавшего в своей усадьбе "Абрамцево" наилучшие условия для творческой работы художников. В это время Репин близко общался с художниками В.Д.Поленовым, В.М.Васнецовым, В.И.Суриковым, глубоко интересовавшимися русской историей. Результатом изучения древней столицы и ее исторических памятников, а также знакомства с богатейшим собранием древностей Оружейной палаты Московского Кремля стала картина "Царевна Софья", с большой экспрессией передающая властный и неукротимый характер сестры Петра I, заключенной в Новодевичий монастырь после подавления стрелецкого бунта.
       Время по возвращении из первой поездки за границу, с 1876 до конца 1880-х годов, необычайно плодотворно. Одну за другой художник создает наиболее значительные свои картины – "Крестный ход в Курской губернии", "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года", "Не ждали", и одновременно пишет целый ряд первоклассных портретов.
       Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно "Крестный ход в Курской губернии", написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Он видел крестные ходы у себя на родине, в Чугуеве, в 1881 году ездил в окрестности Курска, где каждый год летом и осенью совершались знаменитые на всю Россию крестные ходы с Курской чудотворной иконой Божьей Матери. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и "благородных", штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Изображая крестный ход - типичное явление старой России, художник в то же время показал широкую и многогранную картину русской жизни его времени со всеми ее противоречиями и социальными контрастами, во всем богатстве народных типов и характеров. Наблюдательность и блестящее живописное мастерство помогли Репину создать полотно, поражающее жизненностью фигур, разнообразием одежд, выразительностью лиц, поз, движений, жестов, и одновременно грандиозностью, красочностью и великолепием зрелища в целом.
       С 1882 года Репин жил в Петербурге. Был деятельным участником Товарищества передвижных художественных выставок. В 1883 году совершил вместе с критиком В.В.Стасовым, борцом за реалистическое искусство, всегда восторженно принимавшим репинские произведения, путешествие по Германии, Голландии, Франции, Испании, Италии. В Дрездене он написал портрет Стасова. В музее Прадо в Мадриде копировал картины Веласкеса и Тициана. В дальнейшем, в 1880–1900-х годах Репин не раз побывает в европейских странах, посещая музеи, художественные выставки.
       Человек впечатлительный, страстный, увлекающийся, он был отзывчив на многие жгучие проблемы общественной жизни, сопричастен социальной и художественной мысли его времени. Так, в его искусстве нашли воплощение события, связанные с действиями революционеров-народников, борьбой народовольцев с царским правительством. "Арест пропагандиста", "Сходка", "Перед исповедью" – произведения трагического пафоса, попытка понять психологию революционеров, ответить на вопрос – кто они, герои или жертвы идеи. Среди них картина "Не ждали" занимает центральное место. Тема ее – неожиданное возвращение с каторги политического ссыльного навеяна борьбой участников движения «Народная воля» с царским правительством, убийством ими императора Александра II и последовавшими за этим массовыми арестами. Убедительно раскрывая тему через судьбу одной семьи, картина ставила множество вопросов: в чем смысл борьбы людей, готовых жертвовать чужой и своей жизнью, примут ли общество и их родные «подвиг», обрекший их самих и многие семьи на испытания и страдания? Рассказав об истории и судьбе целого поколения, прошедшего через надежды и разочарования, Репин показал себя мастером, способным не только разработать сложную психологическую ситуацию, но затронуть вопросы глубокого социально-исторического и нравственного плана.
       1880-е годы – пора расцвета таланта художника. В 1885 году была создана картина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года", отмечающая наивысшую точку его творческого горения и мастерства. Художник рассказывал, как его вдохновила музыка Римского-Корсакова: "Его музыкальная трилогия – любовь, власть и месть – так захватили меня и мне неудержимо захотелось в живописи изобразить что-нибудь подобное по силе его музыки". Историческое событие случайного убийства во время ссоры Иваном Грозным своего сына Репин трактовал как психологическую драму, отмеченную необыкновенным накалом страстей. В фигуре и лице царя он добился предельного эмоционального напряжения, выразив ужас отца, осознавшего непоправимость содеянного. Столь же выразителен облик смиренно принимающего смерть царевича. Картина произвела исключительное впечатление на современников, оценивших в Репине великий талант. И.Н.Крамской восторженно писал: "Выражено и выпукло выдвинуто на первый план – нечаянность убийства! Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя фигурами…" Большой размер полотна, экспрессия всего действия, напряженное звучание цвета продемонстрировали высокое мастерство художника-драматурга, заставляющего зрителя остро сопереживать изображенное в картине.
       Творчество Репина отличается необыкновенной плодотворностью, причем многие полотна он писал одновременно. Одна работа еще не была закончена, как создавалась другая и третья. Не закончив работу над "Иваном Грозным", Репин получает заказ от Министерства Императорского Двора и начинает работать над большой картиной "Прием волостных старшин Александром Ш во дворе Петровского дворца в Москве" (1886). Художник должен был изобразить встречу русского императора с представителями крестьянства всей России в Москве, состоявшуюся в 1883 году во время торжеств по случаю коронации. Сложность состояла в том, что сам Репин не был свидетелем этого события. Сделав несколько пейзажных набросков и этюдов с натуры, с приближённых царя, с крестьян, Репин блестяще разрешил многие непростые композиционные и живописные задачи. Картина, изображающая пестрое и многолюдное действие на широкой площади Петровского дворца в яркий солнечный день, написана красочно и зрелищно, в ней создана приподнятая атмосфера торжественного и важного события.
       Репин – выдающийся мастер портретного искусства. Его портреты представителей разных сословий – простого народа и аристократии, интеллигенции и царских сановников – своеобразная летопись целой эпохи России в лицах. Он был одним из художников, с энтузиазмом откликнувшихся на идею основателя Третьяковской галереи – П.М.Третьякова о создании портретов выдающихся русских людей. В портретах 1880-х годов – художников В.И.Сурикова и В.Д.Поленова, художественного критика В.В.Стасова, хирурга и педагога Н.И.Пирогова, музыканта, дирижера и композитора А.Г.Рубинштейна выразился уникальный талант мастера, умеющего проникать до глубин человеческой сущности и находить каждый раз неповторимую художественную форму, адекватную социальному статусу, манере поведения, характеру модели. Стихийно захваченный темпераментом оригинала, выявляя остро характерные черты личности, художник создавал истиные шедевры. К их числу относится портрет композитора М.П.Мусоргского, написанный в госпитале, за десять дней до смерти прославленного композитора. Горячо взявшись за портрет, Репин сумел передать в образе умирающего человека присущие ему колоритность облика, духовную мощь, творческий темперамент, но вместе и трагедию его жизни. К числу шедевров также относится и портрет писателя и драматурга А.Ф.Писемского – один из самых острых и экспрессивных по психологической характеристике. Портрет драматической актрисы П.А.Стрепетовой проникнут чувством глубокого трагизма.
       Репин часто портретировал своих близких. Портреты старшей дочери Веры – «Стрекоза», «Осенний букет» и дочери Нади – «На солнце» написаны с большой теплотой и изяществом. Высокое живописное совершенство присуще картине «Отдых». Изображая свою жену, заснувшую в кресле, художник создал удивительно гармоничный женский образ. Разнообразие портретного творчества Репина демонстрируют и поколенный портрет умного и вальяжного военного инженера, генерал-лейтенанта А.И.Дельвига, и великолепный парадный портрет блистательной баронессы В.И.Икскуль фон Гильденбандт.
       В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – "Запорожцы пишут письмо турецкому султану". Историческое предание о том, как запорожцы – вольные казаки на повеление турецкого султана Махмуда IV добровольно сдаться ответили дерзким письмом, послужило мощным творческим импульсом для Репина, детство и юность проведшего на Украине и хорошо знавшего народную культуру. Для создания картины он изучил всевозможные материалы о прошлом запорожцев, их историю, быт, совершил два путешествия по югу России и Украине, по Волге и Днепру, где некогда была Запорожская Сечь, и привез несколько альбомов, заполненных зарисовками пейзажей, нужных ему национальных типов, оружия, костюмов, посуды. В результате Репин создал большое значительное произведение, в котором с исключительной экспрессией была раскрыта идея свободы народа, его независимости, гордого казацкого характера и его отчаянного духа. Запорожцы, коллективно сочиняющие ответ турецкому султану, представлены Репиным крепким единодушным братством во всей своей силе и сплоченности. Энергичной мощной кистью созданы яркие, колоритные образы запорожцев, великолепно переданы их заражающий смех, бодрость и удаль.
       Репин хорошо был знаком с Л.Н.Толстым, преклонялся перед его литературным гением и обаянием личности, не раз бывал в Ясной Поляне. Он писал Толстого больше, чем кто-либо из русских художников, с живой документальностью передавая его облик в рисунках и набросках, изображая его в разные периоды жизни за литературной работой и за работой в поле, за чтением и за шахматами, на отдыхе и на молитве. Монументальный поколенный портрет писателя, созданный в Ясной Поляне, картины "Л.Н.Толстой на пашне", "Л.Н.Толстой на отдыхе в лесу", портрет Толстого в полный рост запечатлели величие и одновременно необычайную простоту выдающегося писателя и человека.
       В 1890-е годы имя Репина широко известно. В 1891 году сначала в Петербурге, а затем в Москве он открывает свою персональную выставку, на которой показывает 298 работ. Приняв предложение руководить живописной мастерской в Академии художеств, в 1893-1894 годах он совершил путешествие по Европе, для ознакомления с методами преподавания в Венской Академии художеств, мастерских Мюнхена. С этого времени до 1907 года с увлечением занимается преподавательской деятельностью. Помимо Академии художеств он преподает в частной художественной студии кн. М.К.Тенишевой в Петербурге и Смоленске.
       В 1901–1903 годах по правительственному заказу Репиным при помощи его учеников Б.М.Кустодиева и И.С.Куликова была создана картина "Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения" – выдающееся художественное произведение, великолепный групповой портрет и ценнейший исторический документ (изображено 80 представителей высшей государственной власти во главе с императором во время заседания в Мариинском дворце). Огромная по своим размерам, репрезентативная по замыслу, сложнейшая по творческой задаче и техническому исполнению, она стала подлинным триумфом всестороннего мастерства Репина.
       В 1899 году в дачном поселке Куоккала, на Карельском перешейке Репин купил усадьбу, названную им "Пенаты", куда окончательно переселился в 1903 году. Там он провел последние десятилетия своей жизни. В "Пенатах" у Репина бывали многие деятели культуры – В.В.Стасов, Ф.И.Шаляпин, В.В.Маяковский, К.И.Чуковский, Л.Н.Андреев и другие. В этот период художником были написаны большие картины – "17 октября 1905 года", "Черноморская вольница", несколько композиций на евангельские темы и много портретов. Он пишет воспоминания "Далекое – близкое", где живо и красочно рассказывает о выдающихся людях своего времени, с которыми встречался или был хорошо знаком.
       В 1918 году усадьба "Пенаты" оказалась на территории Финляндии, Репин таким образом был отрезан от России. Несмотря на сложные условия и тяжелую окружающую обстановку художник продолжал жить искусством. Последней картиной, над которой он работал была "Гопак. Танец запорожских казаков", посвященная памяти любимого им композитора М.П.Мусоргского.
       К 80-летию со дня рождения художника, в 1924 году, сначала в Москве, затем в Ленинграде была устроена выставка произведений Репина. Между Советским правительством и художником велись переговоры о возможном приезде его на родину, который так и не состоялся. Умер Репин 29 сентября 1930 года и похоронен в "Пенатах". В настоящее время "Пенаты" – мемориальный музей И.Е.Репина.