Неизвестный иконописец XVII века. Апостол Павел. Из Деисусного чина иконостаса. XVII век

Высокий русский иконостас - стена из икон, отделяющая алтарь от остального пространства храма. Представляет историю человечества от сотворения мира - и вневременную сущность христианской церкви. Начиная с XV века иконостас становиться обязательной частью внутреннего убранства каждого храма. Иконы, вставленные в деревянные тябла, располагались строгом порядке. Классический иконостас состоит из пяти рядов икон: местного, деисусного, праздничного, пророческого и праотеческого. Де?исусный чин - это группа икон, в центре которых расположена икона с образом Христа (чаще всего в иконографии Пантократора), а справа и слева от нее соответственно - иконы изображением Богоматери и Иоанна Крестителя, а также предстоящих представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества.

В соответствии со строгой иерархической последовательностью расположения икон в Деисусном чине иконостаса, апостол Павел представлен третьим справа от изображения Христа Вседержителя. Павел не знал Иисуса Христа при его земной жизни, но в силу особых проповеднических заслуг вошел в число апостолов и при перечислении их называется вторым сразу за апостолом Петром.

Павел происходил из колена Вениамина. Он родился в Малой Азии, в городе Тарс и носил имя Савл. Он был воспитан в строго фарисейской традиции. В молодые годы участвовал в преследовании христиан. После чудесного явления света и голоса с неба он принял крещение и начал проповедовать христианство. Павел был казнен в Риме при императоре Нероне.

На иконе Павел предстает как средних лет мужчина с высоким лбом, обрамленным кудрявыми волосами и небольшой бородой, его фигура представлена в трехчетверном повороте. Он облачен в темно-синий хитон, а светлый гиматий, подобно древнеримским тогам, изысканно драпирует его фигуру ниспадающими складками. По иконописной традиции апостол изображен с обычными для него атрибутами - Павел держит Евангелие, куда вошли его послания-проповеди. Коричневым цветом написана земля - "позем", ее темный цвет символизирует, что здесь остается все печальное и временное. Желтовато-охристый фон символизирует мир "горний", что означает "небесный, вышний". По обе стороны от нимба надпись на старославянском языке "Святой апостол Павел".

Согласно традиции все лики святых писались в иконостасе с "преклоненными к Спасителю главами. С одной стороны по толкованию Церкви, это выражает их внимание к нашим молитвам, а с другой - благоговейное моление за нас перед Господом". Золотистые нимбы вокруг ликов святых символизируют сияние святости. Иконе свойственен строгий и напряженный колорит, который строится на сочетании плотного желто-коричневого фона с синими, охристо-бежевыми и коричневыми тонами одежд и "позема".

Справочная информация.

Икона (от греч. Eikon - изображение). Икона - в истории искусства - станковое произведение религиозной живописи, являющееся предметом культа. Обычно икона представляет символическое изображение христианского божества, святого или сцены из Священного писания.

Процесс создания иконы был долгим и трудоемким. Художник-иконописец приступая к работе всегда помнил, что осмеливается писать своей рукой вечное и Божественное. Считалось, что создание иконы зависит не только от умения мастера, но и от его души, веры и, самое главное, от помощи самого Бога. Поэтому на иконах никогда не ставили имени мастера - человек не мог быть творцом святости. По этой причине мы почти не знаем имен иконописцев, а те, что известны, дошли до нас благодаря свидетельствам летописей. Работа начиналась с заготовления и обработки доски, служившей основой для живописи. Чаще это были липовые доски, реже выбирали сосну, ель или дуб. Несколько досок склеивали по бокам до нужного размера, затем делали с одной стороны углубление - ковчег, на котором писали икону. Всю поверхность лицевой стороны пропитывали горячим клеем и накладывали ткань "паволоку". Затем доску покрывали особым грунтом, чтобы лучше держались краски. Грунт - его называли левкас - готовили из мела или гипса и накладывали несколькими слоями. На грунт наносили прориси - контуры будущего изображения - строго следуя канону образцу. Образцы копировали с рисунков опытных мастеров или с древних икон. Изображение писали в основном темперой. Эту краску изготавливали из растертых в порошок минералов и смешивали их с желтками и хлебным квасом. Мастера считали, что краски, приготовленные на хлебном квасе, ложатся "мягче" и по высыхании становятся более "звучными". Сверху изображение покрывали олифой - прогретым растительным маслом. Это защищало краски от повреждений и усиливало цвет. Но олифа со временем темнела и за 70-100 лет она почти скрывала изображение на иконе. Тогда иконы поновляли, то есть на потемневшем слое писали новые образы. Многие иконы несут на себе несколько поновлений, сделанных в разные века.

Иконостас - Перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма. Состоит из икон, расположенных ярусами. Число ярусов бывает от трех до пяти. В середине нижнего яруса находятся Царские врата, справа от врат расположены икона Иисуса Христа и икона святого или праздника, которому посвящен храм. За иконами нижнего ряда с обеих сторон (в небольших храмах и приделах только с одной) расположены диаконские двери. Над Царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Второй ярус снизу содержит иконы двунадесятых праздников. Третий ярус - иконы Деисуса. Четвертый - икону Богородицы "Знамение" и иконы предстоящих пророков. Верхний, пятый ярус - икону Троицы и иконы ветхозаветных праведников и праотцев (Авраама, Исаака, Иакова и др.). Завершается иконостас распятием. Схема иконостаса из Радищевского музея:

Праотеческо-пророческий чин (двухчастные иконы)

1. Отечество и Богоматерь 2. Праотец Адам и царь Давид 3. Праотец Сиф и пророк Соломон 4. Праотец Авель и пророк Исайя 5. Праотец Иаред и пророк Иезекииль 6. Праотец Авраам и пророк Моисей 7. Праотец Исаак и пророк Гедеон 8. Праотец Мельхиседек и пророк Илия 9. Пророк Малахия и пророк Иона 10. Праотец Иаков и пророк Аггей 11. Праотец Рувим и пророк Михей 12. Праотец Енох и пророк Даниил 13. Праотец Иосиф и пророк Захария 14. Праотец Ной и пророк Аввакум 15. Праотец Вениамин и пророк Наум

Деисусный чин:

I6. Иисус Христос - Господь Вседержитель 17. Богоматерь 18. Иоанн Креститель 19. Архангел Михаил 20. Архангел Гавриил 21. Апостол Петр 22. Апостол Павел 23. Святитель Николай 24. Святитель Алексий 25. Святитель Петр 26. Святитель Филипп 27. Святитель Иона 28. Князь Федор 29. Князь Михаил 30. Князь Петр

Библия - это собрание основных религиозных книг евреев и христиан. Она состоит из двух частей: книг Старого завета (39 книг - священная история до Рождества Христова) и книг Нового Завета (27 книг - священная история от Рождества Христова). Славянский перевод Библии был сделан монахами Кириллом и Мефодием в IX веке.

Апостол (греч. - посланник) - наименование двенадцати учеников и спутников Христа, призванных им для проповеди евангельского учения. Список апостолов приводится в синоптических Евангелиях (Мф X, 2-4, Мк III, 16-19, Лк VI, 14-16) и в "Деяниях апостолов" (1, 13) - это братья Петр (Симон) и Андрей (Первозванный), братья Иаков Старший и Иоанн Богослов (евангелист), Филипп, Варфоломей (Нафанаил), Матвей мытарь (евангелист), Фома, Иаков Алфеев, Фаддей (он же Иуда Леввей - автор новозаветного "Соборного послания апостола Иуды), Симон Зилот (Кананит) и Иуда Искариот. После предательства и самоубийства последнего на его место был по жребию избран Матфей (Деян 1, 15-26). Число двенадцать соответствует числу двенадцати сыновей Иакова (двенадцать колен Израиля) - апостолам предстоит "на двенадцати престолах судить двенадцать колен израилевых" (Мф XIX, 28).

Святой Апостол Павел (Саул,) (предп. 5/15, Тарс - 64/67, Рим) - "апостол язычников", не входивший в число Двенадцати апостолов и участвовавший в юности в преследовании христиан. Пережитый Павлом опыт встречи с воскресшим Иисусом Христом привёл к его обращению и стало основанием для апостольской миссии. Павлом были созданы многочисленные христианские общины на территории Малой Азии и Балканского полуострова. Послания Павла общинам и отдельным людям составляют значительную часть Нового Завета и являются одними из главных текстов христианского богословия. Память 29 июня (12 июля) - славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. Гиматий - (греч.) - верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани; надевался обычно поверх хитона и у шеи иногда застегивался фибулой.

Нимб (лат. - облако, туча) - условное обозначение сияния вокруг головы в изображениях Христа, Богоматери, святых и т. д. Нимб бывает разной формы (круглый, треугольный, шестиугольный и т. д.) и разного цвета. Круглый нимб с вписанным в него крестом (т. наз. "кресчатый нимб") - важнейший атрибут, который присваивается только историческим и символическим изображениям Христа.

Канон - свод правил, приемов, символов принятых и освященных церковью для изображения того или иного образа.

Тябло - (Tabula, доска) карниз, уступ или выступ; полочка, для икон, угольник. Свод или парус в храме, с иконами, образами.

Царева Т.Б.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева