В.П. Петров. Вид Тавриды. II половина XVIII века

Русский пейзаж во второй половине 18 века делал свои первые самостоятельные шаги. При создании Императорской Академии художеств преподавание пейзажной живописи не предусматривалось. Лишь в 1767 году наряду с историческим, портретным и батальным классами появился и ландшафтный. Пейзаж в те годы часто воспринимали как "изобразительное описание", которое можно было выразить через панораму и перспективу. Эстетика классицизма оказала на формирование пейзажа огромное влияние. Русские пейзажисты, отображая реальные природные или городские мотивы, создавали вместе с тем некий идеальный гармонический мир. Реальные и идеальные черты в пейзажах классицизма переплетаются настолько тесно, что разделить их подчас невозможно.

Художников, которых можно назвать чистыми пейзажистами, во второй половине 18 века было немного. Одним из самых известных мастеров пейзажной живописи этого периода является Федор Алексеев, который оказал значительной воздействие на развитие будущего русского пейзажа как действующий мастер и как преподаватель ландшафтной живописи в Академии художеств. Среди его учеников был пейзажист Василий Петрович Петров (1770-1810), который брал уроки живописи у Алексеева в Театральном училище при Дирекции императорских театров. С 1787 года молодой художник преподавал в рисовальных классах в Горном училище в Петербурге, затем он был причислен к Эрмитажу "мастером живописи". В 1794 году он признан "назначенным" в академики за пейзаж "Вид мызы Петра Алексеевича Соймонова". Через несколько лет по указу Александра I назначен на уральские и сибирские заводы для "снятия видов". С 1801 Петров жил в Барнауле. В 1806 году художнику присваивают звание академика ландшафтной живописи.

Пейзаж "Вид Тавриды" был написан Петровым как воспоминание о знаменитом путешествии императрицы Екатерины Великой в Крым, совершенное в 1787 году. Вероятно, художник принимал участие в этом длительном вояже в качестве "видописца" вместе со своим наставником Ф.Я. Алексеевым, о чем свидетельствуют натурные зарисовки видов Крыма, выполненные Петровым. Впечатления об увиденных ландшафтах затем легли в основу большой картины, переплетаясь с условностями, свойственными раннему русскому пейзажу. "Вид Тавриды" представляет собой сочиненный по законам классицизма пейзаж с обязательной боковой кулисой и четким делением на три плана. Каждый план обозначен не только линейно-пластическим ритмом, но и колористическими доминантами. Первый план картины более четко прорисован, он строится на контрастных сочетаниях освещенных пятен и темных силуэтов. Второй план написан мягче, контрасты сглажены, автор умело соединяет зыбкость водной поверхности с основательностью огромных камней и архитектурных строений. Дальний план почти весь заполнен небесами, дымка воздушной перспективы окутывает кроны деревьев и вершины гор. Условное цветовое решение и рационально выстроенное пространство пейзажа роднит его с театральной декорацией.

Автору было важно подчеркнуть, прежде всего, экзотичность крымского ландшафта для русского зрителя того времени. Петров повсюду в картине изображает детали, подчеркивающие необычность природы и истории Тавриды. Привычные дубы соседствуют здесь с кипарисами, растущими на горных склонах; римские фонтаны и развалины византийской крепости - с татарскими саклями, минаретами и восточными одеждами жителей крымской деревушки. Земли Тавриды вошли в состав империи незадолго до написания пейзажа, потому одна из задач автора была описательно-ознакомительная. Не менее важно для Петрова было создать идеализированный в духе Просвещения образ Тавриды. Интересно отметить, что автор постарался внести в пейзаж лирическую ноту, акцентируя внимание на конкретном времени суток. Цвета наступающего вечера, окрасившие небо в розоватые оттенки, рассыпавшие нежные рефлексы по всей картине, придали пейзажу более эмоциональный характер.

Написание пейзажа "Вид Тавриды" связано с интереснейшим событием в русской истории - путешествием Екатерины в Крым, который был присоединен к Российской империи в 1783 году. Подготовка к путешествию началась светлейшим князем Г.А. Потемкиным в 1784 году. Первое, с чего начал князь, была разработка маршрута, строительство или расширение и благоустройство дорог, обеспечение путешественников транспортом, а также возведение в новоприобретенном крае путевых дворцов. Маршрут включал десятки городов и простирался на 5657 верст. В 1786 году вопрос о путешествии был решен окончательно (До того мешали эпидемические заболевания в ряде губерний, в частности страшной по тем временам холерой). Екатерина пригласила Иосифа II и ряд принцев Европы в поездку.

В субботу 2 января нового 1787 года в Санкт-Петербурге было необычайно оживленно. При большом скоплении народа на Невском проспекте и прилегающих к Казанскому собору улицах, после молебна, в грандиозное путешествие "в полуденый край" Российской империи отправилась невиданная по числу участников и роскоши экспедиция во главе с Екатериной Великой. В общей сложности в кортеж входило 32 высших чиновника. А если учесть лакеев, другой обслуживающий персонал, в том числе кучеров, форейторов, парикмахеров, камердинеров, поваров с поварятами, кондитеров, музыкантов, скороходов и даже двух арапов, то наберется почти 200 человек. Ехали не спеша: с 9 до 12 и с 15 до 19 часов. Распорядок дня императрицы был приближен к дворцовому. 18 мая кортеж оказался в Таврической области, где гости пребывали 12 дней, посетив столицу бывшего Крымского ханства Бахчисарай. По материалам поездки была издана книга "Путешествие Ея Императорского Величества в полуденный край России, предприемлемое в 1787 году ", а также написано множество картин. Одной из них стал пейзаж В.П. Петрова "Вид Тавриды".

Справочная информация

Классицизмом (от латинского слова "классикус" - "образцовый") называют стиль и направление в искусстве 17 начала 19 в., ориентировавшегося на наследие античной культуры как на норму и идеальный образец. Для искусства классицизма характерна тяга к выражению большого общественного содержания, возвышенных, героических нравственных идеалов. Главная тема искусства классицизма - торжество общественных начал над личными, долга над чувством.

Жукова А.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева