Совершенно секретно

 

 

 

 

Инструкция

для агента 555

Дорогой друг! Ты намерен заняться русским языком? Похвально! Займёмся им вместе. Нас зовут господа фон Этики. О том,  почему мы носим такие странные имена, а также   о многом другом ты узнаешь, усевшись у компьютера и открыв пособие «Учим правила по алгоритму».

 

На наших нескучных виртуальных уроках ты сможешь получить новые знания и повторить пройденное, беседуя, играя, сражаясь на дуэлях.  

 

Тебя ждут весёлые упражнения, полезные тренинги и мудрые словари.  

 

Ты узнаешь, что орфограмму можно решать, как математическую задачку, – опираясь на алгоритм.  

 

Чтобы ты не запутался и не огорчался, если что-то не получится с первого раза, мы решили раскрыть тебе наши секреты.

А значит, прочитав эту инструкцию, ты станешь настоящим секретным агентом!

 

И научишься на «пять»,

став агентом 555!


Проверка бдительности

 

Секретный агент должен быть наблюдательным, внимательным, рассудительным. Одним словом, бдительным. Поэтому внимательно читай наши сообщения и отвечай    на вопросы. В агенты 005 большой конкурс!

 

Сообщение №1

 

ü  Учить правила по алгоритму легко и приятно. Для этого достаточно думающей головы, проворных пальцев, мышки, ручки и тетрадки.

ü  Пособие состоит из двух модулей. Каждый модуль – самостоятельное учебное пособие, которое работает независимо от другого. Модули дополняют друг друга и помогают тебе учиться так, как больше нравится.

ü  Любишь весёлые рисунки, музыку, мультики, соревнования и игры – отправляйся в модуль уроков.

ü  Хочешь испытать свои знания, наблюдательность и терпение – выбирай модуль тренинга и тестирования.

 

·        А теперь прочитай вопросы и определи,

на какие из них невозможно ответить, пользуясь сообщением №1

 

1      Из каких частей состоит пособие «Учим правила по алгоритму» и как они называются?

2      Где можно испытать знания, наблюдательность и терпение?

3      Как пользоваться модулем интерактивных уроков?

4      Что такое «модуль»?

5      Где можно послушать музыку и поиграть?

6      Что такое тренинг?

7      Что понадобится тому, кто хочет учить правила по алгоритму?

 

·       Сделай в блокноте или тетради заметки

и исследуй инструкцию дальше.

 

Сообщение №2

 

ü  Чтобы модули не путали тебя с другими учениками, оценивали твои успехи и заносили их в виртуальные журналы, каждый сеанс работы в обоих модулях   начинается с регистрации.

ü  Если во время выполнения тренинга какое-либо слово в задании вызывает у тебя сомнение и/или недоумение, открой модульный толково-энциклопедический словарь. Если волнующего тебя слова в словаре не окажется, пополни словарный запас, обратившись к бумажным толковым словарям.. братившись к толковым словарям С. азалось, твой словарный запас очень беден у тебя сомнение, недоумение

ü  Поверь: запасёшься не напрасно. Тому, кто понимает значение как можно большего числа слов, легче будет создавать собственную пользовательскую базу в модуле тренинга и тестирования.

ü  Чтобы правила и исключения запоминались легче, мы предлагаем тебе мнемонические стихи. Мнемоника – искусство запоминания – названа по имени древнегреческой богини Мнемозины. Легко догадаться, что мнемонические стихи посвящены не красотам природы и таинствам чувств, а секретам орфографии.

 

·         А теперь прочитай вопросы и определи, на какой из них

невозможно ответить, пользуясь сообщением №2

 

1      Что делать, если в тестовом задании встретилось непонятное или незнакомое слово?

2      Как пользоваться модулем тренинга и тестирования?

3      Зачем нужна регистрация и как часто она производится?

4      Каково назначение мнемонических стихов и почему они  так называются?

5      В каком модуле создаётся пользовательская база данных и что это такое?

 

Если ты уверен, что в сообщении №1 нет ответа на 3-й вопрос первой группы: «Как пользоваться модулем интерактивных уроков?» – ты прав.

 

Если ты считаешь, что в сообщении №2 нет ответа на 2-й вопрос второй группы:  «Как пользоваться модулем тренинга и тестирования?» – ты прав не вполне.             В сообщении ничего не сказано и о том, что такое пользовательская база данных.

 

Тот, кто вполне прав в обоих случаях, и тот, кто дважды ошибся, получат ответы на все вопросы, если прочтут

 

 

Словарь терминов

Советы пользователю модуля интерактивных уроков – сс. 10 – 15

Советы пользователю модуля тренинга и тестирования – сс. 15 – 20

 

Словарь терминов[1]

 

Алгоритм в пособии «Учим правила по алгоритму» – это орфографическое правило в вопросах и ответах. Алгоритмы представлены на сс. 6-9.

 

БД – база данных – сумма контрольных единиц, включённых в модуль тренинга и тестирования. В режиме Упражнение ты сможешь создать собственную базу и пользовательские диктанты.

 

Вопрос-утверждение – элемент алгоритма.

В алгоритмах на страницах 6 – 9 он оформлен знаком вопроса, например: Различительное написание?

На панелях алгоритмов в модуле тренинга и тестирования вопросительного знака нет, например: Различительное написание. С таким утверждением ты можешь согласиться или не согласиться. Установленная кнопка обозначает согласие с утверждением.

 

Диктант в модуле тренинга и тестирования – зрительный диктант в форме теста. Всякий модульный диктант – это группа контрольных единиц (КЕ). Твоя цель – выбрать букву-орфограмму в выпадающем списке окна Варианты ответа или ввести её с клавиатуры. Есть два типа диктантов: тренинг и контрольный. Во время тренинга модуль подаёт тебе подсказки и звуковые сигналы («Ошибка!», «Верно!», «Внимание!»). Ты  можешь получить справку в любом из модульных словарей. Во время выполнения контрольного диктанта этих возможностей нет.

 

Дуэльные баллы – накопительные баллы, которые выставляются за упражнения и тесты в модуле интерактивных уроков. Бросишь вызов невежеству – получишь дуэльные баллы. Они начисляется так: количество должных правильных ответов минус число ошибочных ответов или попыток. Если действовать наугад, число неудачных попыток может превысить число должных правильных ответов. В таком случае ты получишь дуэльный балл со знаком минус. Чем больше наберёшь дуэльных баллов, тем выше шанс получить взамен высокую оценку!

 

Задание – упражнение, выполняемое в модуле тренинга и тестирования в режиме Упражнение. Твоя цель – найти и исправить в данной группе КЕ ошибки в написании слов и в установках на ПА. Выполнить задание легко, если не только знать, но и понимать, почему слово пишется так, а не иначе.

 

Интерактивный тренинг осуществляется в модуле интерактивных уроков. Тебе предстоит записать в тетрадь «бегущие» на мониторе слова и, пользуясь анимированным алгоритмом, вставить в них пропущенные буквы. Интерактивный тренинг поможет тебе понять и выучить алгоритм решения орфограммы, познакомит с исключениями и различительными написаниями.

 

Интерактивный урок – это не отрезок времени в 4045 минут. Это комплекс учебной информации в тезисах, мнемонических стихах, таблицах, алгоритмах и упражнений, тренингов, игр. Если справляешься с заданиями модуля, значит, урок достиг цели.

План урока – карта, по которой ты путешествуешь с одним из фон Этиков. Двигаться по карте можно только в определённом порядке. Помни: если решил прервать урок, придётся начать всё сначала.

 

КЕконтрольная единица – словосочетание или предложение, составляющее БД модуля тренинга и тестирования. Из КЕ состоят диктанты и задания. КЕ содержит, как минимум, одну пропущенную орфограмму. Пропусков может быть больше. В таком случае все пропущенные в КЕ орфограммы решаются одним алгоритмом.

 

Кликнуть – щёлкнуть левой кнопкой мыши по объекту (слову, рисунку, таблице и т. п.), установив курсор на объекте.

 

Логин – буквально слово входа – имя, под которым ты представляешься модулю тренинга и тестирования. Логин может совпадать и не совпадать с твоим настоящим именем. Вводимый логин отображается так, как ты его пишешь – буквами.

 

Мнемонические стихи – рифмованные тексты, которые помогут тебе легко запомнить  правила, исключения, различительные написания.

 

Модуль – один из двух элементов пособии, который работает независимо от другого, но дополняет его. Модуль интерактивных уроков понравится тебе, если ты учишься во 2 – 7 классе. Модуль тренинга и тестирования полезен всем.

 

Модульный словарь – электронный словарь с поисковой системой в модуле тренинга и тестирования. Всего таких словарей семь. Подробнее читай о них в окнах Знакомство или в справке модуля. Каждый словарь подробно рассказывает о том, как им пользоваться, в окне Описание словаря.

 

ПАпанель алгоритма – часть интерфейса модуля, на которой алгоритм правила изображён в виде селекторных кнопок и флажков с вопросами или вопросами-утверждениями.

 

Пароль секретное слово для опознания пользователя в модуле тренинга и тестирования. Вводимый пароль отображается в виде звёздочек, чтобы никто, кроме тебя, не воспользовался им.

 

Перетащить – в модуле интерактивных уроков навести курсор на объект (слово, рисунок, таблицу и т. п.), нажать на правую кнопку мыши (курсор примет вид руки) и, удерживая объект переместить его в другую область экрана. Если объект перемещён не туда, где его ожидает модуль, объект отскочит на прежнее место.

 

Пользовательский диктант – отчётная работа, итог упражнения, выполняемого в модуле тренинга и тестирования в режиме Упражнение. Прежде чем создать его, тебе предстоит создать личную пользовательскую базу данных (БД), добавляя в неё слова, словосочетания и предложения с орфограммой и устанавливая кнопки на панели алгоритма.

 

Просмотровое окно – окно на ПА, в котором помещены мнемонические стихи. Содержимое окна ты можешь выделить, скопировать, вставить в документ с расширением *.doc или *.rtf, а затем распечатать.

 

Режим исправления ошибки – состояние модуля тренинга и тестирования в режиме Ученик, в котором модуль подаёт тебе текстовые и звуковые подсказки. Если допустишь ошибку, выполняя тренинг (о нём читай в статье диктант), модуль перейдёт в режим исправления ошибки. Из этого режима есть два выхода: решение орфограммы (исправление ошибки, обеспеченное системой подсказок) и выход из  модуля. Если хочешь стать агентом 005, не спеши сдаваться!    

 

Решение орфограммы – выбор единственно правильной буквы из ряда возможных по алгоритму.

 

Селекторная кнопка – кнопка в форме кружка. Установка такой кнопки означает, что из группы вариантов, обозначенных селекторными кнопками, ты выбрал один. Примеры селекторных кнопок: Форма слова и Однокоренное слово в группе Средство проверки (ПА темы Правописание безударных гласных).

 

Система подсказок – инструмент, который действует в режиме исправления ошибки. Система подсказок реагирует на изменение установок на панели алгоритма и при попытке ввода ошибочного ответа указывает на коренную ошибку – ту, после которой любые установки уже не влияют на решение орфограммы. 

 

Словарь орфограммы – совокупность всех слов данного языка, написание которых подчиняется одному орфографическому правилу.

 

Специальное меню – область в модуле интерактивных уроков. Позволяет выбрать и вызвать нужные уроки, упражнения, эль-дуэли, тренинги, игры отдельно от уроков.

 

Тематическая вкладка – часть алгоритма Правописание чередующихся гласных в модуле тренинга и тестирования. Если, выполняя тренинг, ошибёшься, поверх развернувшейся панели алгоритма появится такое сообщение: «На каждой из  вкладок – одно из оснований решения алгоритма. Выберите вкладку, чтобы продолжить поиск ответа». Выбор вкладки – первый шаг к решению орфограммы.

 

Управляющая кнопка в модуле интерактивных уроков – рисунок, фигура, текст (выделен так). При наведении на управляющую кнопку курсор приобретает вид ладошки. Кликнув кнопку, можно переместиться на другой экран модуля или в очередной этап урока. В нашей инструкции управляющая кнопка – фрагмент текста (выделен так), который облегчает чтение инструкции.

 

Установить кнопку – кликом (щелчком) по окошку кнопки или по сопутствующему вопросу-утверждению вызвать появление в поле кнопки «галочки» – для флажка – или точки – для селекторной кнопки. Действовать так тебе предстоит  в модуле тренинга и тестирования при добавлении КЕ в БД или в режиме исправления ошибки.

 

Флажок – кнопка в форме квадрата, работающая в режиме Да – Нет. Установленный флажок соответствует ответу Да.  

 

Эль-дуэльлингвистическая дуэль. Брось вызов невежеству и срази его своими знаниями! Дуэль состоит из группы заданий с выставлением дуэльных баллов. Открывают дуэль упражнения. Во всех дуэлях, кроме 6-й, ты сможешь выбрать одно из 3-х отличных по объёму и категории сложности заданий. Завершают дуэль тесты, в которых тебе предстоит не только выбрать один из вариантов ответа, но и объяснить свой выбор. А ещё ты сможешь проверить себя и тестироваться повторно. Используй  право на ошибку, чтобы улучшить результат!


Алгоритмы

Правописание безударных гласных (проверяемых и непроверяемых)

123

 

В модуле тренинга и тестирования мнемонические  стихи  представлены в просмотровом окне, как показано на рисунке.

В модуле интерактивных уроков те же мнемонические стихи можно открыть кликом по кнопке Заучи стишок! на этапе Путешествуем по алгоритму.

 

 321

 

   

Исключения:   

1 изгарь, пригарь, выгарки, утварь                                                                                                 

2 зоревать, пловец, пловчиха, плывуны, заплывать и т. п.     

3 побирушка, постирушка, обжиг, обжиговый, выжига, сочетать, сочетание, выжимки, поминовение                      

4 росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, на вырост, выросток, ростковый, подростковый

5 отрасль, отраслевой

6 скачу, скачок, скачкообразный

7 ровесник, поровну, уровень

8 равнина, равнинный

 

 

 

 

 

Вид панелей алгоритма Правописание чередующихся гласных в корнях слов

(шести ветвям алгоритма соответствуют шесть тематических вкладок в модуле; здесь показаны пять)

 

 


Советы пользователю модуля интерактивных уроков

 

В этом модуле ты сможешь

·         получить минимум знаний, нужных для решения орфограммы по алгоритму

·         узнать, откуда берутся вопросы алгоритма и как на них отвечать

·         подготовиться к успешной работе в модуле тренинга и тестирования

·         самостоятельно выбирать учебный маршрут: урок, упражнение, эль-дуэль, тренинг, игру

·         работать в наиболее удобном для тебя темпе

·         многократно повторять задания, добиваясь понимания учебного материала и самого высокого результата

·         соревноваться с самим собой, слушая весёлую музыку.

 

Первые шаги

·         Щёлкни кнопку Уроки в оглавлении пособия.

 

·         В зависимости от возможностей компьютера, однако не более чем через 5 секунд откроется экран Регистрация. Введи свои имя и фамилию в окошки регистрации и щёлкни кнопку Войти в модуль. Нужно заполнить оба окошка!  Если тебя зовут Александром, реши, представишься модулю как Александр или как Саша. Важно, чтобы во всех последующих сеансах работы ты называл себя так же, как в первый раз.

 

 

 

·         Откроется Карта модуля, состоящая из семи областей. Начни работу с посещения Педсовета, чтобы узнать, кто такие мы, фон Этики, и познакомиться с приёмами работы в модуле. Чтобы ты мог вспомнить наши советы, не уходя с интерактивного урока, помещаем их ниже.

 

 

·         В области тем и уроков посещай уроки.

·         В области упражнений выбирай упражнения и выполняй их,  чтобы повторить и закрепить материал.

·         В области эль-дуэлей выбирай дуэль и отстаивай знания с мышкой в руках.

·         В области интеллектуального отдыха поиграй в одну     из трёх обучающих игр.

·         Отправляясь в путешествие по алгоритму в области тренингов, вооружись ручкой или карандашом и подготовь тетрадь для путевых заметок.

 

 

 

·         После интерактивного урока открой Журнал модуля, чтобы увидеть и записать и/или распечатать результаты своей работы. Если выполняешь упражнения или дуэли не на уроке, а из специальных меню, модуль занесёт дуэльные баллы в Журнал за каждое выполненное задание.


Иконки и управляющие кнопки

 

·         Перемещение внутри модуля осуществляется при помощи иконок и управляющих кнопок. В правом верхнем углу экрана помещена иконка главного меню. Чтобы выйти в главное меню с любого экрана модуля, нужно кликнуть эту иконку.

 

 

·         Наведением курсора на иконку главного меню можно открыть ряд иконок семи областей модуля. Это вертикальное меню. Вертикальное меню позволяет выйти в любое специальное меню, а также в Педсовет и Журнал с любого экрана. Двигаясь вниз по ряду иконок, читай всплывающие подсказки. Они напомнят тебе, какую область символизирует та или иная иконка. Внимание! Вернуться на текущий экран урока, с которого сделан переход в какое-либо специальное меню, невозможно.

 

   

   

·         В левом нижнем углу экрана помещена иконка выхода из модуля. Кликнув по ней, ты окажешься в оглавлении пособия  «Учим правила по алгоритму», откуда можно перейти в модуль тренинга и тестирования или выйти из пособия.

 

·         Если на экране появилась иконка печати, кликом по ней можно распечатать содержимое экрана. При этом на странице отобразятся только назначенные программой элементы: таблица, текст в рамке, содержимое Журнала.

 

·         Управляющие кнопки Далее, Повторить теорию, Повторение, Начать реагируют только на клик мышки. Кнопка Проверка отзывается на клик всюду, кроме эль-дуэлей. А чтобы открыть окно проверки в дуэлях, на управляющую кнопку нужно просто навести курсор. Только на наведение курсора реагируют кнопки Инструкция и Памятка.

 

·         В некоторых случаях в нижней части экрана помещаются специальные команды для частных случаев, окрашенные так же, как управляющие кнопки. Например: Прежде чем выбрать свиток щелчком, наведи на него курсор. Если такой команды нет, выбирай один из свитков, портфелей, сундучков, корзинок именно так: наведи курсор на предмет, прочитай информацию о задании, а затем кликни выбранный предмет

 

·         Внимательно следи за текстом, который появляется в облаках. Это облака общения, в которых мы даём тебе рекомендации, советы, задания, подсказки. Читай текст в удобном тебе темпе и кликай кнопку Далее, когда готов продолжить общение.

 

 

 

·        

Сообщения о результатах твоей работы – допускаемых ошибках и учебных достижениях – появляются в облаках реагирования в ответ на клик по кнопке Проверка. Если ошибок нет, в облаке написано «Молодец!».

 

 

·         Если допущены ошибки, мы либо сообщаем о них, но не указываем, где именно затаилась ошибка, либо поясняем, почему твой выбор или решение ошибочны.

 

·         Если объём информации больше места, отведённого ей на экране, появляется ручка-вертушка.

 

 

·         Наведение курсора на ладошку ручки, указывающую вверх, прокручивает список вверх, на ладошку, указывающую вниз, – вниз.

·         Обрати внимание: в меню упражнений список упражнений прокручивается кликом по ладошкам ручки-вертушки.

 

 

Отчёты, инструкции, памятки, блоки полезной информации

 

·         После выполнения каждого оцениваемого задания появляется отчёт. Он помещён в специальную рамку и сообщает о том, сколько ответов дано (ответами считаются вставленные буквы и слова, выбранные варианты ответов на вопросы теста и т. п.), сколько дано правильных ответов и сколько дуэльных баллов выставлено за работу. Спрячь отчёт одним кликом левой кнопки мыши. Данные из отчёта поступают в журнал модуля.

 

 

 

·         Две ветки алгоритма правописания безударных гласных завершаются управляющей кнопкой Заучи стишок. Кликнешь её – откроется рамка с мнемоническими стихами. Прочти стихи, пользуясь ручкой-вертушкой.

 

 

 

·         Тренинги, путешествия по алгоритму и кроссворды сопровождаются инструкциями и памятками. Чтобы тебе было удобнее работать, они не присутствуют на экране постоянно, а вызываются наведением курсора на управляющие кнопки Инструкция и Памятка. Чтобы прочесть текст, удерживай курсор на кнопке.

 

 

 

·         Во время выполнения некоторых упражнений на закрепление ты можешь вызвать блок полезной информации, который спустится из-под верхней кромки экрана в виде вывески. Помни: чтобы ты мог повторить учебный материал в удобном темпе, модуль останавливает таймер. Спрятать вывеску можно только кликом по кнопке Продолжить урок. В момент исчезновения вывески таймер возобновит работу с того места, на котором был приостановлен.

 

 

 

Таймеры

 

·         Время на выполнение некоторых заданий ограничено. Для отсчёта времени в модуле используются таймеры улитка, черепашка и часики.

·         В игре «Дождик капал» своеобразный таймер – плаксивая тучка. Чем ближе конец игры и дождика, тем она бледнее.

 

 


Выбор заданий в меню

 

·         Чтобы твой выбор был свободным и осознанным (когда работаешь не под руководством учителя), во всех специальных меню указаны учебные темы, которые охватывает то или иное упражнение, тест, тренинг или игра.

·         В меню тем и уроков 2 темы и 5 уроков. Каждый урок имеет собственную структуру, или план, представленный в виде карты урока. Число областей на карте равно числу этапов урока. Двигаться по карте можно только        в определённом порядке, как по плану: от первого пункта к последнему.

 

 

·         Прежде чем выбрать урок, кликни его в оглавлении уроков слева. Откроется карта выбранного урока и перечень тем, которые на нём рассматриваются.

·         Наводя курсор на названия этапов, прочти стихотворные всплывающие подсказки, чтобы узнать, чем предстоит заниматься на каждом этапе.

·         Если решил отправиться на урок, кликни карту.

·         Помни: можно прервать урок, перейти на карту модуля, в любое специальное меню, выйти в оглавление пособия – вернуться на этап, с которого ушёл, нельзя! Урок состоится и достигнет цели только при условии, что ты пройдёшь его от начала до конца и сумеешь легко и правильно выполнить все задания.

·          Помни: упражнения, тренинги, дуэли доступны из специальных меню. Теоретические сведения можно получить только на уроках.

 

·         В меню упражнений 41 упражнение, в дуэльных баллах оцениваются 10 из них. Чтобы увидеть весь список упражнений, воспользуйся ручкой-вертушкой.

·         Прежде чем выбрать упражнение кликом, наведи на него курсор и познакомься с кратким описанием и типом упражнения. В модуле есть упражнения на введение ответов с клавиатуры, на выбор варианта ответа кликом, на распределение объектов (слов и рисунков) по группам путём перетаскивания и другие.

 

 

 

 

·         В меню дуэлей 6 дуэлей, состоящих из 28 упражнений и 31 вопроса в тестах. 16 заданий оцениваются.

·         Прежде чем принять вызов – поднять перчатку щелчком, наведи на неё курсор. Во всплывающей подсказке даны учебные темы дуэли и описана её структура.

 

 

 

·         В меню тренингов 5 тренингов, имеющих по 3 заданных маршрута – всего 15. Путешествуя по ним, ты можешь решить орфограммы в 260 словах.

 

 

·         Для путешествия по алгоритму с любыми другими словами предназначен свободный маршрут. Выбери одну из 3-х тем и в путь!

·         В тренингах можно выучить алгоритмы и мнемонические стихи, запомнить исключения. Тренинг не ограничивает твоей свободы: послушно отзывается на каждый клик, не подсказывает, но в конце маршрута показывает образцовое решение всех орфограмм. Строгий контроль и оценка ждут тебя в модуле тренинга и тестирования.

  

·         В меню игр 3 игры. В двух играх по 3 сеанса разного уровня сложности. В игре «Дождик капал…» 1 сеанс, который можно осуществить с одной из 3-х скоростей.

·         Прежде чем выбрать игру кликом, наведи и удерживай курсор на её названии в оглавлении слева, чтобы прочесть описание и/или инструкцию к игре.

·         Выбор сеанса, длины пути между осликом и морковкой и скорости дождика производится на соответствующем игровом поле. Чтобы оказаться на нём, кликни название игры.

 

 

 

Особенности выполнения заданий

 

·         Выполняя задания на введение ответов с клавиатуры, помни:

ü  модуль ждёт ответов на русском языке со строчной (маленькой буквы), поэтому следи за регистрами языка и шрифта

ü  использование кавычек не предусмотрено

ü  если модуль не установил курсор в месте вписывания ответа, сделай это сам

ü  вписывать несколько букв-ответов можно через пробел – без запятой, но лучше поставить запятую.

ü  если вписываешь часть слова не в заготовку, обрати внимание на оформление морфем в записи: корень: -мир-; приставка: об-; суффикс: -ик-

ü  модуль не наказывает тебя за отсутствие запятой и пробела после неё, а также за ошибку в оформлении морфем (лишнюю или недостающую чёрточку). Однако – учись писать грамотно!

ü  в заданиях на редактирование текста введением ответов с клавиатуры и тех, где нужно вписать ответы последовательно в нескольких строчках, для перемещения курсора допускается перемещение курсора вручную и использование клавиши Tab

ü  при решении кроссвордов курсор перемещается по клеточкам только с помощью клавиши Tab

ü  если ты допустил ошибку, придётся найти её самостоятельно. Если ошибка не будет исправлена, модуль не пропустит тебя дальше.

 

·         Решая кроссворд, помни:

ü  для перемещения курсора по клеточкам кроссворда, следует пользоваться только клавишей Tab

ü  при каждом клике по цифре (по горизонтали и вертикали) курсор появляется          в первой клеточке слова, соответствующего цифре

ü  если в клеточку на пересечении слов уже вписана нужная буква, перемести курсор ещё одним нажатием клавиши Tab

ü  не пытайся перемещать курсор вручную: он исчезнет вообще. При этом состояние экрана не изменится

ü  чтобы продолжить работу, если случайно удалил курсор, повторно выбери цифру вписываемого слова. Курсор появится в первой клеточке слова, и ты сможешь переместить его в нужную клеточку, не удаляя уже вписанных букв

ü  помещая в кроссворд слова, которые могут вызывать у тебя затруднения, мы сопроводили их подсказками. Собрать слово с помощью подсказок ты сможешь    в контрольной строке, состоящей из нескольких секций. Из скольких фрагментов собирается слово, столько и секций. Впишешь фрагмент в первую секцию – курсор самостоятельно переместится в следующую. Впишешь последний фрагмент – получишь слово в контрольной строке. При этом курсор самостоятельно переместится в исходную клеточку слова в кроссворде, чтобы ты вписал свою находку

ü  впишешь в кроссворд последнее слово – появится кнопка Проверка. Если кроссворд решён без ошибок, ты сможешь выбрать новую игру, продолжить урок или отправиться в другое меню.

ü  если в кроссворде есть ошибки, об этом сообщит облако реагирования. Работая над ошибками, помни:

o   в режиме исправления ошибок в списках номеров по горизонтали и вертикали активны (доступны для вызова) только те, что обозначают слова с ошибками

o   нашёл и исправил ошибку – кликни кнопку Проверка. Если ошибки остались, снова появится облачко. А порядковый номер исправленного слова перестанет быть активным

o   если ошибка помещается на пересечении слов, после её исправления станут неактивны номера обоих слов:  по горизонтали и по вертикали

o   вероятность появления ошибок на пересечениях слов невелика. Но ошибки могут быть допущены в других клеточках – будь внимателен!

 

·         В ответ на ошибку в заданиях, связанных с перемещением объектов, модуль может

ü  сбросить выполненную часть работы и вернуть объекты на исходную позицию:

o   в упражнении 6

o   в дуэли 1 (в каждом из 3-х вариантов упражнения 2) 

o   дуэли 2 (в каждом из 3-х вариантов упражнения 1)

ü  отбросить объект, который ты пытался поместить не там, куда следует. При этом может появиться облако реагирования с сообщением о сути ошибки.

 

Выход из модуля

 

·         Чтобы выйти из модуля в оглавление пособия,

ü  кликни иконку выхода в левом нижнем углу экрана

ü  или нажми комбинацию клавиш ALT+F4

ü  или нажми клавишу Esc, а затем кликни Да в открывшемся окне.

 

 

Советы пользователю модуля тренинга и тестирования

 

В этом модуле ты сможешь

·         довести до автоматизма навык решения орфограммы по алгоритму

·         пополнить свой словарный запас

·         усовершенствовать умение находить проверочные слова и формы

·         узнать значение многих корней и слов

·         получить сведения о многих служебных морфемах русского языка

·         создать личную пользовательскую базу данных (БД) и пользовательские диктанты.

 

Знакомство 

 

·          Щёлкни кнопку Тренинг и тест в оглавлении пособия.

 

   

·          В зависимости от возможностей компьютера, однако не более чем через 10 секунд откроется первое окно модуля – Знакомство.

·         Щёлкая кнопку Далее, перелистай страницы блокнота фон Этика. При этом, пожалуйста, не забудь прочесть того, что на них написано!

 

 

·         Не закрывая блокнота, ты можешь нажать на клавишу   F-1, чтобы вызвать Справку модуля. Чтобы получить нужную информацию, кликни в оглавлении Справки выбранный том, затем тему. Пользуйся гиперссылками.

·         Открыть Справку можно Из любого режима, в любой момент работы. Для этого воспользуйся названным способом (нажатие на кнопку F-1) или выполни команду Вызов справки в меню Справка. 

 

 

·         Перевернув последнюю страницу блокнота фон Этика, закрой окно Знакомство. По умолчанию откроется стартовое окно модуля в режиме Ученик.

 

 

·         Под строкой заголовка (с иконкой и названием модуля) помещаются четыре меню: Режим, Диктант, Сервис и Справка.

·         Чтобы познакомиться со всеми меню, наведи курсор  на одно из них, сделай один клик левой кнопкой мыши. Меню развернётся. Перемещай курсор по горизонтали, чтобы развернулись остальные меню.

 

 

Регистрация

 

·         Прежде чем приступить к работе, зарегистрируйся. Для этого выполни команду Регистрация в меню Режим. Помни: ты сможешь зарегистрироваться только в том случае, когда учитель зачислит тебя в виртуальный класс модуля!

 

 

·         В открывшемся окне регистрации

ü  выбери класс, в который зачислен (виртуальный двойник класса, в котором ты учишься)

ü  в открывшемся после этого списке найди и выбери свои фамилию и имя

ü  в поля открывшемся после этого окна введи свои логин и пароль. Пароль придётся ввести дважды! Запомни и/или запиши эти данные!

 

 

·         Если ты забыл свои логин и пароль, сообщи об этом учителю. Он удалит данные из модульного журнала, чтобы ты смог зарегистрироваться повторно.

·         После регистрации ты сможешь работать в режимах Ученик и Упражнение.

 


Идентификация

·         В каждом сеансе работы, начиная со второго, тебе не придётся заново регистрироваться. Чтобы модуль опознал тебя и определил твои пользовательские полномочия, введи свои логин и пароль в окошко Идентификация.

 

 

 

Работа в режиме Ученик

 

·         По умолчанию модуль начинает работу в режиме Ученик.

·         В режиме Ученик можно выполнять тренинги и контрольные диктанты.

·         Чтобы выполнить тренинг или контроль:

ü  выполни соответствующую команду в меню Диктант

ü  в открывшейся Библиотеке диктантов выбери тему, а затем диктант

ü  прочти данное словосочетание или предложение

ü  выбери из вариантов ответа, выпадающих в одноимённом окне, нужную букву, иначе говоря – реши орфограмму. Если ты уверен в своих знаниях, введи букву    с клавиатуры

ü  подтверди своё решение кликом кнопки Ввод или нажатием на клавиши Enter или Пробел

ü  повторяй эти действия до окончания диктанта.

·         Если ты ошибся при введении ответа: ввёл букву латиницы или вариант, которого нет в списке вариантов решения орфограммы, программа не посчитает это ошибкой, выдаст предупреждение и предложит повторить ввод.

·         Если во время тренинга из имеющихся вариантов ты выбрал ошибочный, окажешься на ПА в режиме исправления ошибки. Чтобы продолжить тренинг, тебе предстоит:

ü  выбрать нужную панель алгоритма одним кликом по имени вкладки, если панель состоит из нескольких вкладок

ü  «примеряя» вопросы-утверждения к слову с пропущенной орфограммой, менять установки на ПА и пытаться ввести новый ответ. В случае ошибки модуль подскажет тебе, какую установку следует изменить.

ü  обращать внимание на состояние окна Ответ, выбранный по алгоритму: в нём введённая первоначально ошибочная буква будет меняться в ответ на смену установок на ПА. Однако перемена буквы не означает, что орфограмма решена. Важно, чтобы ты сумел найти правильные ответы на вопросы алгоритма!

ü  просматривать исключения,  если на ПА активизируется кнопка Исключения

ü  обращаться к модульным словарям, если активизируется один из трёх на ПА или  у тебя появится потребность получить справку в словарях морфем, терминов, Зри в корень! или толково-энциклопедическом.

·         Во время выполнения контрольного диктанта модуль не подаёт звуковых сигналов и не переходит в режим исправления ошибок.

·         На некоторых панелях алгоритмов есть окна Прочти и запомни и Обрати внимание. Они содержат дополнительную информацию для облегчения запоминания, чаще всего мнемонические стихи.

·         В заключение диктанта открывается окно Работа над ошибками,

 

 

в котором  представлены протокол диктанта и оценка работы. Выполни работу над ошибками     в тетради.

·         Если попытаешься выйти из модуля досрочно, появится предупреждение о том, что выход в процессе выполнения диктанта означает невыполнение работы. В таком случае запись не поступит в ЖурналHIDD_JOURNAL и окно Работа над ошибками не появится.

 

Работа в режиме Упражнение

 

·         Выполни команду Упражнение в меню Режим. Если ты хочешь или должен начать работу в режиме Упражнение, окно Идентификация появится после выполнения этой команды.

·         В режиме Упражнение можно

ü  создавать, просматриватьHIDD_SEEKEINDB, редактироватьHIDD_EDITKE, пополнятьHIDD_ADDINGKE личную БД

ü  из контрольных единиц, имеющихся в личной БД, создавать пользовательские диктанты,  редактировать и удалять их

ü  выполнять назначенные учителем задания

ü  бHIDD_PROTOCез ограничений просматривать модульные словари.

·         Чтобы создать базу данных, добавь в неё ряд слов или словосочетаний. Для этого:

ü  пользуясь выпадающим списком, установи правило в поле Орфографическое правило

ü  если на ПА несколько вкладок, выбери нужную, кликнув её название

ü  в поле Начало словосочетания (предложения) введи часть контрольной единицы до орфограммы

ü  в поле Орфограмма введи орфограмму (она автоматически отображается прописной буквой красного цвета). Орфограмму можно выбрать из выпадающего списка данного поля. Список допустимых символов (решений орфограмм) для поля Орфограмма смотри в таблице

 

Таблица

 

Орфографическое правило

Допустимые символы

Правописание безударных гласных (проверяемых и непроверяемых)

 

а, е, и, о, ы, Э, я

Чередование гласных в корнях

а, е, и, О, Ы

 

ü  в поле Конец словосочетания (предложения) введи часть контрольной единицы после орфограммы

ü  если в КЕ есть повторяющиеся или однокоренные слова, можно задать пропуск орфограммы в каждом из них. Для этого вместо орфограммы введи знак «нижнее подчёркивание»: _

ü  на панели алгоритма установи кнопки в соответствии с правильным решением орфограммы

ü  нажми кнопку Добавить или клавишу Insert. Добавляемая КЕ появится в списке    в окне просмотра на месте, соответствующем её алфавитному порядку, и станет выделенной. Если вводимая КЕ уже существует в БД, в диалоговом окне появится сообщение об этом, а БД не претерпит изменений.

o   Примечания:

§   для быстрого перемещения слева направо (из поля Начало словосочетания (предложения) и далее), пользуйся клавишей TAB

§  для быстрого перемещения справа налево одновременно нажми клавиши  SHIFT+TAB.

·         Чтобы редактировать базу данных, то есть изменить содержание имеющейся в базе КЕ и/или поменять установки кнопокHIDD_CNT_SETBUTTON для данной КЕ,

ü  прочесть данное словосочетание или предложение с одной пропущенной орфограммой (КЕ)

ü  выделите КЕ в окне просмотра одним щелчком левой кнопки мыши

ü  если хочешь изменить только содержание КЕ, внеси поправки/изменения в поля Начало словосочетания (предложения), Орфограмма, Конец словосочетания (предложения)

ü  в ответ на это справа от просмотрового окна активизируются кнопки Добавить и Изменить. Нажми кнопку Изменить и кнопку ОК в появившемся окне или клавиши Ввод или Enter – исправленная КЕ появится в окне просмотра.

ü  если хочешь изменить алгоритм решения орфограммы, переустанови кнопки на панели алгоритма

ü  в ответ справа от просмотрового окна активизируется кнопка Изменить. Нажми её, а затем ОК в открывшемся окне или клавиши Ввод или Enter – позиция исправленной КЕ в списке сохранится.

·         Чтобы удалить КЕ:

ü  выдели её одним кликом, а затем нажми клавишу Delete или кнопку Удалить       на панели справа. При этом будут выданы сообщение о невозможности восстановления удалённого элемента в базе данных и вопрос «Продолжить операцию удаления?»

ü  восстановить ошибочно удалённую КЕ можно сразу же после удаления, пока в полях начала и конца словосочетания (предложения) и в поле орфограммы отображаются её элементы. Нажми клавишу Insert. Появится сообщение о добавлении записи в базу данных с предложением продолжить или отменить операцию. Нажми кнопку ОК или клавиши Ввод или Enter, и КЕ появится в списке на прежнем месте, и все сделанные до удаления установки сохранятся.

·         Чтобы создать пользовательский диктант:

ü  выполни команду Создать диктант в меню Диктант или нажми клавиши CTRL+H. Содержимое поля Орфографическое правило и окна Словосочетания (предложения), а также установки на панели алгоритма будут соответствовать тому орфографическому правилу, панель которого была открыта до перехода к созданию диктанта. Появившееся просмотровое окно Диктант будет пустым

ü  в поле Орфографическое правило выбери правило. На ПА выбери вкладку.

ü  в окне Словосочетания (предложения) выбери КЕ, используя полосу прокрутки

ü  нажми кнопку Добавить или клавишу Insert – и выбранная КЕ появится в поле Диктант

ü  добавить КЕ в диктант можно также двумя кликами левой кнопки мыши по ней

ü  если в диктанте уже имеется такая КЕ, появится предупреждение об этом

ü  меняя значения поля Орфографическое правило и вкладки на панелях алгоритмов, ты можешь включить в диктант КЕ из разных разделов

ü  повторяй описанные действия до окончательного формирования диктанта

ü  для сохранения созданного диктанта нажми кнопку Сохранить. В открывшемся окне задай имя диктанта. При этом не указывай своё имя в имени диктанта: модуль сделает это сам

·         Чтобы выполнить задание:

ü  выполни команду Выполнить из меню Задание

ü  выбери задание в открывшейся Библиотеке заданий и нажми кнопку Открыть

ü  модуль перейдёт в состояние Редактирование базы данных, и в перечне КЕ отобразится содержание задания, которое тебе предстоит выполнить

ü  выдели первую КЕ, внимательно прочти её, проверь:

§  тому ли правилу, которое отображено в окне Орфографическое правило, подчиняется слово с выделенной орфограммой

§  соответствует ли слову с выделенной орфограммой выбранная вкладка (если выбрано правило Чередование гласных в корнях)

§  правильная ли буква выбрана в окне Орфограмма

§  правильно ли сделаны установки на панели алгоритма

ü  если считаешь, что правило выбрано ошибочно, одним кликом мыши открой выпадающий список Орфографическое правило и выбери нужное

ü  на открывшейся панели установи кнопки, которые соответствуют алгоритму решения данной орфограммы

ü  если считаешь, что ошибочно выбрана вкладка, измени вкладку и установи на ней кнопки в соответствии с алгоритмом решения данной орфограммы

ü  если считаешь, что ошибочно выбрана буква в окне Орфограмма, одним кликом мыши открой выпадающий список букв в окне Орфограмма и выбери нужную букву.

ü  если правильно всё, кроме установок на панели алгоритма, переустанови кнопки

ü  когда внёс все изменения, нажми на кнопку Изменить на панели справа от списка КЕ. Внесённые изменения сохранятся в твоей личной пользовательской базе данных.

ü  если не обнаружил никаких ошибок (это возможно), переходи к следующей КЕ

ü  повторяй эти действия до окончания упражнения

§  время, затраченное на выполнение задания, не регистрируется и на оценку    не влияет

§  повторное выполнение задания невозможно

§  попытавшись выполнить задание повторно, получишь сообщение о том, что это задание тобой уже выполнялось.

 

Выход из модуля

 

·         Чтобы выйти из модуля в оглавление пособия,

ü  выполни команду Выход в меню Режим

ü  или кликни косой крестик в правом верхнем углу окна модуля

ü  или нажми одну из комбинаций клавиш – CTRL+E, ALT+F4.

 

Выход из пособия

 

·         Чтобы выйти из пособия

ü  нажми кнопку Выход в левом верхнем углу обложки

ü  или нажми комбинацию клавиш ALT+F4.

 

 

 

Желаем успехов!



[1] Если ты читаешь инструкцию с монитора компьютера, можешь не читать Словарь подряд – выбирай то, о чём хочешь узнать и пользуйся гиперссылками.