Каша

Цель:

Задание направлено на описание объектов словами, выделение разных свойств объектов, узнавание культурных растений, различение последовательности действий («сначала, потом» и «раньше, позже»)

Примерное время проведения:

40 мин.

Материалы и оборудование:

Образцы каши в баночках (гречневая или пшенная рассыпчатая, размазня, геркулесовая, манная), одноразовые тарелочки и пробники (ложечки) у каждого ребенка. У учителя — образцы круп, колосья.

Ход работы:

Учитель предлагает детям узнать, как и из чего готовят каши. Сначала нужно их различить и описать. Для этого учитель раскладывает образцы по тарелочкам, дети пробуют на вкус, определяют тягучесть, пробуя, рассказывают о каше (какая она?). Кашу называют ее именем: «гречневая», затем приписывают свойства (учитель помогает детям найти нужные слова — размазня, жиденькая, сухая, сладкая, соленая, душистая, масляная и пр.)

Затем учитель показывает детям исходный материал (крупу) и просит определить, из какой крупы сделана какая каша (можно дать еще овсяную крупу в качестве «ловушки»).

Затем — физкультминутка: учитель рассказывает детям рецепт приготовления каши (гречневой и манной). Дети должны жестами имитировать процесс ее приготовления. Учитель помогает, показывая образцы действий.
А) «В кастрюлю влить воду, посолить, вскипятить. Засыпать гречневую крупу и варить до загустения. Когда каша загустеет, кастрюлю плотно закрыть крышкой и поставить на 3 часа для упревания.»
Б) «В кипящее молоко тонкой струйкой всыпать манную крупу и, непрерывно помешивая, варить на слабом огне до загустения. После этого положить сахар, соль и размешать.»

После имитации каждого рецепта учитель задает вопросы на понимание, например: что сначала — кашу варят или ставят для упревания под крышкой? Что раньше — кашу солят или варят?

Затем ставится вопрос: откуда берется сама крупа, из которой варят кашу?
Учитель показывает детям колосья пшеницы, овса. Рассказывает, как они устроены, где в них содержатся семена, какой у них стебель — соломина. Называет их одним словом — злаки или злаковые. Показывает, что из одного злака — например, овса, получается и крупа овсянка, и геркулесовые хлопья, если расплющить зерна. А из пшеницы (по степени дробления зернышек) можно получить пшеничную крупу — и, соответственно, кашу, манку, муку для хлеба и оладьев.

Затем можно предложить детям отгадать загадки:

Что две недели зеленится,
Две недели колосится,
Две недели отцветает,
Две недели наливает,
две недели подсыхает? (рожь)

Не море, а волнуется (нива)

Как на поле, на кургане
Стоит курочка с серьгами (овес)

Ходит дом ходуном на столбе золотом (колос)