Народная артистка СССР Г.С. Уланова в роли Джульетты.
       Соколов Н.А.


       Портрет сидящей балерины Г.С. Улановой в длинном платье с пышными рукавами. Более тщательно выписана верхняя часть изображения: лицо и шея.
       Галина Сергеевна Уланова (1910-1998) - народная артистка СССР, лауреат Государственных премий. С 1928 г. по 1944 г. она была актрисой театра оперы и балета имени С.М. Кирова в Ленинграде, затем до 1960 г. - Большого театра в Москве.
       Руки модели опущены вниз и сложены выше коленей: левая рука лежит поверх правой. Правильные черты. Большие выразительные, раскосые (миндалевидные) глаза смотрят чуть вверх. Прямой лоб, небольшой, едва отмеченный, нос, высокие скулы, тонкие длинные брови, слегка сжатый рот. Тонкая шея. Губы отмечены красным тоном, а щеки - румянцем. Светлые волосы зачесаны на прямой пробор и собраны сзади. Г.С. Уланова изображена в платье, в котором она выступала в роли Джульетты: длинное с круглым вырезом (декольте) и длинными рукавами с двумя ниспадающими пышными сборками. Юбка платья свободная. Кисти рук открыты - рукав заканчивается на запястье. По вырезу (декольте) и на кокетке проглядывает-ся по ряду бусинок. На шее намечены три ряда бус. Портрет лиричен.
       Портрет написан акварелью, гуашью, тушью. Лицо выполнено почти сплошной линией. Волосы, руки, платье - отрывистыми линиями. За спиной модели, справа на фоне - тень. Голова и тень слегка тронуты акварелью, а свет на платье положен гуашью.
       Постановка балета "Ромео и Джульетта" С.С. Прокофьева состоялась в 1940 г. "Из всех танцевально-сценических образов, созданных Улановой, наиболее совершенным по глубине и силе чувства является образ Джульетты. Он возник как синтез постоянных поисков, точных и строгих приемов пластической выразительности, как результат обширного и плодотворного художественного опыта, как итог большого пути. Этот образ вобрал в себя лучшие, наиболее яркие черты из всего ранее созданного артисткой. В нем есть что-то от наивности и простодушия Жизели, от независимости и само-забвенности Раймонды, от страстности Корали и от гордой сдержанности Марии. Но в нем и обобщены также многие, подчас противоречивые стороны богатой эмоциями женской натуры и переданы черты и особенности глубоко интимного душевного мира человека, сильного своей чистотой и своей целостностью. Если говорить о внешних поисках образа, то они - в манере носить легкую простую белую тунику, вышитую золотистыми цветочками и гладком зачесе волос, убранных в тонкую сетку, и в манере глядеть с тем выражением, какое итальянские живописцы эпохи Возрождения переносили на изображение своих мадонн…".
       Н.А. Соколов, входивший в объединение "КУКРЫНИКСЫ", работал и самостоятельно. В его наследии сохранились портреты артистов Большого театра, в частности, балерин. "…Помню, как терпеливо позировала мне "Великая Уланова". С нее я нарисовал несколько вариантов портрета…". Мастер шаржа Н. Соколов преодолел навыки карикатуриста в портрете Галины Сергеевны Улановой. Художник поэтически воспринял свою модель. "Чистый" профиль лица Улановой достигается непрерывной, красивой линией. Поворотом головы, жестом руки, "намеком" на позу он создал ощу-щение намечающегося ритмического движения.
 Комментарии:
       Эпоха Возрождения - период, охватывающий XV - XVI вв., наступивший и закончившийся, однако, в разных странах Европы, где раньше, а где позже.
       Туника - нижняя одежда (рубашка), известная с античных времен.
       Трагедия "Ромео и Джульетта" - произведение В. Шекспира, действие которого происходит в Италии в XVI в., неоднократно становилось основой театральных постановок.
       Жизель, Раймонда, Мария, Корали - роли Г.С. Улановой в балетах соответственно - "Жизель", "Бахчисарайский фонтан", "Утраченные иллюзии".