Урок 56. Календарь

План урока

  1. Работа с листом определений «Календарь».
  2. Решение обязательных бумажных задач 82–84.
  3. Работа с клавиатурным тренажером, занятие 17.
  4. Решение необязательной задачи 85.

Работа с листом определений «Календарь»

Как видите, этот лист определений совсем небольшой по объему и почти вся информация, содержащаяся на нем, детям, скорее всего, известна. Однако мы считаем важным, дать этот лист определений и выделить специальные уроки, посвященные календарю. Действительно, мы уже не раз говорили, насколько важное место в нашем курсе занимают практические информационные задачи – задачи, где применимы наши объекты, понятия, методы и т.д. Здесь мы встречаемся с целой пограничной темой, которая в равной степени может считаться как практической, так и информационной. С одной стороны, в этой теме полностью применимы наши объекты и терминология. Дни одного года образуют цепочку, так же как и дни недели или месяцы. Ко всем этим цепочкам применимы введенные в курсе цепочечные термины, позволяющие формулировать различные задачи о таких цепочках. С другой стороны, календарь – источник информации, которым дети должны научиться пользоваться (как и многими другими). Заметим, что календарь – не  в точности то же самое, что цепочка дней года, поскольку это частично практический, а не специальные объект нашего курса. Если бы мы говорили только о цепочке дней года, она бы выглядела несколько иначе:

1 января – 2 января – 3 января ….. – 31 декабря.

Такая цепочка показывает только список дней года, в том числе их  порядок. Календарь (как сказано на листе определений) тоже обязательно показывает порядок дней года, но не только. Как вы знаете, календари бывают разными и порой содержат разную дополнительную информацию. Календарь, который мы предлагаем составить детям, аналогичен карманным календарикам и содержит минимальное количество информации. Кроме порядка дней года он отражает дни недели, соответствующие дням года, а также на нем будут выделены воскресенья (красным).  Часто в календарях отмечаются праздники: государственные, религиозные, профессиональные и т.д. Иногда в календарях приводится различная дополнительная информация о текущем дне: время восхода и заката солнца, долгота дня, народные приметы и т. д. Мы выбрали наиболее календарь наиболее краткий по форме – такой, чтобы его можно было разместить на одной странице учебника, но при этом все было хорошо видно, и форма для детей была привычной.

Решение обязательных бумажных задач

Задача 82. Эта задача является на данном уроке основной. Ясно, что на нее уйдет достаточно много времени, но даже если некоторые дети будут решать ее весь урок, это вполне допустимо – остальные обязательные задачи не настолько важные, их можно задать на дом, решить на следующих уроках или вообще пропустить. Кроме того, мы сразу хотим вас предупредить, что время, которое потребуется на решение задачи, сильно будет зависеть от того, чем детям при решении задачи можно будет пользоваться. Это вопрос вы должны решить для себя заранее. Варианты могут быть, например, такие:

Вариант 1 (самый простой). Разрешить ребятам пользоваться готовым календарем аналогичного вида. Можно попросить детей принести в класс небольшие календарики или вывесить большой календарь на доске. Тогда задача детей будет заключаться только в том, чтобы найти на листе вырезания подходящие блоки для месяцев по образцу и наклеить эти блоки.

Вариант 2 (усложненный).  Не давать детям готовых календарей, но заранее сообщить, каким днем недели в текущем году было 1 января (лучше записать это на доске). Тогда задача детей усложнится. Во-первых, нужно будет найти подходящий блок для января не по образцу а по описанию. Во-вторых, для каждого следующего месяца детям придется самим выяснить, каким днем недели было первое число и найти подходящий блок (опять-таки по описанию). При таком варианте детям по ходу придется еще самим вспоминать, в каком месяце сколько дней (в частности, сколько дней в феврале текущего года). Если вы считаете это сложным, можно число дней в каждом месяце заранее выписать не доске.

Вариант 3 (самый сложный). Не давать детям готовых календарей и вообще каких-либо пояснений. Тогда большинству детей придется начать с текущего дня, ведь они наверняка знают, какой сегодня число и какой день недели (в крайнем случае вы можете это напомнить в индивидуальном порядке). Далее ребенок сможет найти такой блок, в котором данное число приходится именно на этот день недели и наклеить первым блок для текущего месяца. После этого придется считать, каким днем недели являются первые числа для следующих (и предыдущих месяцев). Как и в предыдущем варианте, вопрос о числе дней в месяцах детям придется решать самим по ходу дела.

Можно реализовать одновременно все три варианта в зависимости от силы детей – начать с третьего варианта, а для слабых детей по ходу дела задание можно упрощать.

Как видите, на листе вырезания на всех блоках по 31 дню. Поэтому лишние дни детям по ходу придется отрезать. Приведем пример рассуждений, которые ребенок может проводить в этой задаче. Допустим, вы выбрали 2 вариант работы с этой задачей. Ребенок знает, что в текущем году 1 января пришлось на среду. Теперь учащийся ищет на листе вырезания блок, в котором 1 число – среда. В январе 31 день, поэтому от соответствующего блока ничего отрезать не надо, можно его просто вырезать по границе и аккуратно наклеить в блок «Январь». Теперь посмотрим, на какой день недели придется 1 февраля. Если 31 января – пятница, значит 1 февраля – суббота. Значит теперь нам нужно найти блок, в которой 1 число – суббота. Вспоминаем, сколько дней в феврале текущего года и отрезаем от соответствующего блока 2 или 3 последних дня. И так мы продолжаем работать, пока не заполним все блоки цепочки в задаче 82.

Задача 83.  Эта задача по сравнению с предыдущей менее серьезная (и более развлекательная). Здесь надо лишь раскрасить некоторые даты (заранее известные). Собственно здесь мы делаем наш календарь более похожим на обычные календари, ведь в них как правило отмечены праздничные дни. Заодно дети начинают потихоньку учиться ориентироваться в цепочке, построенной в предыдущей задаче. Мы советуем выбирать в этой задаче не слишком едкий красный цвет, такой, чтобы даже на раскрашенных клетках было видно число. Если какой-то праздник попал на воскресенье, и у ребенка закрасилось число, можно обвести его ручкой. Содержательно эта задача совсем не сложная и при дефиците времени можно оставить ее на дом.

Задача 84. Эту задачу мы предлагаем детям для того, чтобы они освоились с календарем, построенным в задаче 82, и научились в нем быстро ориентироваться. Как вы понимаете, это умение ребятам пригодится при работе с настоящими календарями. Лексика в этой задаче почти не включает понятия нашего курса, все эти вопросы имеют практическую направленность (именно на какие вопросы детям чаще придется отвечать). Конечно, отчет на третий вопрос зависит от ответа на второй вопрос. Если в текущем феврале 28 дней, то в текущем года 365 дней. Если в текущем феврале 29 дней, то в текущем году 366 дней. Надеемся, в вашем классе не найдутся дети, которые начнут непосредственно пересчитывать дни в календаре или складывать число дней в месяцах. Хотя это тоже полезный опыт, продумайте сами как работать с такими учащимися. Выражения типа «последняя среда марта» или «последнее воскресенье мая» тоже взяты из окружающей действительности. Например, на некоторых учреждениях можно увидеть надпись «Последнюю пятницу каждого месяца – санитарный день». Конечно, ответы в этой задаче у всех детей должны быть одинаковыми, поэтому можно устроить фронтальную проверку. Если на данном уроке вы не успели решить эту задачу, с нее вполне можно начать следующий урок или задать ее на дом.

Работа с клавиатурным тренажером, занятие 17

Решение необязательной бумажной задачи

Задача 85. Задача на повторение, в которой требуется заполнить двумерную таблицу для мешка.
Ответ:

 

СИНЕЕ

ЗЕЛЁНОЕ

ОРАНЖЕВОЕ

КРАСНОЕ

КРАСНАЯ

1

3

1

0

СИНЯЯ

0

1

2

2

ЖЁЛТАЯ

1

2

1

2

Урок 57. Календарь

План урока

  1. Работа с клавиатурным тренажером, занятие 18.
  2. Решение обязательных бумажных задач 86–89.
  3. Решение необязательных бумажных задач 90, 91, 95.

Работа с клавиатурным тренажером, занятие 18

Решение обязательных бумажных задач

Задача 86. Эта задача на цепочку дней недели, которая имеет сразу несколько методических целей. Во-первых, дети 2 класса должны уже хорошо знать список и порядок дней недели с понедельника до воскресенья. В данной задаче мы еще раз хотим это проверить. Во-вторых, дети теперь должны понимать, что дни недели образуют цепочку – соответственно ее оформлять и с ней работать (более серьезно это проверяется уже в следующей задаче 87). В-третьих, нам бы хотелось, чтобы дети писали названия дней недели правильно и умели при проверке правописания пользоваться словарем. Именно на это нацелено последнее задание задачи. Некоторые дети и в старших классах допускают ошибки при написании некоторых дней недели (субботы, например). Если с кем-то из детей это произошло, скорее всего, последнее задание он просто проигнорировал. Это хороший повод поговорить о необходимости проверки в задачах вообще и проверки правописания слов в частности.

Конечно, большинство ребят не допустят в этой задаче содержательных ошибок, то есть ошибок в порядке и списке дней недели. Тем не менее, лучше по окончании решения просмотреть его у всех детей. Правильная цепочка дней недели необходима для решения следующей задачи.

Задача 87. В отличие от всех предыдущих задач на календарь, эта задача целиком находится в рамках нашего курса. Для ее решения не требуется никаких практических знаний, она использует термины, введенные в курсе, и может быть решена совершенно формально по готовой цепочке, которая к этому моменту уже выписана явно (в задаче 86). Как видите, здесь дети повторят большинство цепочечной лексики курса, понятия «следующий/предыдущий», «раньше/позже» и понятия, относящиеся к частичному порядку элементов в цепочке. Поэтому отнеситесь к ней внимательно. Все дети должны решить эту задачу самостоятельно и правильно. В результате получаем, что здесь три ложных утверждения, а остальные – истинные.

Задача 88. Еще одно задание на Словарь. В процессе перебора всех слов с первой буквой «щ», а второй «е», мы ищем два слова из четырех букв. Таких слов оказывается всего два и естественно одно из них идет раньше другого.
Ответ: В Словаре слово ЩЕКА идет раньше слова ЩЕЛЬ.

Задача 89. Здесь дети продолжают работать с календарем, построенным в задаче 82. В отличие от задачи 84, здесь уже важно анализировать календарь как цепочку дней года. Соответственно к этой цепочке применима вся наша цепочечная лексика, которая в этой задаче и закрепляется. Как видите, все эти утверждения не содержат информации о днях недели, они относятся только к порядку дней в году. Поэтому их значения не зависят от года (в отличие, например от задачи 84). Здесь имеется три истинных и три ложных утверждения.

Решение необязательных бумажных задач

Задача 90. Эта довольно сложная задача взята из обыденной жизни, окружающей второклассника. Для детей, в большей степени включенных в реальную жизнь (благодаря самостоятельности или своевременной помощи родителей), задача может оказаться совсем простой. Детей с «чисто академическими» знаниями (таблица умножения и куча стихов наизусть) эта задача может поставить в тупик. Вероятно, некоторые дети не поймут смысл вывески универмага. Объясните им, что квадратики справа означают дни недели: синие соответствуют рабочим дням, красный – выходному. Если ребенок не может догадаться сразу, какой день выходной, пусть сосчитает синие квадратики и дни недели.
Ответ: первое, третье и последнее утверждение истинные, остальные – ложные.

Задача 91. Задача на словарь среднего уровня. В отличие от простых задач на словарь, здесь не известна первая буква слова, поэтому перебор приходится вести среди большего числа слов. К счастью, первое и второе утверждения позволяют выделить отрезок цепочки словаря, на котором есть смысл анализировать слова более тщательно. Это отрезок слов от слова ДЕВЯТНАДЦАТЬ до слова ЖЕЛТЫЙ.  Еще одно отличие этой задачи – необходимость полного перебора, поскольку нужно найти все слова, удовлетворяющие условию. Действительно, в словарных задачах, где требуется найти одно слово, соответствующее описанию, решение часто можно найти случайно, хаотичным просматриванием. Здесь такая стратегия вряд ли позволит найти все слова.
Ответ: ДЕРЕВНЯ, ЕДИНИЦА, ЕЖЕВИКА, ЖАРА, ЖЕЛЕЗО.

Задача 95. Аналогичных задач (особенно в электронном виде) ребята решали уже много. Решений здесь имеется два, поскольку условием не определяется только место совы в цепочке – она может быть первой или последней. Оставшаяся часть цепочки определяется однозначно: синица – попугай – орел – курица – петух – сорока.

Урок 58. Календарь

План урока

  1. Решение электронных задач 270–274.
  2. Решение обязательных бумажных задач 92–94, 96, 97.
  3. Решение необязательных бумажных задач 98–100.

Решение электронных задач

Задача 270. Здесь детям впервые встретится выражение «расположи в календарном порядке». Мы не стали вводить и описывать его формально (на листе определений или в этой задаче), поскольку дети наверняка поймут нас правильно. Буквально оно означает, что даты должны стоять в том же порядке, что и в календарной цепочке, только без учета всех остальных дат. То есть дата, которая стоит раньше всех остальных в календарной цепочке, должна стоять в нашей цепочке первой. Чтобы найти такую дату будем перебирать сначала месяцы в их естественном порядке. Январских дат у нас нет, так же как и дат в феврале и марте, значит первая дата у нас будет апрельская. Она у нас одна, ее и ставим первой в цепочку. Теперь из оставшихся дат снова выбираем ту, которая стоит раньше всех остальных в календарной цепочке. Следующий месяц за апрелем – май. У нас есть одна майская дата, она и будет второй в цепочке. Дальше снова из оставшихся выбираем дату, которая стоит раньше всех в календарной цепочке и т.д. Так мы перебираем месяцы до декабря. Видим, что у нас ни в одном месяце нет двух дат, в этой задаче при расстановке дат достаточно просто ориентироваться в последовательности месяцев.

Задача 271. Еще одна задача на календарь, в которой опять встречается выражение «календарный порядок». Здесь в каждое окно нужно вставить дату так, чтобы она шла в календарной цепочке позже предыдущей в нашей цепочке и раньше следующей. Вариантов в каждом случае, конечно, много. Так между 31 января и 20 марта можно поставить 1 февраля, 23 февраля, 8 марта и т.д. Вообще-то здесь можно вставить даже 29 февраля, поскольку мы не указываем, високосный или нет данный год. А вот 30 февраля, конечно, вставить нельзя, поскольку такой даты в календаре просто нет.

Задача 272. Эта задача на повторение цепочечной лексики, в которой необходимо построить цепочку по описанию. Эта задача очень похожа на бумажную задачу 95. Также как и в бумажной задаче 95, здесь есть ровно два решения. Из первого утверждения следует, что первая фигурка в цепочке – слон, а последняя – лось. Из второго утверждения следует, что вторая фигурка в цепочке – зебра, а предпоследняя – кенгуру. Что касается коровы, то она может быть как третьей в цепочке, так и четвертой. Отсюда и появляются два решения.

Задача 273. Задача очень похожа на электронную задачу 271, только вместо календарного порядка здесь мы должны соблюдать словарный. Вариантов для каждого слова здесь еще больше. Кто-то из детей заметит, что все объекты в цепочке – названия фруктов и захочет следовать этому условию (как бы играя в нашу игру), усложнив себе задачу.  Это, конечно, совершенно необязательно, слова могут быть любыми (только русскими словами, а не произвольными цепочками букв).  Вот лишь два варианта возможных цепочек:
АПЕЛЬСИН                АПЕЛЬСИН
БАНАН                         БАБУШКА
ГРУША                        ГРУША
КИВИ                           ИГРА
ЛИМОН                       ЛИМОН
МАНГО                       ЛУНА
МАНДАРИН               МАНДАРИН
НЕКТАРИН                ПЕСНЯ
ЯБЛОКО                     ЯБЛОКО

Задача 274. Необязательная. Вариантов решения здесь довольно много. Электронная лапка позволяет сделать достаточно много проб, чтобы найти решение экспериментальным путем.

Решение обязательных бумажных задач

Задача 92. Задача аналогичная бумажной задаче 86, только здесь ребятам предстоит построить цепочку месяцев одного года с января по декабрь. Как и в задаче 86, мы предлагаем ребятам не только установить порядок месяцев, но и проверить правописание соответствующих слов при помощи нашего словаря.

Задача 93. Задача аналогичная бумажной задаче 87 на повторение цепочечной лексики. Здесь дети определяют истинность утверждений о цепочке месяцев года. Среди данных утверждений лишь одно (предпоследнее) ложно, а все остальные – истинны.

Задача 94. По сути, эта задача является обратной к предыдущей. Если в задаче 93 дети определяли истинность утверждений, то здесь, наоборот нужно достроить утверждения так, чтобы они имели определенные значения истинности (в данном случае, все были истинными). В результате получаются утверждения:
Второй месяц перед апрелем – февраль.
Первый месяц после августа – сентябрь.

Задача 96. Это первая задача из новой серии. Детям она покажется, скорее всего,  совершенно естественной, как и многие практические информационные задачи, для решения которых не нужно обладать никакими специальными знаниями. Тем не менее, мы хотим обратить ваше внимание на важные стороны этой задачи. Во-первых, здесь используются понятия «вчера/сегодня», которые являются разговорными аналогами понятий нашего курса «предыдущий/следующий». Стоит обратить на это внимание ребят. Во-вторых, здесь впервые дети определяют истинность составных утверждений, типа «если – то». Это учит ребят видеть и анализировать причинно-следственные связи, а также учит ребят строить сложные рассуждения, что очень пригодится в старших классах (особенно на уроках геометрии).  Еще одно важное отличие данной задачи в том, что при определении истинности данных утверждений мы подразумеваем, что дети будут иметь в виду не конкретную цепочку дней одной недели, а реальный процесс чередования дней, который вообще говоря является циклическим. В частности, дети должны понимать, что после воскресенья идет понедельник, а перед воскресеньем был понедельник. Наконец, утверждения некоторые утверждения в этой задаче касаются не двух (как мы привыкли в задачах на цепочки), а трех объектов «вчера – сегодня – завтра». Например, рассмотрим последнее утверждение. Здесь связь между «завтра» и «вчера» должна быть опосредована понятием «сегодня». Например, «Завтра будет воскресенье, значит сегодня суббота. Тогда вчера была пятница».

Задача 97. Задача на повторение словарного порядка. Большинство слов здесь дети будут упорядочивать, ориентируясь на третью букву. Однако, здесь встречаются и более сложные случаи упорядочивания слов. Например, слово ЗАПАД является частью слова ЗАПАДНЯ, поэтому идет в данном случае перед ним. Слова ЗАЦЕПИТЬ и ЗАЦЕПКА имеют общее начало, состоящее из 5 букв, поэтому они упорядочиваются по шестой букве.
Ответ: ЗАПАД
             ЗАПАДНЯ
             ЗАТЕЯ
             ЗАХВАТ
             ЗАЦЕПИТЬ
             ЗАЦЕПКА
             ЗАШИПЕТЬ
            ЗАШТОПАТЬ
            ЗАЩИТА
            ЗАЯВКА
            ЗАЯЦ

Решение необязательных бумажных задач

Задача 98. Эта задача на словарь из разряда простых, поскольку здесь известна первая буква искомого слова, что существенно сужает поиск. Теперь удобно использовать второе утверждение задачи и выбрать все слова (из слов на Р) с последней буквой А. Таких оказывается всего три. Наконец, первое утверждение будет истинно только для одного из них (слова РОМАШКА).

Задача 99. Стандартная задача на заполнения двумерной таблицы для мешков. Отличие данной задачи лишь в том, что здесь мешков два и соответственно надо заполнить две таблицы. Напомните детям, что полезно помечать фигурки в процессе счета – обводить их или вычеркивать. Полезно также фиксировать последовательность просмотра, например «по строкам» слева направо.

Задача 100. Похожие задачи детям уже встречались. Здесь сначала необходимо выбрать из словаря цепочку слов, среди которых есть смысл вести более тщательный перебор (цепочка слов от слова КОНЕЦ до слова ЩЕНОК). Теперь среди выделенных слов нужно найти слово из пяти букв с третьей буквой Н. Так находим слово СИНЕЕ.