Неизвестный скульптор XIX века. Аллегорическая скульптура "Амур-Зима". Первая четверть XIX века

История этого тонкого и изысканного искусства уходит в глубь веков. Родиной фарфора по праву считается Китай, где более тысячи лет назад уже умели создавать удивительные по красоте и качеству изделия, тонкие и легкие, словно яичная скорлупа. В Европе о нем узнали в XIII веке. Знаменитый венецианский путешественник Марко Поло вывез с Востока несколько фарфоровых сосудов. В Европе "китайское чудо"", все хотели иметь изделия из этого белого блестящего материала, расписанные яркими, немеркнущими красками. Фарфоровые изделия были настоящей редкостью и стоили баснословно дорого, поэтому иметь его могли себе позволить лишь представители самых богатых и знатных фамилий. Сохранились сведения о том, что когда вещи из фарфора разбивались, то их все равно продолжали хранить, часто черепки оправляли в драгоценные металлы и носили как ювелирные украшения. Этот чудесный материал был окутан тайнами и легендами.

В фарфоре ценили не только красоту, но и невиданные до той поры свойства. Глазурованная поверхность фарфора не подвергалась химическим воздействиям, была непроницаема. Китайцы же хранили в строжайшей тайне способ изготовления фарфора.

Правители многих европейских государств пытались наладить собственное порцеллиновое производство (порцеллином в то время называли фарфор), однако, долгое время все их усилия оканчивались неудачами. Лишь в начале XVIII века европейцы сумели разгадать секрет изготовления этого драгоценного материала.

В правление Августа II, короля Польши и курфюста Саксонии алхимик Иоганн Фридрих Бёттгер и математик, химик и минеролог граф Эренфрид Вальтер фон Чирнхауз, нашедшие залежи белой глины (каолина) недалеко от Мейсена, сумели получить первые образцы фарфоровых изделий. В 1710 г. в Мейсене была организована фарфоровая мануфактура, а его изделия стали известны всей Европе.

В 1720 году производство фарфора начинается в Италии. В 1743 году Карл III, король Неаполя и Сицилии, создает фарфоровую мануфактуру около Неаполя, в Капо ди Монте. Особую славу этого производства составляет мелкая фарфоровая пластика, отмеченная тонким пониманием специфики материала и изысканностью росписи. Небольшие изящные статуэтки, которые использовались для украшения интерьера, всегда пользовались популярностью у зрителя.

Часто в качестве образцов использовались изделия знаменитой мейссенской мануфактуры. Примером может служить изящная фарфоровая статуэтка с изображением аллегории зимы. В этом изображении мифологический сюжет играет малую роль. Это бытовая умилительная сценка. Замерзший Амур, очаровательный мальчуган с пухлым тельцем и крылышкам греется у костра. Он весь съежился и прячет озябшие ручки в меховую муфту, его рот полуоткрыт, а зубы стучат. Подножие скульптуры выполнено в виде лужайки украшенной рельефными листьями, а блеск глазури создает впечатления, что растения покрыты тонкой корочкой льда. Миниатюрная красочная роспись скульптуры прекрасно подчеркивает природную красоту фарфора, этого белоснежного, легкого, хрупкого, удивительно пластичного и слегка просвечивающего материала.

Справочная информация.

Фарфор - это плотная, непроницаемая, стекловидная, белая полупрозрачная керамика. Происхождение слова "фарфор" точно неизвестно. Предполагают, что первоначально так называли предметы, выполненные из раковин ("porcella", лат.), поскольку считалось, что раковины входили в состав фарфора, поставляемого из Китая. Китайцы первыми изобрели состав твёрдого фарфора и держали своё изобретение в секрете. В Европу китайский фарфор попадал в небольших количествах уже в средние века через торговые пути с Востока и в результате торговли с арабским миром. Европейцы коллекционировали его и подражали ему в керамических изделиях. Около 1500 г. производство твёрдого фарфора началось и в Японии. В 17 в. большое количество японского фарфора завезли в Европу голландские купцы. Фарфор в Европе ценился столь высоко, что для открытия секрета его производства прилагались огромные усилия. В 1575 г. правитель Тосканы, итальянской провинции, Франческо ди Медичи организовал мастерскую по производству мягкого фарфора. В этой мастерской производился так называемый "фарфор Медичи". Первый твёрдый фарфор был изобретён в городе Мейсене (Германия, Саксония, близ Дрездена) в 1709 г. Иоганном Беттгером. После этого в Мейсене была открыта первая европейская мануфактура по производству фарфора.

Твёрдый фарфор - подлинный фарфор (такой, каким он производился в Китае) представляет собой смесь китайского камня (разновидности полевого шпата) и каолина (белой фарфоровой глины). Фарфор обжигался при высокой температуре, становился водонепроницаемым и слегка просвечивал.

Глазурь - покровный стекловидный материал керамических изделий, применяемый в защитных и декоративных целях. По сути, глазурь является стеклом. Традиционно в состав глазури входят кремнезём, борная кислота, щёлочи, глинозём, окрашивающие окиси металлов и др. добавки. Глазурь используется в виде водной суспензии или порошка в смешении с песком. Закрепляется на керамике путём обжига. Роспись по фарфору может быть как подглазурной (нанесённой на фарфор до покрытия его глазурью и после этого обожжённой), так и надглазурной, когда предмет расписывается по покрытой глазурью и обожжённой поверхности и обжигается снова.

Амур (римск. Amor, греч. - Эрот) - в римской мифологии божество любви.

Капо ди Монте - Мануфактура была основана в 1743 году королем Карлом III и размещена во дворце Капо ди Монте близ Неаполя, где функционировала до 1759 года. Карл в этом году стал королем Испании; самых способных людей и все модели и формы он одновременно переместил в Мадрид, где была вызвана к жизни новая мануфактура, в Буон Ретиро.

Царева Т.Б.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева