НАБОР КАМЕРТОНОВ "РУДОЛЬФ КЕНИГ"

В Музее истории Московской Медицинской академии им. И.М. Сеченова хранится набор камертонов, изготовленный в Париже фирмой "Рудольф Кениг". Набор состоит из восьми прекрасно сохранившихся закрепленных специальными зажимами в деревянном футляре камертонов. На них выбиты обозначения октав и настройки. На крышке футляра, с внешней и внутренней сторон, имеются фирменные бумажные наклейки: "Клиника болезней уха, носа и горла Императорского Московского университета имени Юлии Ивановны Базановой".

Камертоны, служащие эталоном высокого тона, применялись с начала XVIII века при постройке церковных хоров и настройке музыкальных инструментов. Во второй половине XIX века камертоны нашли применение в медицине. Исследователи Полицер, Гартман, Остман и Бецольд разработали камертонные методы исследования слуха, которые позволяли с достаточной точностью определять характер поражения звуковоспроизводящего или звуковоспринимающего аппаратов человеческого уха. Для этой цели в медицинской практике стали применяться специальные тесты ("Бинга проба", "Вебера опыт" и др.). Даже с появлением электроакустических и электронных измерительных приборов камертон не утратил своего значения как наиболее простое в употреблении средство, обладающее необычайной точностью для исследования слухового анализатора человека.

За три века своей истории простейшая конструкция камертона не претерпела заметных изменений. Прибор представляет собой стальную вилку с двумя совершенно одинаковыми ветвями. От качества стали, толщины и длины ветвей и способа укрепления ножки зависит звучание камертона: его частота и продолжительность.

Набор камертонов "Рудольф Кениг" входил в число первых научных приборов Клиники болезней уха, носа и горла имени Юлии Ивановны Базановой, открытой при медицинском факультете Императорского Московского университета 22 октября 1896 г. Строительство Клиники, превзошедшей по своему оборудованию все подобные учреждения своего времени, стало крупным событием для отечественного здравоохранения. По статистическим данным в конце XIX века до 40 миллионов жителей России "страдали ушами". Для облегчения их страдания требовалось подготовить приблизительно 50 специалистов отологов, ларингологов и ринологов. Новая Клиника стала школой отечественной оториноларингологии.

Первым директором Клиники был профессор Станислав Федорович Фон-Штейн (1855-1921). Он возглавлял учреждение с 1896 г. по 1914 г. Радея об оснащении Клиники, С.Ф. Фон-Штейн неоднократно выезжал за границу для заказа и приобретения инструментов и приборов на свои средства. Тогда им и был заказан набор камертонов для строящейся Клиники. Об этом свидетельствует выбитая в левом углу крышки надпись: "Clinioce de J. Basanowa 1895", по технике выполнения идентичная названию фирмы-изготовителя: "Rudolph Konig a Paris". В Клинике при участии С.Ф. Фон-Штейна был оборудован великолепный акустический кабинет, один из лучших в то время в мире. Впоследствии он был преобразован в Акустический музей. В нем, наряду с другими научными приборами, которые использовались для исследования обоняния и слуха у больных, хранился и набор камертонов "Рудольф Кениг", которые тоже использовались до последнего времени по своему назначению.

В Музей истории Московской Медицинской академии набор камертонов поступил в 1996 г. из Клиники болезней уха, горла и носа им. И.М. Сеченова, бывшей Клиники имени Ю.И. Базановой.

Н.М. Бирюков