В.Г. ПЕРОВ. ПОСЛЕДНИЙ КАБАК У ЗАСТАВЫ. 1868

Творчество В.Г. Перова 1860-х годов определили критика пороков общества, глубокое сочувствие обездоленным. Тема эта достигла своей кульминации в картине «Последний кабак у заставы». Признанный мастер повествовательного жанра, Перов впервые обращается к пейзажу.

Холодные зимние сумерки. На окраине города, у последнего кабака остановилась пара запряженных саней. Сидящая в санях женщина уже давно ждет загулявшего кормильца. Мимо неподвижных саней убегает вдаль дорога. Тусклым светом горят окна. Этот лихорадочный, горячий свет в контрасте с холодным сиянием лимонно-желтого заката вносит беспокойный акцент в общую атмосферу томительно-тягостной тишины и бездействия. Картину объединяет общий серо-коричневый тон. Краска положена неожиданным для Перова свободным динамичным мазком. Движение кисти подчеркивает неровности заснеженной дороги, увлекает взгляд в глубину. Весь пейзаж насыщен чувством одиночества, тоски и безысходности.

Критика современной жизни достигает в этом произведении Перова своей вершины.