А. С. Грибоедов

Вальс ми минор

Жанр: фортепианная миниатюра.

Время создания: 1-я редакция - около 1823 года; 2-я редакция (посмертная) -1832 год.

 

Факсимиле Вальса ми минор

 

            А. С. Грибоедов - уникальная фигура в русской культуре.

Он  вошел в историю, прежде всего,  конечно, как автор бессмертной комедии «Горе от ума». Уникальность же его в том, что он сочетал в себе талант литератора с талантом музыканта. Исключительность его положения еще и в том, что, будучи автором всего  двух дошедших до нас музыкальных произведений, стал благодаря им очень популярным композитором. Есть нечто общее между этими двумя фортепианными миниатюрами и сентенциями в его комедии: как реплики его знаменитых персонажей разлетелись по миру, став «крылатыми» выражениями, так и эти два вальса, своего рода «листки из альбома», превратились в популярнейшие произведения, широко бытующие в кругах любителей музыки, порой даже вне связи с самим А. Грибоедовым.1 

 

В. И. Мошков. А. С. Грибоедов. Акварель. 1827 год.

 

            К сожалению, никакие другие произведения Грибоедова не были им записаны; во  всяком случае, ничего другого до нас не дошло. Между тем о музыкальных способностях и о музицировании А. Грибоедова его современникам было хорошо известно. В 20-е годы XIX столетия в его доме в Москве на Новинском бульваре постоянно устраивались музыкальные собрания. Помимо хозяина здесь музицировал (импровизировал на фортепиано) Алябьев. С В. Ф. Одоевским Грибоедов обсуждал музыкально-теоретические вопросы, в частности, только что вышедший в то время на русском языке фундаментальный учебник теории музыки Гесса де Кальве.2

            Вальс ми минор написан в течение зимы 1823/24 года. О том, как он появился, поведала Е. П. Соковнина, племянница С. И. Бегичева, лучшего друга Грибоедова: «В эту зиму Грибоедов продолжал отделывать свою комедию “Горе от ума” и, чтобы вернее схватить все оттенки московского общества, ездил на балы и обеды, до которых никогда не был охотник, а затем уединялся по целым дням в своем кабинете. Тогда по вечерам раздавались его чудесные импровизации на рояле, и я, имея свободный доступ  в его кабинет, заслушивалась их до поздней ночи. У меня сохранился сочиненный и написанный самим Грибоедовым вальс, который он передал мне в руки. Прилагаю этот вальс в уверенности, что  он  может и теперь доставить многим удовольствие».3

            Итак, свидетельство Соковниной устанавливает, что сочинение одного из вальсов относится к периоду окончательной отделки «Горя от ума». Первая редакция Вальса, была опубликована в петербургском «Историческом вестнике» и впоследствии перепечатана во  II томе (после стр. 510) первого полного собрания сочинений А. Грибоедова, которое вышло в Петрограде (1911—1917). Этот том целиком посвящен материалам, относящимся к «Горе от ума».

            Примечательно, что вторая редакция этого Вальса обнаруживает большее композиторское мастерство. Из этого музыковеды делали вывод, что, быть может, здесь приложил руку издатель «Лирического альбома на 1832 год», в котором вальс был опубликован во второй редакции. Издателем этого альбома был известные в первой половине XIX века композитор И. Ф. Ласковский (1799 - 1855).4

Примечания:

1 Их судьба сродни многим русским романсам, например, такому, как «Черная шаль», считающимся народным, хотя его автор известен – А. Н. Верстовский. Кстати, известно  также, что впервые этот романс Верстовский сам исполнил под аккомпанемент А. Грибоедова на одном из собраний в доме писателя. 

2  Левашева О., Келдыш Ю., Кандинский А. История русской музыки. Том 1. М. 1972. С. 223.

3 Булич С. К. А. С. Грибоедов-музыкант. – Цит. по кн. Александр Сергеевич Грибоедов. Музыка. Литература. Поэзия. Дипломатия. Редактор-составитель В. Соловьев. СПб. 2005. С. 17.

4 Дополнительные сведения о музыкальности А. Грибоедова приводятся в наших комментариях к Вальсу ля-бемоль мажор.

 

©Александр МАЙКАПАР