Н. А. Римский-Корсаков

МАЙСКАЯ НОЧЬ

Опера в трех актах (четырех картинах)

Либретто Н. А. Римского-Корсакова по  одноименной повести Н. Гоголя

Действующие лица:

 

 

Голова (бас)

Левко, его сын (тенор)

Свояченица Головы (меццо-сопрано)

Ганна (меццо-сопрано)

Писарь (бас)

Винокур (тенор)

Каленик (бас)

Русалки: Панночка  (сопрано), Наседка (меццо-сопрано), Ворон (сопрано)

Мачеха            (меццо-сопрано)

Парубки, девушки, десятские, утопленницы-русалки.

Действие происходит в Малороссии, близ Диканьки, на Троицкой или Русальной неделе.

Время: начало XIX века.

История создания

Н. А. Римский-Корсаков признавался, что «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя (1831—1832) с детства были его любимейшей книгой, а «Майская ночь» нравилась ему больше других повестей этого цикла. Мысль  о  создании оперы  на сюжет повести Н. Гоголя «Майская ночь» родилась у Римского-Корсакова в 1781 году, но  к работе над оперой он  приступил  только  в 1877 году.

Композитор написал план и либретто «Майской ночи», стремясь сохранить не только ход гоголевского повествования, но и его красочный разговорный язык, и сделал первые музыкальные наброски. Сочинение оперы заняло около года.

Опера была закончена в 1878 году и поставлена на сцене Мариинского театра в Петербурге 9 января 1880 года. Основные партии пели: Левко – П. лодий, Ганна – М. Славина, Каленик – И. Мельников, Голова – Ф. Стравинский (отец будещего великого  композитора И. Стравинского). Дирижаировал  спектаклем как и многими последующими операми композитора выдающийся дирижер Э. Направник.

Опера имела значительный успех, но вскоре, обезображенная купюрами и неряшливым исполнением, перестала привлекать интерес публики и после восемнадцати представлений была снята с репертуара. Лишь 28 сентября (10 октября) 1895 года «Майская ночь» была возобновлена на сцене Михайловского театра в Петербурге.

Эта опера была заметной вехой в биографии Римского-Корсакова. Это  был  период увлечения композимтора контрапунктом (полифонической техникой). К тому же композиторское творчество  он сочетал  в это  врямя с дирижеской деятельностью. Это  весьма расшироило  его  представление об обрестре, об  инструментах, об особенностях оркестровых красок. Наконец, это  было  время особого  увлечения композитора русскими народными песнями:он собирал  их и издавал  в вижде сборников. Наряду с этим он  погрузился в углубленное изучение оперных партитур Глинки. Весь это музыкальный опыт переплавился в  партитуре «Майской ночи». В то же время в этой опере наметились черты, характерные для последующего творчества Римского-Корсакова: влечение к образам народно-сказочной фантастики, обрядовым игровым сценам, живописным зарисовкам природы.

Написанная через шесть лет после постановки «Псковитянки» и за год  до создания  «Снегурочки», «Майская ночь» открла новую  страницу в творческой жизни композитора.

Сюжет оперы

Веселые песни звучат майским вечером на улице украинского села: это парубки и дивчата затеяли игру в «Просо». Лишь молодой казак Левко не участвует в игре. Он торопится к своей возлюбленной, красавице Ганне. Ласковой песней он зовет ее на свидание. И хотя отец Левко — старый Голова — до сих пор не дал согласия на женитьбу, влюбленные счастливы. Красота украинского вечера, приветливые огоньки загорающихся звезд, тихий плеск озера навевают им светлые грезы. Ганна просит рассказать ей старинное предание о полуразвалившемся панском доме, что таинственно чернеет над озером. Левко не хочет тревожить девушку страшной историей, но уступает ее настойчивым просьбам. Давным-давно, рассказывает он, жил в этом доме вдовец-сотник с красавицей дочкой. Он женился, но молодая жена невзлюбила свою падчерицу. Она была ведьмой и сделала так, что сотник выгнал дочь из дому. Девушка с горя бросилась в озеро и обернулась русалкой. Однажды вместе с подругами она утащила в воду свою мачеху, но та тоже прикинулась русалкой. Так и не знает Панночка, которая из ее подруг — злая мачеха-ведьма. Пока рассказывал Левко, на землю спустились сумерки. Далеко слышны задумчивые девичьи песни. Девушки весело подтрунивают над пьяным Калеником, который никак не может найти своей хаты. С шутками они указывают ему дорогу в хату Головы. А тем временем Голова, воспользовавшись отсутствием Левко, прокрался к Ганне, чтобы опять докучать ей любовными признаниями. Рассерженная красавица грозит все рассказать своему жениху. Но Левко и сам слышал это объяснение; он решил как следует проучить старого кривого Голову, сложив про него насмешливую песню. Голова и его Свояченица чинно беседуют с почтенным гостем, Винокуром. Неожиданно в хату вваливается пьяный Каленик. Не замечая никого, он располагается спать, как у себя дома, и вовсю поносит Голову. Только хотел возмущенный хозяин выпроводить незваного гостя, как камень, пущенный чьей-то рукой, выбил стекло, и с улицы послышалась озорная, насмешливая песня парубков про Голову. В гневе он выскочил из хаты, чтобы поймать зачинщика, и возвратился, таща переодетого Левко. Внезапно светильник погас, и вместо сына в темном чулане оказалась запертой Свояченица, которую ловкие парубки подсунули Голове в темноте. К торжествующему Голове пришел Писарь с вестью, что главный смутьян пойман и посажен в казенную хату. Но Голова уверен, что виновника поймал он сам. Чтобы разрешить пор, он отпирает чулан и с изумлением видит Свояченицу.

 

Голова, Писарь и Винокур крадучись приближаются к казенной хате и по очереди заглядывают в замочную скважину. Их охватывает суеверный страх: они вновь видят Свояченицу. Голова решает не пожалеть добра и спалить хату вместе с сатаной в женском образе. Лишь Писарь осмелился приотворить дверь. По его требованию узница перекрестилась, а после того, как на Голову обрушился поток ругательств и упреков, ни у кого уже не осталось сомнений в том, что перед ними в самом деле не черт, а Свояченица.

 

А Левко, оставив веселую ватагу парней, спустился к озеру. Все его думы обращены к любимой. Он напевает о ней ласковую, задушевную песню. И, словно привлеченная звуками музыки, в окне полуразрушенного дома показалась Панночка, а по берегу озера русалки повели хороводы. Они затеяли игру в ворона, и Левко, по просьбе Панночки, указал ведьму. С торжествующими возгласами русалки увлекли ее с собой на дно, а благодарная Панночка, дав казаку записку для отца, пропала. Парубок проснулся с запиской в руке. Приблизившиеся Голова, Писарь, Винокур и десятские (деревенская стража) признали в Левко зачинщика вчерашнего переполоха и бросились вязать его. Но, к удивлению присутствующих, Левко передал отцу записку, в которой комиссаровой рукой предписывалось Голове женить сына на Ганне. Радостно встретились влюбленные; теперь ничто уже не мешает их счастью.

 

Несмотря на простоту сюжета и относительно скромные размеры, «Майская ночь» привлекает разнообразием музыкального содержания. Наряду с лирическими сценами в ней представлены комедийно-бытовые и фантастические эпизоды, картины народных обрядов, в обрамлении и на фоне которых развертывается действие. Музыка оперы имеет преимущественно лирический характер, основой ее служат многочисленные напевные, легко запоминающиеся мелодии, среди которых немало народных.

 

Увертюра. Она построенная на музыкальных темах оперы, и начинается поэтичными зовами валторн; музыка постепенно оживляется, приводя к стремительной, темпераментной коде.

               Действие 1

2. Хоровод «Просо». Первый акт открывается хороводом «Просо» (слова и мелодия народные), основанным на перекличке двух хоров.

3. Песня Левко. Гибкая, привольно льющаяся песня Левко «Солнышко низко, вечер уж близко» полна восторженного, теплого чувства.

4. Дуэт (Левко, Ганна). Следующий за песней Левко лирический дуэт «О, не бойся, калиночка красная» вырастает в большую сцену; певучим фразам Ганны сопутствуют то капризные, то мечтательные реплики солирующей скрипки в оркестре.

5. Рассказ Левко. Заключительный эпизод сцены — рассказ Левко «Давно это было», в котором свободно чередуются речитативно-ариозные фразы.

6. Речитатив и прощальная песня. Прощание Ганны и Левко звучит на фоне печальной троицкой песни девушек «Завью венки» (слова и музыка народные).

7. Гопак. Сцена. С песней девушек контрастирует последующая комическая сцена с пьяным Калеником, музыка которой выдержана в ритме гопака.

8. Трио (Голова, Левко, Ганна, хор). В трио (Ганна, Левко, Голова) выразительные мелодии Ганны оттеняются умоляющей скороговоркой Головы.

   9. Речитатив и песня про Голову. Акт завершается раздольной песней Левко и парубков «Хлопцы, слышали ли вы?»

 

 

               Действие 2

Картина 1

1. Трио (Голова, Своячница, Винокур). Во втором акте — две картины, изобилующие комедийными ситуациями.

2. Сцена Каленика и речитатив Винокура. В первой картине выделяются таинственно-вкрадчивый рассказ Винокура «Вечером, как помнится, не поздней вот этого» и сменяющая его задорная песня парубков (музыка из первого акта).

3. Сцена и трио. Картина заключается комической трехголосной фугеттой (Голова, Писарь, Винокур) «Пусть все знают, что значит власть»; ее напыщенная важность подчеркивается сопровождением флейты пикколо и малого барабана.

 

               Картина 2

4. Финал. В начале второй картины обращает на себя внимание комическое фугато «Сатана! Это сам сатана!», передающее оцепенение и страх Головы, Писаря и Винокура. Сочным юмором окрашена захлебывающаяся, дробная скороговорка Свояченицы.

 

 

   Действие 3

5. Сцена Русалок. Третье действие распадается на две большие контрастные сцены – фантастическую и бытовую. Оркестровое вступление (музыка начала увертюры) живописует поэтичную картину южной ночи, полной таинственных, неясных звуков. Музыка звучит  как  тихий ноктюрн. Удивительно  полэтична звукопись, рисующая спокойную  ночную  природу, таинственную тишину дремлющего пруда, холодное  сияние луны и нежный шелест листвы. Тихо  лбется голубой свет. Звучит  соло  валторны. Все  темы природы, которые  проходили в увертюре, повторяются десь, но  во  вступлении к третьему действию.  

6. Появление русалок. При открытии занавеса  мы видим берег пруда. Ночь. Луна освещает старый пансикй дом.  Появляется Левко.  Он  очарован  красотой летней ночи. Мягкое звучат арфы.    Хрупкая, поэтичная  музыка фантастических эпизодов. Они звучат  еще более мягко, таинственно.

7. Хоровод русалок. Окончание речитативной сцены идет на фоне русальной обрядовой песни женского хора «Порох, порох по дороге», которая сменяется песней мужского хора «Святая неделя, зеленые святки» быстрого, решительного характера. Затем оба напева, полифонически объединяясь, звучат одновременно.

8. Танцы и игры русалок. Начинается игра в «ворона». Ведут  игру две  русалки: одна из  них  «наседка», другая – «ворон». Зловеще, как таинственный обряд, звучат коротенькие фразы – вопросы и ответы.

9. Дуэт Панночки и Левко. Снова Панночка умоляет Левко  найти среди русалок Мачеху. Ликующе и взволнованно звучит  дуэт Ганны и Левко.

10. Восход. Картина рассвета возникает на основе  тех же мелодий, которые звучали в начале увертюры и во  вступлении к третьему действию. Но на смену «ночному» звучанию  приходит свеьлый , солнечный до  мажор, и вместо  валторн, олицетворяющих  лунное сияние, звучат  тромбоны, ярко поет труба, возвещая наступающий день.

11. Сцена и обрядовые песни. Левко озирается кругом. Он  не может  понять, сон ли  то был илди явь. В своей руке  он обнаруживает записку, которая приводит его  в  большое недоумение. Внезапно  за спиной Левко появляются Голова, Винокур и Писарь. Их грубовато-комичные речитативные фразы выпукло контрастируют со звучанием предыдущего эпизода. Все ближе звучат песни парубков и девушек. Увидев среди девушек Ганну, Левко бросается к ней, Левко  бросается к ней, чтобы сообщить  ей о  согласии отца на их свдьбу. Ликующие и взволнованно звучит  дуэт Ганны и Левко. торжественный величальный хор завершают оперу.

12. Финал. Парубки и девушки начинают  славить  молодых. Торжественный величальный хор завершают оперу.

© Александр МАЙКАПАР