В.А. Серов. Портрет Иды Рубинштейн. 1910

«Овал лица, как бы начертанный без единой помарки счастливым росчерком чьего-то легкого пера, благородная кость носа. И лицо милое, матовое, без румянца, с копной черных кудрей позади. Современная фигура, а лицо некоей древней эпохи» – так описывала Иду Рубинштейн, знаменитую танцовщицу, участницу дягилевских сезонов русского балета в Париже, двоюродная сестра художника Нина Яковлевна.

В этом портрете Серов пишет не просто портрет женщины Иды Рубинштейн, а создает образ актрисы, выражая суть ее танца. Рубинштейн была исполнительницей стилизованного, утонченного и одновременно темпераментного танца. Увидев балерину, Серов был поражен ее оригинальностью и живо представил, каким выразительным может быть ее образ на холсте. Художник часто говорил, что временами его привлекает не сам человек, а что из него можно сделать. О Рубинштейн Серов писал: «У нее рот раненой львицы, а сама она смотрит в Египет». Экстравагантность артистки подсказала и своеобразный язык этого полотна. Подчеркивая необычность модели, он находит адекватный стиль и форму выражения, где соединяет реальное и условное.

Правдиво портретно написана голова, акцентированы крепкие, сильные ноги балерины, а фигура, плоская, почти бесплотная, дана в развороте, напоминающем изображения на древнеегипетских фресках. Гнутые линии четко очерчивают фигуру. Абсолютно абстрагированный монохромный цвет дается большими плоскостями. Серов создает монументальное полотно, связанное по форме со стилем модерн.