Фотография. Бальтерманц Д.Н. Кукрыниксы в мастерской. 1949 г. СССР, г.Москва.

       Кукрыниксы - псевдоним творческого объединения трех художников: Михаила Васильевича Куприянова (1903-1991), Порфирия Никитича Крылова (1902-1990) и Николая Александровича Соколова (1903-2000). Каждый из них был незаурядным рисовальщиком и живописцем, но в историю российского изобразительного искусства они вошли именно как Кукрыниксы, как ортодоксальные представители так называемого социалистического реализма. Первую славу Кукрыниксам принесла политическая сатира. С 1933г. их карикатуры на международные и внутренние темы постоянно появлялись в "Правде", самой главной газете СССР. С начала Великой Отечественной войны Кукрыниксы активно работали не только в жанре карикатуры, но и плаката. Так, буквально на второй день с начала войны ими был создан плакат "Беспощадно разгромим и уничтожим врага!". В газетах, в знаменитых "Окнах ТАСС" в течение всех военных лет печатались острые, грубовато-смешные и беспощадные карикатуры Кукрыниксов, ставшие грозным оружием против врага. Именно за эти произведения Кукрыниксы в 1942 году были удостоены Сталинской премии. В послевоенные годы Кукрыниксы активно занимались созданием иллюстраций к произведениям русских писателей-классиков: Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина, А.П.Чехова, М.Горького, которые также были высоко оценены правительством: за создание цикла иллюстраций к произведениям А.П.Чехова Кукрыниксы получили вторую Сталинскую премию в 1947г., а в 1951г. за иллюстрации к роману М.Горького "Мать" вновь были удостоены этой высокой награды. Как каждый в отдельности, так и вместе художники занимались живописью. В 1949 г. ими было создано масштабное полотно "Конец", ставшее хрестоматийным воплощением конца гитлеровского фашизма. За эту работу художники также были награждены Сталинской премией. Кукрыниксы являлись действительными членами Академии художеств СССР, Народными художниками СССР, Героями Социалистического труда. Кроме Сталинской премии они получили в 1965г. Ленинскую премию и в 1975г. Государственную премию СССР.
       Автор фотографии - Дмитрий Николаевич Бальтерманц (1912 -1990) - был младшим современником Кукрыниксов. С 1939 г. он являлся фотокорреспондентом газеты "Известия". Так же, как и Кукрыниксы, но не с карандашом, а с фотоаппаратом, он всю Великую Отечественную войну был на фронте. Каждая его военная фотография - это яркий документ эпохи. В послевоенные годы с 1954г. Д.Н.Бальтерманц работал в журнале "Огонек", им были сняты все важнейшие политические и культурные события, происходившие в СССР. Кроме того, фотограф создал непревзойденную, уникальную фотогалерею портретов советских вождей от И.В.Сталина до М.С.Горбачева. Д.Н.Бальтерманц является признанным и непревзойденным мастером так называемой постановочной фотографии. Фотография Кукрыниксов - один из первоклассных образцов этого жанра.
       Фотография сделана в 1949 г. Признанные властью, известные и любимые в народе, Кукрыниксы находились тогда на вершине славы и успеха. После войны, после ее ужасов, крови и страха они обратились к чистому источнику вдохновения - русской классической литературе. Фотограф построил композицию своего произведения четко и осмысленно, между тем зритель воспринимает ее как естественную и непринужденную. Он сумел передать и показать неуловимое: творческий процесс. Художники застигнуты фотокамерой в минуту творческого раздумья. Фигуры их размещены перед мольбертом со стоящей на нем, тыльной стороной к зрителю, картиной, на полу и в руке М.В.Куприянова рисунки - листы с иллюстрациями к роману М.Горького "Фома Гордеев". Естественны позы художников - они точно срежиссированы фотографом: задумчивый и сомневающийся Н.А.Соколов, рассуждающий П.Н.Крылов, устремивший острый взгляд на полотно М.В.Куприянов. Серьезную творческую атмосферу в мастерской продолжателей традиций реалистического искусства подчеркивает и убранство комнаты: шкафы с книгами, репродукция с картины Д.Веласкеса, старинное кресло, в котором сидит М.В.Куприянов. Рабочий, непарадный характер момента усиливает покрытый пятнами красок пол.
       Фотографию, несомненно, можно отнести к лучшим работам Д.Н.Бальтерманца: на ней не только типичные представители искусства социалистического реализма, но, прежде всего, живые люди ушедшей эпохи.