ПЛОСКАЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ ТРУБА

Аэродинамические трубы Н.Е.Жуковский назвал "галереями для создания искусственного потока воздуха".

Необходимость их создания обнаружилась с первых же шагов развития авиации. Так как явления аэродинамики весьма сложны и теория не всегда дает исчерпывающие ответы на многие вопросы, интересующие конструктора, широко развилась методика испытания моделей самолетов и их частей в аэродинамических трубах.

В результате аэродинамического эксперимента определяли силы, действующие на самолет в различных его положениях, исследовали вопросы устойчивости, изучали картину распределения давления по поверхности крыла и фюзеляжа и т.д.

В Научно-мемориальном музее Н.Е.Жуковского находится подлинная аэродинамическая труба, создание которой связано с деятельностью знаменитого воздухоплавательного кружка при Московском императорском техническом училище (теперь МГТУ им.Баумана). Кружок этот возник в 1908 г. после первых лекций по воздухоплаванию, прочитанных там Н.Е.Жуковским.

Для проведения точных экспериментальных аэродинамических исследований воздухоплавательный кружок решил создать собственную аэродинамическую лабораторию.

В этой лаборатории предпочтение было отдано плоской аэродинамической трубе. Проектирование и наблюдение за ее постройкой возложили на студента А.Н.Туполева.

Деньги на постройку получили от организованной членами кружка воздухоплавательной выставки. Однако скоро, в 1910 г., из-за недостатка средств воздухоплавательный кружок вынужден был продать построенные им трубы (кроме плоской, была еще круглая труба) Московскому техническому училищу.

Первоначально скорость потока в трубе доходила до 22 м/с. В 1915—1916 гг. труба подверглась реконструкции: вентилятор "Сирокко" был заменен вентилятором типа "НЕЖ", улучшена диффузорная часть трубы. В результате при том же электромоторе мощностью 23 л.с. максимальная скорость потока в трубе повысилась до 36 м/с.

В 1930—1950 гг. труба находилась в эксплуатации в Московском авиационном институте.

Н.К. Первая