Сомов К.А. Портрет А.А.Блока

Художники объединения «Мир искусства» огромное значение придавали графике, выступив новаторами оформления книги и журнальной графики в русском искусстве. Они пришли к пониманию книги как единого организма, где иллюстрации выступают не в качестве дополнительного, визуального рассказа, а как художественный элемент, сопряженный с самим литературным текстом и всей системой оформления книги, включая заставки, виньетки, шрифт. Такой подход получил дальнейшее развитие в футуризме, а затем в конструктивизме.

К.А. Сомов был оформителем и иллюстратором журнала «Мир искусства», иллюстрировал повести Н.В. Гоголя, поэму А.С. Пушкина «Граф Нулин». Блестящий рисовальщик, Сомов постоянно обращался к карандашному и акварельному портрету, возрождая традицию французского карандашного портрета XVII века.

В 1905 году Сомов сблизился с литературным кругом символистов и стал частым посетителем салона Л. Зиновьевой-Аннибал, супруги поэта Вяч. Иванова. Художник сотрудничал с журналом «Золотое руно» и по заказу журнала создал серию портретов писателей и поэтов символизма.

Портрет А.А. Блока, одного из самых известных поэтов символизма, вошел в эту серию. В отличие от портрета Е.М. Мартыновой («Дама в голубом»), изображение Блока не имеет никакого отношения к излюбленному Сомовым ретроспективному жанру. Напротив, он пугающе точен в своей психологической характеристике и натурной убедительности, как и удивителен виртуозной техникой. Ровный, холодный свет направлен прямо на лицо поэта, освещая его красивые, но неподвижные черты, в которых таится усталость и душевная надломленность. Художник не проявляет личного чувства к своей модели, с холодной проницательностью он создает драматический образ современника.