Уроки 52–53. Проект «Лексикографический порядок»

План проекта

1 урок

  1. Повторение русского алфавита с опорой на алфавитную линейку.
  2. Первое знакомство с большими (настоящими) словарями.
  3. Выполнение заданий на поиск слов в словаре.

2 урок

  1. Выполнение заданий на поиск слов в словаре.
  2. Обсуждение сложных случаев расположения слов в словаре.
  3. Обсуждение правила словарного порядка.
  4. Игры на словарный порядок.

Несколько вводных слов о проекте

Умение пользоваться различными словарями и справочниками – важная часть информационной культуры. Современному человеку нужен не только и не столько «багаж» знаний, которым «загрузила» его школа (а впоследствии институт), каким бы большим ни был этот «багаж», сколько умение ориентироваться в огромном потоке информации, захлестнувшем все области теоретического и практического знания. Даже простому потребителю, если он хочет с максимальной эффективностью использовать существующий рынок товаров и услуг, необходимы определенные навыки поиска и отбора информации. Данный проект будет первой ступенькой на пути ребенка в мир «настоящих» объемов информации и наглядно покажет, что даже очень большие объемы могут быть организованы таким образом, что поиск информации становится сравнительно быстрым и легким.

Как известно, слова в словарях стоят в словарном (или лексикографическом) порядке, основанном на алфавитной цепочке (алфавитном порядке букв). Словарный порядок можно описать следующим образом. Рассмотрим два произвольных слова, которые нужно расположить в лексикографическом порядке. Если первые буквы в этих словах разные, то порядок следования слов будет определяться по первой букве. Когда же первые буквы в словах одинаковы, порядок следования слов будет определяться по второй букве. Если и вторые буквы в рассматриваемых словах одинаковы, то порядок следования слов будет определяться по третьей букве. И так далее, пока мы не дойдем либо до различающейся пары букв, либо до конца одного из слов. В первом случае раньше идет то слово, в котором буква из рассматриваемой пары стоит раньше в алфавитной цепочке. В последнем случае более короткое слово будет предшествовать более длинному.

В наших учебных словарях, которые дети использовали для решения задач в тетрадях, слова, конечно же, стоят в лексикографическом порядке. Но любую словарную задачу из наших тетрадей можно решить и не прибегая к алфавитному порядку – простым (и полным) перебором. Знания же словарного порядка для решения наших задач вообще не требуется, поскольку в наших учебных словарях слов на одну букву совсем немного (3–7); никому и в голову не придет искать слово в пределах одной буквы «по алфавиту».

Выполняя задания в рамках данного проекта, ребенок будет вынужден использовать не только простой алфавитный порядок, но и словарный порядок слов.

Для проведения проекта вам понадобятся:
•большие настоящие словари (по одному на каждого ребенка, см. комментарий ниже);
•алфавитные линейки – по одной на каждого ученика (можно воспользоваться алфавитными линейками из учебника);
•большая алфавитная линейка – которую придется сделать заранее с помощью детей или родителей; она должна висеть в классе на стене так, чтобы ее было хорошо видно всем детям; вы можете попробовать сделать линейку вертикальной (как в наших тетрадях), но в таком случае, как нам кажется, она не может быть действительно большой; по-видимому, лучше сделать линейку горизонтальной (на всю стену) и повесить над доской.

Алфавитные линейки

Ваши ученики, конечно, уже хорошо должны знать русский алфавит. Однако мы считаем необходимым использование алфавитных линеек до самого конца проекта. Дело в том, что работа с проектом будет и так достаточно сложной для детей – ведь им придется впервые столкнуться с большим числом новых понятий, работать с непривычными книгами (большими словарями), а также выполнять непривычные задания. Не стоит добавлять к этому дополнительные трудности, связанные с восстановлением в памяти алфавитной цепочки. Наверно, очень немногие дети выучили алфавит настолько хорошо, чтобы сходу ответить на вопрос: «Какая буква идет раньше – н или р?» Подумайте, ведь и вам самим понадобится некоторое время, чтобы ответить на этот вопрос – придется восстановить в уме часть алфавитного порядка. Что же касается детей, то они, скорее всего, будут проговаривать в уме вообще весь алфавит! К тому же, в ходе проекта детям потребуется прибегать к алфавитной цепочке десятки раз и отсутствие алфавитной линейки перед глазами учеников приведет к тому, что работа над проектом для многих из них станет неоправданно утомительной и сильно затянется.

С другой стороны, именно потому, что детям надо будет постоянно пользоваться алфавитной линейкой, в ходе проекта они с ней хорошо освоятся и, скорее всего, смогут в конце работы что-то делать в уме, уже не обращаясь к линейке.

И еще, конечно, не следует забывать, что мы с детьми занимаемся информатикой, и умение грамотно пользоваться справочным материалом – не последняя по важности часть информатической культуры. А что же такое алфавитная линейка, как не справочный материал?

Словари для работы

В этом проекте вам понадобятся большие словари. Это должны быть однотомные толстые словари большого формата. Лучше всего, если словарей будет по одному на каждого учащегося. Словари могут быть самыми разными – например, можно использовать орфографический словарь, энциклопедический словарь, русско-английский, русско-французский словари и т. п., но только такие, в которых русские слова стоят в словарном порядке. Напомним еще раз, что это должны быть не сокращенные школьные словари, а настоящие, «взрослые». Кроме того, не стоит пользоваться такими специальными словарями, как словарь иностранных слов, словарь слов с удвоенными согласными и пр.: велика вероятность, что в таких словарях не окажется тех слов, которые мы предложим детям для поиска. Может быть, нужные словари найдутся в школьной библиотеке, возможно, кто-то сможет принести подходящий словарь из дома. Полезно обсудить этот вопрос с родителями.

До сих пор в нашем курсе ребенку приходилось иметь дело лишь с учебными словарями. Для ребенка, знающего алфавитный порядок, поиск слова в таком словаре не составлял труда: слов на одну букву – не больше семи, перебрать семь слов – минутное дело. Совсем не так просто обстоит дело с поиском слова в «настоящем» словаре: ведь там на одну букву могут быть сотни слов. Давайте проанализируем, как мы с вами стали бы искать, скажем, слово скатерть.

Сначала нам нужно добраться до вообще каких-нибудь слов на букву «с». Соответственно положению буквы «с» в алфавитной цепочке открываем словарь где-то ближе к концу. Допустим, что мы не угадали, и словарь открылся на букве «п». Буква «с» идет в алфавите позже «п», так что перелистываем вперед сразу целую порцию страниц. Если мы переборщили и попали сразу, скажем, на «у», листаем обратно. Но вот, наконец, мы дошли до слов на букву «с». Смотрим наугад какое-нибудь слово. Пусть это слово – суровый. Буква «к» (вторая буква слова скатерть) идет в алфавитной цепочке раньше буквы «у» (второй буквы слова суровый), следовательно, слово скатерть стоит в словаре раньше слова суровый. Значит, листаем назад, но перелистываем уже не так много страниц. Смотрим теперь наугад какое-нибудь слово. Допустим, это слово – скалолаз. Сравниваем слова скалолаз и скатерть. В этих словах одинаковы не только первые, но также и вторые, и третьи буквы. Смотрим четвертые буквы: «т» идет позже «л» в алфавитной цепочке, следовательно, слово скатерть идет в словаре позже слова скалолаз. Значит, листаем вперед. Таким образом продолжаем поиск, пока не найдем слово скатерть.

К сожалению, именно в связи с использованием больших словарей, с заданиями проекта надо будет работать в основном в классе, не задавая домашних заданий, – ведь детям носить такие словари домой достаточно тяжело. К тому же, если словари будут чужие, лучше их не выносить из класса.

1 урок. Повторение русского алфавита с опорой на алфавитную линейку

Раздайте или попросите найти в учебнике алфавитную линейку. Затем предложите ребятам серию вопросов (упражнений) на повторение последовательности букв в русском алфавите. Скорее всего, вопросы на алфавит не вызовут затруднений и не потребуют письменных ответов. Проследите только, чтобы в конце концов все дети достаточно хорошо ориентировались в алфавитном порядке, особое внимание уделите отстающим.

Вот приблизительный список вопросов для устного обсуждения с детьми:
Какая буква первая (последняя, предпоследняя, вторая с конца, четвёртая и т. п.) в алфавите?
Какая буква следующая после буквы к (или любой другой буквы, кроме я)?
Какая буква предыдущая перед буквой м (или любой другой буквой, кроме а)?
Назовите три буквы, которые идут в алфавитной линейке раньше (позже) буквы щ (или другой буквы).
Назовите букву, которая идет позже буквы б и раньше к (любые пары букв, между которыми есть хотя бы одна буква).

Вы можете придумать и предложить детям и другие вопросы с использованием «цепочечной» лексики, пройденной в тетрадях. Особое внимание, конечно, нужно обратить на отработку понятий «идёт раньше» / «идёт позже». Этой теме уделялось довольно много места в наших тетрадях, но все же нужно проконтролировать, все ли хорошо это усвоили.

Работа с алфавитной линейкой скорее всего будет вестись в форме общей фронтальной беседы. На нее можно запланировать 10-15 минут на уроке. Впрочем, смотрите сами по уровню вашего класса. Важно, чтобы до начала работы со словарем дети хорошо освоились с алфавитным порядком.

Первое знакомство с большими (настоящими) словарями

Раздайте каждому ребенку по словарю. Алфавитную линейку дети пусть по-прежнему держат перед глазами (не забудьте повесить в классе большую алфавитную линейку). Также проследите, чтобы у каждого ребенка была тетрадь или хотя бы листы бумаги для записей.

Прежде чем начать работать со словарем, ребенку нужно с ним освоиться. Объясните ребенку, почему книга, которая лежит перед ним, называется словарем, с какими именно словами в этом словаре он будет работать – ведь, если это не орфографический словарь, то, с точки зрения данного проекта, в этом словаре есть «лишние» слова, на которые он не должен обращать внимания. Мы советуем вам распределить словари в соответствии со способностями ваших учеников. Слабым и медлительным детям имеет смысл дать орфографические словари, не содержащие почти никаких лишних слов. Это стоит продумать заранее.

Хорошо бы с каждым ребенком обсудить, какое слово в его словаре первое, какое – последнее, попросить найти страницу, где начинаются слова, например, на букву «в» (к, р, ю и т. д.) Какое слово первое на букву «в»? На какой странице оно находится? Какое слово последнее на букву «в»? На какой странице оно находится?

Если будет время, то можно попросить детей сравнить количество страниц со словами, скажем на букву «к» (б, н, т), с количеством страниц со словами на букву «ю» (щ, я) и т. п. У всех ли получилось примерно одинаковое соотношение страниц?

Есть ли у кого-нибудь в словаре хоть одно слово на букву ь? А на ъ?

Вот более трудные задания:
Найти второе слово на букву «к» (или другую заданную букву).
Найти первое слово на букву «к», длина которого больше 1 (т. е. слово, состоящее из двух или более букв).
Найти предпоследнее слово на букву «к».

Как видите, на этом этапе проекта фронтальная работа будет перемежаться с индивидуальной. Поскольку словари у ребят будут разными, то многие задания придется обсуждать и проверять в индивидуальном порядке.

Продумайте заранее организацию работы детей, чтобы в классе не возник хаос.

Выполнение заданий на поиск слов в словаре

1 тип заданий. Поиск слов на некоторую букву. Самый простой, но очень важный тип задания при работе сбольшим словарем – найти в словаре какое-нибудь слово, начинающееся на заданную букву, например, такое задание:

Найди в словаре любое слово, в котором первая буква –« р».
Запиши это слово в тетрадь.
Запиши в тетрадь номер страницы твоего словаря, где находится это слово.

Номер страницы нужен, чтобы вы могли подойти к любому ребенку и проверить его решение, даже если он случайно уже закрыл свой словарь. Кроме того, конечно, это просто очень полезное задание с точки зрения информационной культуры – во-первых, найти нужную информацию (слово) и, во-вторых, снабдить найденную информацию ссылкой на ее источник (номер страницы словаря).

Можно в первом таком задании задать для поиска всем одну и ту же букву (написав ее на доске). А буквы для следующих аналогичных заданий вы можете написать в тетради каждого ученика, пройдя по классу, – так ученик не забудет, с какой буквой он работает, и вам потом будет проще проверять, то ли задание выполнено.

Не мешайте детям изобретать свои способы поиска слова на нужную букву. Пусть пройдет некоторое время, прежде, чем вы начнете помогать и подсказывать. По возможности посмотрите, каким способом каждый ребенок находит нужное слово.

Задание такого типа является достаточно сложным. Посмотрите, какие сложные, с информатической точки зрения, операции нужно будет осуществить:
1. Открыть словарь на произвольной странице.
2. Понять, на какую букву начинаются слова, находящиеся на этой странице.
3. Сообразить, в какую сторону от этой страницы надо двигаться, чтобы найти нужную букву (и, вообще говоря, как далеко нужно в эту сторону шагнуть).
4. Сделать шаг в правильном направлении – открыть другую страницу, раньше или позже первой (в зависимости от того, раньше или позже в алфавитной линейке стоит искомая буква). И так далее.

Конечно, большинство детей сначала будут просто быстро перелистывать весь словарь (с начала до конца или просто беспорядочно) и случайно наткнутся на страницы со словами на букву «р». И это совсем не плохо. Это тоже стратегия, хотя и весьма неэффективная. Очень полезно дать детям, которые выбрали такую стратегию, следующее подобное задание с буквой, на которую слов сравнительно мало – например, на буквы «ж», «й», «х», «ц», «щ», «ю». При поиске слов на такие буквы выявится неэффективность стратегии простого перелистывания. Если ребенок не сможет придумать никакой другой стратегии, то подойдите к нему и обсудите с ним, используя алфавитную линейку, в какой части словаря находится нужная буква, раньше или позже каких букв она идет в алфавите и т. п. Откройте с ним вместе словарь на произвольной странице, спросите, куда нужно дальше двигаться в его поиске. После этого оставьте ребенка одного, пусть все-таки он попытается дальше додуматься сам. Такие обсуждения-подсказки мы советуем вам проводить индивидуально. Не надо других детей лишать шанса придумать более оптимальную стратегию поиска самостоятельно. Сильным детям, чтобы они вас часто не теребили, выпишите сразу много букв, на которые нужно искать слова, – пусть работают. Со слабыми детьми займитесь индивидуально. Но, пожалуйста, даже самым слабым детям не подсказывайте все до конца. Дайте им шанс хотя бы немного подумать самостоятельно.

После того как каждый ребенок найдет самостоятельно по крайней мере одно слово, можно провести общую дискуссию в классе. Обсудите, как ребята искали в словаре нужную букву. Постарайтесь выслушать каждого желающего рассказать, помогите ему в формулировании того, что он хочет сказать. Попытайтесь добиться, чтобы практически все дети в классе участвовали в дискуссии – уж если не высказывались, то хотя бы слушали и пытались понять. Постепенно перейдите к обсуждению общего алгоритма, начало которого мы выписали выше: «Итак, как мы искали слово на букву «р»»? Вот мы открыли словарь где-то посередине, там оказались слова на «о». «Что делать дальше?» Вы можете просто сами взять словарь, и на самом деле искать в нем слова на «р», советуясь с детьми на каждом следующем шаге, что надо делать дальше. Постарайтесь работать медленно, чтобы все дети успевали проследить за вашими действиями.

После того как вы все вместе найдете слово на нужную букву, дайте детям еще одно аналогичное задание (лучше на редкую букву) – для закрепления.

2 урок

2 тип заданий. Поиск определенных слов в словаре. Мы не зря предлагали на первом уроке проекта тщательно отработать с детьми навык поиска в словаре слов на некоторую букву. Это была подзадача по отношению к главной задаче, которую вы предложите ребятам на втором уроке – задаче поиска в словаре определенного слова.

Вот пример такого задания:
Найди в словаре слово «птица».
Запиши в тетрадь номер страницы, где находится слово «птица» в твоем словаре.

Есть надежда, что слово «птица» найдется в любом словаре. Желательно, однако, проверить это заранее. Для начала лучше предложить всем учащимся одно и то же слово. Тогда общее задание можно будет написать на доске.
Как и раньше, мы советуем сначала не давать детям никаких советов. На наш взгляд, хорошо бы именно «окунуть» детей в эту новую и, с первого взгляда, непонятную проблему. Наверное, вам самим будет интересно некоторое время понаблюдать за работой детей, за их реакцией и первыми действиями. Постарайтесь продержаться хотя бы 10 минут и не отвечать ни на один содержательный вопрос. С первого взгляда может показаться, что, давая такое задание, мы, так сказать, “»учим его плавать, бросая на глубину». На самом деле это не так. Во-первых, большинство детей уже освоилось с тем, что в словарях слова определенным образом упорядочены (например, все слова на букву «а» идут раньше слов на букву «б»). Не так уж трудно догадаться, что и «внутри» одной буквы слова должны стоять в определенном порядке и что, вероятно, этот порядок тоже как-то связан с алфавитной цепочкой. Таким образом, если ребенок догадается, что в словаре слово птица идет раньше слова пять и позже слова пташка – этого будет достаточно для успешного поиска. Дайте детям время додуматься до этого самим.
Итак, как же ваши ученики будут выполнять это задание? Скорее всего, большинство детей додумается для начала найти то место в словаре, где находятся слова на букву «п». Если кто-то из детей от этого большинства отстанет, то подтолкните его аккуратно, например, просто спросив: какая буква первая в слове птица?

После первого урока проекта ребята уже должны хорошо понимать, как найти вообще слова на букву «п». Дальше многие дети опять будут пытаться применить стратегию «беспорядочного поиска» – просто просматривать разные страницы со словами на «п», надеясь случайно найти нужное слово. Не мешайте им в этом некоторое время. Наверняка очень немногим из них повезет и они смогут найти нужное слово хоть сколько-нибудь быстро. Большинство детей все-таки завязнет в словах на «п». Выждите некоторое время, а затем начните подталкивать их к более эффективной стратегии поиска. Это можно делать как индивидуально, так и со всеми одновременно – смотря по тому, насколько «дружно» ваш класс не справляется с заданием. Предложите детям обратить внимание на вторую букву слов на «п», с которыми они работают. Не найдет ли кто-нибудь закономерности их расположения в словаре? Кто отыскал хотя бы какое-нибудь слово на «п»? Тут дети наверняка назовут какие-либо слова. Выберите среди них слово, которое отличается от слова птица второй буквой, например, пусть это будет слово пачка. Кто знает, какое слово должно идти раньше в словаре – слово птица или слово пачка? Напишите слова пачка и птица на доске друг под другом. Не обязательно при этом, чтобы слово птица было ниже слова пачка.

Тут, конечно, хорошо бы сделать паузу в обсуждении. Надо дать возможность хотя бы нескольким детям додуматься самим, как ответить на этот вопрос. Этот вопрос будет полезен даже детям, которые уже нашли случайно слово птица в своем словаре – именно потому, что они нашли слово случайно, у них нет ответа на этот вопрос. Через некоторое время выслушайте предположения, обсудите разные ответы – все ли согласны с каждым, и т. п. В ходе дискуссии потихоньку выведите детей на то, что неплохо бы сравнить вторые буквы двух предъявленных слов. Может быть, кто-то из детей сам предложит выяснить, какая буква идет раньше в алфавите.

Вообще, чтобы не повторяться далее, мы сразу же просим вас очень постепенно и очень небольшими шажками наводить детей на правильные выводы. Гораздо полезнее, чтобы ребенок поучаствовал в обсуждении, попытался сам найти решение, а не просто выслушал сухое объяснение учителя у доски. Во втором случае ребенок может даже вообще ничего не понять – ведь обсуждаемый материал достаточно сложен для восприятия в его возрасте. Итак, мы просим вас лишь потихоньку направлять обсуждение в правильное русло и как можно дольше и терпеливее ждать, не родится ли у кого-нибудь правильное решение.

После того как выяснится, что слова на «п» упорядочены по второй букве, попросите детей найти какое-нибудь слово, начинающееся на «пт». Пусть кто-нибудь назовет какое-то слово, но не птица. Например, слово птенчик. Выпишите слова птенчик и птица на доске друг под другом. Слов на «пт» будет в словарях уже заметно меньше, поэтому многие дети найдут слово птица простым перебором. Тем не менее, попросите всех вернуться и просмотреть все слова на «пт» – как упорядочены эти слова? Какое слово идет раньше – птица или птенчик? Кто догадается, по какому правилу?

И так далее.

Можно выяснить ситуацию со словами птица и птичий, птица и птицелов. Не готов ли кто-нибудь из детей попытаться рассказать все правило? Выслушайте желающих что-нибудь сказать, но пока не доводите дискуссию до конца. Попросите авторов проверить свои правила при поиске следующих слов.

После того как все дети нашли у себя в словаре слово «птица», предложите ребятам еще несколько аналогичных заданий (не менее 3-5 слов). Сначала задания могут быть общие для всех детей. Затем можно начать задания индивидуально. Каждое слово для поиска запишите ребенку в тетрадь. Пусть он поставит рядом с каждым вашим словом номер страницы, где это слово стоит в словаре, с которым он работает. Потом вы сможете выборочно проверить работу каждого ученика. Мы предлагаем вам брать простые и общеупотребительные слова, есть надежда, что они встретятся в любом словаре. Впрочем, если какой-то сильный ребенок точно уяснит для себя (и сможет доказать вам), что предложенного ему слова нет в его словаре – это просто замечательно! Если же слабый ребенок нужного слова не обнаружит, то просто поменяйте ему задание – дайте для поиска другое слово. В общей сложности работа по поиску слов в словаре на втором уроке должна занимать 15-20 минут.

Обсуждение сложных случаев расположения слов в словаре

После того как все дети научились в целом искать слова в словаре, есть смысл обсудить с ними (фронтально или индивидуально) сложные случаи расположения слов в словаре. Внимательные и сообразительные дети наверняка обратили на них внимание сами, поэтому такой разговор будет для них как бы подведением итогов собственного опыта. С другой стороны это хороший повод обратить внимание слабых ребят на случаи, которые они могли не заметить.

1 Случай. Обратите особое внимание на короткие слова. Вы ведь пока не обсуждали, как узнать, какое слово стоит раньше – сто или стол. Дайте сначала несколько коротких слов сильным ученикам, затем обсудите это с ними и со всем классом, а уже потом дайте по одному короткому слову более слабым детям. В конце этого обсуждения должен прозвучать вывод, что если одно слово является частью другого, то более короткое слово идет в словаре раньше.

2 случай. Обратите внимание на букву «ё». Как вы, может быть, знаете, в большинстве «взрослых» словарей буквы «е» и «ё» не различаются – в том смысле, что в словарном порядке буквы «е» и «ё» считаются одной и той же буквой. Вот, например, как упорядочены слова на «е/ё» в орфографическом словаре (Орфографический словарь русского языка: 106000 слов/АН СССР, Ин-т рус. яз.; под ред. С. Г. Бархударова и др., изд. 26-е, стереотипное, М.: Рус. яз., 1988):

ежесекундный
ежесуточный
ежечасный
ёжик
ёжиком
ёжистый
ёжить(ся)
ежиха
ежовник
ежовый
ежом
ежонок
ёж-рыба
езда
ездить
ездка
ездовой
ездок
езжай(те)
езжалый
езжено-переезжено
езженый
езживать
ей-богу
ей-ей
ей-же-ей
еканье
ёканье
екатериненский
екать
ёкать
ёкнуть
ектенья
еле
елевый
еле-еле
елей
елейность
елейный
елеосвящение
елец
елизаветинский
елико возможно
ёлка
еловый
елозить
ёлочка
ёлочный
ель
ельник
ельнинский
ельничек
ёмкий
ёмкостный
ёмкость

Как видите, в этом словаре, в основном, при упорядочивании слов, буквы «е» и «ё» не различаются. Исключение составляют только те случаи, когда нужно упорядочить два совсем похожих слова, отличающихся только буквами «е» и «ё» (например, «еканье» и «ёканье», «екать» и «ёкать», «все» и «всё»). В этих случаях слово с буквой «е» идет раньше слова с «ё».

В большинстве учебных словарей (включая и словари в наших тетрадях), напротив, буквы «е» и «ё» различаются, т. е. сначала идут все слова на е, а за ними – все слова на «ё». Поэтому, чтобы при работе с «настоящим» словарем факт неразличения «е» и «ё» не был неожиданным для детей, необходимо обсудить это отдельно. Впрочем, тут нужно быть внимательным – не все «взрослые» словари так относятся к букве ё. Например, «Толковый словарь русского языка» (С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова, М., “Азъ”, 2-е изд., 1994) буквы е и ё различает и в нем слово ёлка идет позже слова ехать. А поскольку словари у детей могут оказаться разными, то и ситуации с буквой «ё» в этих словарях будут тоже не одинаковыми. Имейте это обстоятельство в виду и обратите на него внимание детей.

Попросите детей найти в словаре какое-нибудь слово на «е», а затем – какое-нибудь слово на «ё». Пусть дети столкнутся с неразличением букв «е» и «ё» сами. Может быть, кто-то из учеников попробует самостоятельно объяснить этот феномен. Выслушайте его и помогите объяснить всем остальным. Если никто не будет готов выступить, то объясните детям, в чем тут дело. Предложите каждому ребенку проверить, как обстоят дела в его словаре – есть ли там отдельная глава со словами на «ё» или нет.

Пожалуй, не стоит в этом проекте обращать внимание детей на пары типа «еканье» и «ёканье» – наш комментарий предназначался только для вас. Иначе дети получат слишком много новой информации одновременно и могут запутаться. Если кто-то из детей сам заметит этот факт (сейчас или потом, в ходе работы с проектом), то похвалите его и обсудите этот факт с ним отдельно.

3 случай. Учет дефиса и пробела. Существует еще одна проблема, с которой вашим ученикам, возможно, придется столкнуться уже сейчас, в процессе работы над данным проектом. Это учет дефиса и пробела при распределении статей (слов и словосочетаний) по алфавиту. В отношении дефиса почти все словари единодушны: соответствующие статьи занимают то место, на котором бы они оказались, если бы написание было слитным. С пробелом дело обстоит сложнее. Энциклопедические издания обращаются с ним как с самым первым символом алфавита. Ср., например, такие фрагменты цепочки из БСЭ-3:
                                    бур
                                    бур почвенный
                                    бура...

                                    Иван
                                    Иван Подкова
                                    Иванайнен
                                    Иван-да-Марья
                                    Иваненко
                                    Иван-Купала
                                    Иванов
                                    Иванов день
                                    Иванова

Орфографические словари, напротив, поступают с пробелом как с дефисом, ср.:
                                    навек
                                    на века
                                    навеки
                                    на веки вечные

                                    повзводно
                                    по-военному
                                    по возвращении
                                    по-волчьи
                                    по временам
                                    повсюду

(так и в Орфографическом словаре 1988 года, и в словаре Б. З. Букчиной и Л. П. Калакуцкой “Слитно или раздельно?”, М., 1981).

В тех редких случаях, когда две словарные статьи отличаются лишь наличием/отсутствием пробела, возможны различные решения:
                                    тоже
                                    то же
(Орфографический словарь)

                                    то же
                                    тоже

Чтобы ваши дети совсем не запутались, предлагаем ситуацию с дефисом обсудить со всем классом (поскольку она не сложная). Что касается пробела, оставляем этот вопрос на ваше усмотрение. Можно обсудить его с наиболее сильными учащимися и с теми, кто сам заинтересовался учетом пробела при упорядочивании слов. Поскольку в наших учебных задачах словосочетаний (содержащих пробелы) не встречается никогда, то при желании этот вопрос можно пока вообще не обсуждать.

Обсуждение правила словарного порядка

В какой-то момент вы обнаружите, что некоторые сильные дети находят заданные слова уже без труда. Прервите их поиски и попросите по возможности описать на бумаге те действия, которые они совершают (или совершили бы) в поисках слова, например, порт. Пусть постараются написать для начала, как получится – неважно, насколько понятно и точно (и, уж конечно, неважно, насколько грамотно и аккуратно). Не нужно сразу подталкивать таких детей к тому, чтобы они расписали все точно по пунктам. Просто когда какой-то текст у ребенка будет готов, попытайтесь вместе с ним, следуя его тексту, отыскать слово порт. Возможно, некоторые дети просто напишут, например, что, чтобы найти слово порт, надо открыть словарь на 452 странице и отсчитать пятое слово снизу в первой колонке. Вообще говоря, это тоже способ поиска. Только не универсальный. Он совсем не годится для поиска какого-либо другого слова – например, торт. Попросите таких детей описать более общий способ поиска, который бы помогал найти и слово порт, и слово торт (просто заменив в нужных местах букву «п» на букву «т»). Напомните детям, как вы все вместе обсуждали, как искать слово птица: сначала искали хотя бы какое-нибудь слово на «п», потом... Если вы видите, что ребенок уже понял, чего от него хотят и достаточно легко формулирует то, что надо написать – то предложите ему постараться все дописать до конца (например, дома). Если же ребенок не настолько силен, чтобы формулировать такие сложные описания, то не «давите» на него слишком сильно, остановите работу на каком-то этапе. Заметьте, что здесь речь идет не о выписывании правил лексикографического порядка, а о создании алгоритма поиска нужного слова в словаре – это несколько разные вещи.

В заключение проекта надо провести в классе общее обсуждение того, как, собственно, строится словарь – правила, по которому слова в словаре стоят именно на тех местах, куда их поставили (по-научному – сущности лексикографического порядка).  Задачу перед детьми можно поставить, скажем, таким образом: «Допустим, мы с вами составляем словарь. Вот два слова – армия и вагон. Какое слово в словаре должно идти раньше и почему?» Тот же вопрос необходимо решить еще для нескольких пар: вагон и велосипед, велосипед и верховой, верховой и верхний и так далее. Попытайтесь добиться от детей четкости в их рассуждениях: «Первые буквы в этих словах разные, значит мы должны их сравнить...» или «Первые буквы в этих словах одинаковы, значит надо сравнить вторые буквы...» и т. п. Обязательно нужно выделить время и просить детей отыскать в словарях примеры пар слов на каждый пункт формулируемого вами вместе правила – здесь уже не должно быть больших сложностей. Конечно, слова будут попадаться самые разные и не очень понятные. Объясните детям, что в данном случае это неважно: ведь все слова – русские, а их значения вы сейчас обсуждать не будете.

Пары слов типа вагон и вагоновожатый или лес и лесопилка, когда не удается найти пару различающихся букв, требуют отдельного обсуждения. Задайте сначала такой вопрос устно: «Какое слово идет в словаре раньше – лес или лесополоса? вес или весы? Может быть, кто-то из детей, находивших подобные короткие слова, сможет сформулировать (или хотя бы попытаться сформулировать) правило для таких слов. Если нет – предложите детям обратиться к словарям и самим вывести правило. Конечно, при этом не обязательно искать именно те пары слов, которые вы назвали, – пусть просто полистают словарь и поищут другие подобные случаи.

Если какие-то пункты правила постепенно формируются в ходе вашей дискуссии, то выписывайте их на доске. В конце концов должно получиться полное правило построения словаря (правило словарного порядка).  Для удобства мы приводим здесь полное правило:

Пусть нам даны два слова. Как узнать, какое слово должно идти в словаре раньше?
            1. Сравниваем первые буквы данных слов.
                        А. Если первые буквы разные, то раньше идет слово, первая буква которого идет раньше в алфавите.
                        Б. Если первые буквы одинаковы, то переходим к пункту 2.

            2. Сравниваем вторые буквы данных слов.
                        А. Если в одном из слов нет второй буквы, то оно идет раньше другого слова.
                        Б. Если вторые буквы существуют и они разные, то раньше идет слово, вторая буква которого идет раньше в алфавите.
                        В. Если вторые буквы одинаковы, то переходим к пункту 3.

            3. Сравниваем третьи буквы данных слов.
                        А. Если в одном из слов нет третьей буквы, то оно идет раньше другого слова.
                        Б. Если третьи буквы существуют и они разные, то раньше идет слово, третья буква которого идет раньше в алфавите.
                        В. Если третьи буквы одинаковы, то переходим к пункту 4.
И так далее, пока не дойдем до последней буквы одного из слов.

После того как все правило будет сформулировано и записано на доске, можно дать детям задания (например, на дом):

1. Выпишите (можно из словаря) два слова, первые буквы которых – разные. Напишите, какое слово должно в словаре идти раньше, и, пользуясь Правилом, объясните, почему.

2. Выпишите (например, пользуясь словарем) два слова, в которых:
            первые буквы – одинаковые,
            вторые буквы – есть в каждом слове и они разные.
Напишите, какое слово должно в словаре идти раньше и почему.

3. Выпишите (можно из словаря) два слова, в которых:
            первые буквы – одинаковые,
            вторые буквы – есть в каждом слове и они одинаковые,
            третьи буквы – есть в каждом слове и они одинаковые,
            четвертые буквы – есть в каждом слове и они разные.
Напишите, какое слово должно в словаре идти раньше и почему.

4. Выпишите (можно из словаря) два слова, в которых:
            первые буквы – одинаковые,
            вторые буквы – есть в каждом слове и они одинаковые,
            третьи буквы – есть в каждом слове и они одинаковые,
            четвертой буквы в одном из слов нет.
Напишите, какое слово должно в словаре идти раньше и почему.

А эти задания более сложные, они – для сильных учеников.

1*. Пусть у нас есть два слова. Мы применили к ним наше правило для выяснения, какое из слов должно идти раньше в словаре. При этом, дойдя до конца слов, мы так этого и не выяснили. Как это может быть?

2*. Выпишите (можно из словаря) пять слов, в которых есть дефис. Выпишите еще три слова, в которых есть по два дефиса. Исследуйте, как в словарях (в одном каком-нибудь словаре) обходятся с такими словами. Дополните наше правило так, чтобы оно работало и с такими словами тоже.

Игры на словарный порядок

Если в конце проекта у вас осталось время, то вы можете поиграть с детьми в игры, где используется словарный порядок. Конечно, вы сами или вместе с детьми сможете придумать массу игр, непосредственно связанных с темой проекта. Вот, например, одна такая игра.

1. Учитель вызывает одного ученика и просит его произнести и написать на доске (повыше) какое-нибудь слово из словаря. После этого учитель пишет внизу на доске другое слово, которое идет в словаре позже первого.

2. Цель второго ученика – написать какое-нибудь слово, которое стоит между двумя данными (т. е. позже первого и раньше второго слова). После этого учитель тоже пишет слово, стоящее между двумя последними появившимися, – т. е. слово, которое идет позже слова второго ученика и раньше предыдущего слова учителя.

3. И так далее – ученики по очереди выходят к доске и пишут по одному такому слову, которое стоит в словаре позже слова, написанного предыдущим учеником, и раньше слова, которое перед этим написал учитель.

Проигрывает тот, кто не может найти никакого подходящего слова.

Можно играть в парах или как в чепуху – заворачивать листочек, пущенный по рядам, – какой ряд закончит быстрее?

При этом не обязательно задаваться целью выявить проигравшего – можно просто поиграть, позаниматься интересной деятельностью. Конечно, в такой игре надо начинать с менее сильных учеников – потому что в начале игры найти нужное слово гораздо легче, чем в конце. Как вы, вероятно, понимаете, роль учителя в этой игре очень важна – именно вы, выбирая соответствующим образом слова, можете регулировать сложность работы следующих учеников. От того, какое «расстояние» между словами вы оставляете на каждом шагу, зависит и насколько трудным будет выбор для каждого следующего ученика.