Урок 64–66. Проект «Мой лучший друг» или «Мой любимец»

Практическая цель проекта – создание графической опоры (слайда), включающей надписи и фотографии для короткого рассказа (на 2–3 мин) о своем лучшем друге или домашнем животном, используя возможности программы для создания презентаций, например, Microsoft PowerPoint.

Методическая цель проекта – познакомить детей с основными возможностями программы для создания презентации; познакомить ребят с процедурой сканирования изображений и научить использовать сканированные изображения и возможности соответствующей программы для реализации собственного замысла; познакомить детей с особенностями выступления с презентацией.

План проведения проекта:

Первый урок
1. Общее обсуждение задачи проекта (5 мин)
2. Знакомство с основными возможностями программы PowerPoint или другой программы для создания презентации (15–20 мин)
3. Разработка эскиза страницы (5–10 мин)
Второй урок
4. Знакомство детей с процессом сканирования (5 – 10 мин)
5. Создание и разметка рабочей страницы презентации (5–10 мин)
6. Размещение на странице готовых элементов (15–20 мин)
7. Доработка эскиза страницы (5–10 мин)
Третий урок
8. Окончание работы над презентацией (15–20 мин)
9. Выступления ребят (20–25 мин)

Урок 64

Предварительная подготовка

За несколько дней до начала проекта следует поручить ребятам подумать над темой своей работы. Во-первых, каждый учащийся должен решить, о ком он хотел бы рассказать. Во-вторых, каждый ученик должен выбрать 1–2 фотографии героя (или героини) своего рассказа, которые впоследствии будут вставлены с презентацию. Заметим, что к теме этого проекта вы и ребята можете подходить достаточно творчески. Если ребенок хочет рассказать о своей маме или о своем брате, это вполне допустимо. Важно, чтобы в результате выполнения проекта появилась одностраничная презентация, с опорой на которую можно бы было провести короткий рассказ, посвященный некоторому герою (человеку или животному). Что касается фотографий, иногда дети приносят их довольно много и хотят непременно вставить все. Это и неудивительно, ведь они еще не знакомы с программой подготовки презентаций и не знают, что на одной странице более двух фото будут смотреться не выигрышно, да и подписи не поместятся. В таких случаях вам придется выбрать фото вместе с ребенком. Стоит выбирать не только самые красивые и качественные снимки, но и наиболее содержательные, то есть такие, к которым можно сделать интересные подписи, которые будут действительно иллюстрировать рассказ. Заметим, что для вас будет удобнее, если дети выберут фото заранее. В таком случае вы успеете их заранее отсканировать, и вам не придется делать это во время проведения проекта в спешке.

Общее обсуждение

В процессе вводного обсуждения обязательно должно прозвучать, что цель данного проекта не в том, чтобы изготовить некоторое компьютерное изображение (как дети делали, когда изготавливали новогоднюю открытку, например). Цель в том, чтобы подготовить выступление, то есть изготовить для него визуальную опору. Как гласит русская народная мудрость, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Если в рассказе речь идет о ком-то конкретном, логичнее всего его показать. Таким образом, изготовляя презентацию, ребенок должен держать в голове то, что впоследствии с этой презентацией ему придется выступать.

Знакомство с основными возможностями программы PowerPoint

На первом уроке проекта ребята должны познакомиться с тем, что позволяет делать соответствующая программа. Итак, предложите ребятам открыть программу PowerPoint двойным щелчком. При этом отроется меню, которое позволит открыть пустую презентацию. После выбора этого пункта (пустая презентация) откроется новое меню с шаблонами для создания отдельных слайдов презентации. Для начала предложите ребятам выбрать нижний правый шаблон – пустой слайд. После этого на экране появится лист альбомной ориентации, на котором дети и будут работать. Слева и снизу от листа появятся поля, они нам не понадобятся. Если вам это мешает, то перейдите в меню «Вид» с обычного режима в режим слайдов.

Итак, первое действие, которое детям предстоит освоить – вставка изображения из некоторого файла на слайд презентации. Поэтому попросите ребят в меню «Вставка» выбрать пункт «Рисунок». Во всплывающем меню нужно выбрать пункт «Из файла». После этого на экране откроется окно, в котором нужно выбрать файл, изображение из которого нужно вставить на слайд. Нужный файл можно выбрать, найдя к нему путь или просто указав его имя в пустой строке внизу. После этого нужно нажать кнопку «Вставка». По этой команде изображение из данного файла помешается на слайд программы PowerPoint. При этом размер изображения может оказаться любым. Если размер изображения на слайде ребенка не устраивает его можно скорректировать, потянув мышкой за белые квадратики на границе изображения (курсор при этом должен иметь вид двунаправленной стрелки). Если тянуть за угловые квадраты, то изображение будет изменяться по длине и ширине пропорционально. Если – за квадратики на сторонах, изображение будет изменяться только по одному направлению. Изображение по слайду можно перемещать также мышкой (когда курсор имеет вид двух пересекающихся двунаправленных стрелок). Итак, предложите ребенку вставить в свой слайд любую картинку, затем изменить ее размер и положение на странице. После того как все это освоили, класс переходит к созданию надписей на слайде. Детям это понадобится, чтобы создать на слайде подписи и текст. Чтобы создать надпись, нужно выбрать в меню «Вставка» пункт «Надпись» (можно также выбрать ее в меню «Рисование»). После этого курсор примет вид двух тонких пересекающихся отрезков. Первый щелчок таким курсором установит на экране левый верхний угол границы надписи. После этого можно тащить за угол получившийся прямоугольник и там, где мы отпустим мышь, установится нижний правый угол границы надписи. После этого на экране появится окончательная граница нашей надписи, состоящая из наклонных линий. Если теперь щелкнуть мышью внутри этой границы, то курсор превратится в текстовый, и можно будет печатать текст. Размер, цвет и вид шрифта при этом устанавливается так же, как в обычном текстовом редакторе (этому ребята научились, работая с проектом «Наши рецепты»). Обратите внимание ребят на то, что если внутри границы надписи ничего не напечатать, то при выполнении следующих действий она просто пропадает. Теперь предложите ребятам создать надпись, написать в ней определенный текст, установив определенный размер и цвет шрифта.

Дополнительные возможности

В сильном классе мы советуем вам обсудить с ребятами (возможно, в индивидуальном порядке) следующие возможности, которые позволят украсить их работы.

Рисование стрелок. Стрелки могут понадобиться в том случае, если ребенок хочет сделать подпись и указать, к какой фотографии она относится.
В таком случае лучше поместить на экран панель «Рисование». Для этого в меню «Вид» нужно выбрать пункт «Панели инструментов» и в открывшемся меню поставить галочку против пункта «Рисование». Чтобы нарисовать стрелку нужно на панели «Рисование» выбрать соответствующий значок. После этого курсор превратится в два пересекающихся в середине отрезка и стрелку можно будет «протащить» мышью и установить так ее длину. Если вы хотите изменить толщину или цвет стрелки, это можно сделать, выбрав левой кнопкой мыши контекстное меню и в нем пункт «Формат автофигуры».

Рамочки и фон надписей. Надписи можно сделать в рамочках или без них, можно залить фон некоторым цветом или оставить прозрачным. Для этого нужно щелкнуть мышкой по надписи и вызвать левой кнопкой мыши контекстное меню и в нем выбрать пункт «Формат надписи». В открывшемся окне нужные параметры можно выбрать во вкладке «Цвета и линии». 

Обрезание фотографии.  Возможно, кто-то из детей захочет вырезать из своей фотографии прямоугольник. Например, у ребенка есть фото лучшего друга только на групповом снимке из 3 человек, а ребенок хочет поместить на слайд только друга. В таком случае фотографию можно обрезать. Для этого нужно левой кнопкой мыши вызвать контекстное меню и выбрать в нем пункт «Отразить панель настройки изображения». После этого появится полоса, на которой в числе прочего имеется кнопка обрезания (выглядит как два пересекающихся уголка).

Разработка эскиза страницы
Итак, ребята познакомились с программой создания презентации, теперь они знают, что можно делать в этом проекте и как примерно будет выглядеть конечный результат. На последнем этапе первого урока каждый ученик начинает разработку своего будущего слайда, которую можно закончить и дома. В частности, учащийся должен решить следующие вопросы:

  1. Сколько фотографий (одну или две) он хочет поместить на слайд и каково будет их положение на странице;
  2. Будет ли он помещать подписи к фотографиям. Если да, то для них надо отвести специальное место.
  3. Учащийся должен продумать и написать текст слайда. Он будет представлять собой некоторое подобие мини-сочинения «Мой лучший друг» или «Мой любимец». Этот текст должен содержать 3–5 предложений на заданную тему. Больше писать нет смысла, поскольку тогда слайд не будет красиво смотреться. Оптимально на одном слайде разместить 5–8 предложений. В таком случае текст хорошо видно, а зрители смогут успеть его прочитать. Поскольку у слайда будет заголовок, например, «Мой друг Миша Кузин» и, возможно, подписи к фото, то на общий текст остается не более 5 предложений.

Тех учащихся, которые к концу этого урока четко определились с фотографиями, которые они будут использовать, можно попросить оставить эти фотографии, чтобы вы могли до начала следующего урока успеть отсканировать хотя бы часть всех фотографий.

Урок 65

Знакомство детей с процессом сканирования

В начале урока мы предлагаем вам познакомить детей с процессом сканирования. Для этого попросите ребят собраться вокруг сканера, затем откройте соответствующую программу для сканирования изображений. Затем покажите, какие предварительные установки нужно сделать обязательно в этой программе, как минимум это должен быть цветовой режим и разрешение. После этого покажите, как правильно положить фото на экран сканера. Также стоит показать, как установить границы прямоугольной области, которая подлежит сканированию. После знакомства с процессом сканирования можно поручить нескольким сообразительным и аккуратным ребятам по очереди отсканировать все фотографии или же это придется делать вам во время  этого и следующего уроков. Конечно самый сложный (но самый полезный для детей) вариант, когда каждый ребенок сканирует свою фотографию сам.

Создание и разметка рабочей страницы презентации

На втором уроке дети уже готовы переходить к созданию собственного слайда. Для начала, конечно, нужно создать слайд в соответствующей программе. Итак, предложите ребятам открыть программу PowerPoint, затем выбрать в открывшемся меню пункт «пустую презентацию». После этого откроется окно «Создание слайда», в котором надо выбрать последний макет – «Пустой слайд». На экране должна, как и на прошлом уроке, появиться рабочая страница альбомной ориентации. На ней ребята будут создавать свой слайд. Лучше сразу дать файлу имя. Для этого можно использовать команду «сохранить как» в меню «Файл». После выбора этого пункта появится окно «Сохранение документа», в котором надо будет указать папку для сохранения документа и имя файла.
Теперь получившийся слайд лучше сразу разметить, то есть создать схему слайда, зарезервировав на ней место под фотографии, заголовок, текст, подписи. Место под фото и надписи проще всего резервировать, просто создавая надписи. Лучше, если все создаваемые надписи будут в рамочках, чтобы было видно границы. При этом высоту рамки надписи можно установить, создавая пустые строки клавишей «Enter». Внутри надписей мы пока печатаем заголовки разметки, например, «Заголовок», «Фото1», «Подпись», «Текст» и т.д. Сделать разметку можно и по-другому, используя прямоугольники (на прямоугольники тогда нужно наложить надписи без рамок). Таким образом, после разметки у ребят могут получиться следующие схемы слайда.


Схема 1                                                       Схема 2
   

Схема 3                                                   Схема 4
 


      При желании можно вообще обойтись без разметки слайда, если использовать готовые шаблоны программы PowerPoint. Так стоит поступить в слабом классе или в том случае, если у вас в конце года уже нет возможности взять на данный проект 3 часа, поскольку в течение года уроки пропадали. В таком случае ребята будут выполнять проект в упрощенном варианте – схема слайда будет дана сразу, а на слайде будет ровно три объекта – заголовок, одна фотография и текст. Тогда проект можно успеть выполнить за 2 часа. В таком случае дети смогут использовать готовые шаблоны. Для этого при открытии программы и выбора пустой презентации надо в открывшемся окне «Создание слайда» выбрать не пустой слайд, а подходящий автомакет. Для данного проекта может подойти макет «Текст и графика» либо «Графика и текст». Ребенок выбирает из двух этих макетов сам в зависимости от того, с какой стороны он хочет разместить фотографию. После того как ребенок выбрал подходящий макет, появляется слайд с готовой разметкой, на который остается только поместить свою фотографию и напечатать в окнах заголовок и текст.

Размещение на странице готовых элементов

После того как дети провели разметку слайда (или выбрали нужный макет), они начинают наполнять свою схему содержанием, то есть вставлять фотографии и печатать надписи. При вставке фотографий из файла ребятам придется вписывать ее в отведенное место – уменьшать или обрезать. При печати текста надписей дети сами будут выбирать размер, цвет и вид шрифта. По умолчанию в надписях презентации установлен 24 размер шрифта. Надо предупредить ребят, что мелких текст на слайдах смотрится не слишком красиво. Например, заголовок лучше печатать 28 или 32 шрифтом (можно жирным).

Доработка эскиза страницы

После того, как ребята начинают воплощать свои эскизы слайдов в реальность, обычно выясняется, что эти эскизы требуют некоторой доработки (на бумаге). Это выясняется в процессе проб и ошибок, когда ребенок пытается разместить нужные элементы на листе. Мало у кого из детей есть в этом возрасте интуитивное представление о количестве информации (текстовой и графической), которую оптимально поместить на один слайд. Поэтому вы будете сталкиваться с тем, что у ребят на слайдах «то пусто, то густо». У кого-то элементов на листе будет явно много, а у кого-то слишком мало. У многих размещение на листе будет неравномерным. Из-за этого в некоторых местах страницы объекты будут наезжать друг на друга, а в других – останутся большие пустоты. У некоторых окажется слишком много текста и он не будет помещаться в отведенное окно. Ошибки могут быть самыми разными. Здесь роль учителя будет сводиться к тому, чтобы обсудить вместе с ребенком, почему работа смотрится не очень красиво. Найдя причину, нужно решить, в каком ключе стоит доработать эскиз, чтобы слайд смотрелся более красиво.
В отличие от предыдущих этапов проекта, этот этап не следует начинать организованно, одновременно пересадив всех детей за парты. Необходимо проводить доработку эскиза в индивидуальном порядке. Например, вы видите, что у ребенка уже вставлено фото и напечатан заголовок, но текст совершенно сырой или его, по сути, нет. В этом случае ребенка стоит раньше посадить за парту, где он сможет спокойно и не торопясь писать текст. Если же вы видите, что ребенок очень удачно выполнил эскиз и у него получается его реализовать, то можно пересадить его за парту позже, чтобы продумать лишь текст своего выступления.

Домашнее задание

На этом уроке дети получают задание – доработать эскиз слайда в окончательном варианте и продумать текст своего выступления. При этом надо объяснить ребятам, чем отличается текст слайда от текста выступления. Действительно, выступая с презентацией, нет смысла просто читать текст, который уже есть на слайде – его слушатели могут прочитать и сами. Поэтому на слайде должна быть самая общая и краткая информация по заданной теме. Например, текст слайда может быть таким «Моего лучшего друга зовут Миша. Ему 9 лет. С Мишей мы живем в одном доме. Миша очень любит футбол. У Миши есть младший брат». При этом текст выступления может быть более длинным, снабженным деталями и подробностями, например, таким «Мой лучший друг – Миша Кузин. Сейчас ему 9 лет, но я его знаю давно, около 5 лет. Мы познакомились, когда Миша переехал жить в наш дом. Вот на этой фотографии мы с Мишей у меня дома. Мы с Мишей любим гулять вместе в нашем дворе. Миша очень любит футбол, поэтому часто мы играем в футбол. Иногда мы берем в нашу команду Мишиного младшего брата – Павлика. Вот на этой фотографии Миша со своим братом.»

Урок 66

Окончание работы над презентацией

В начале третьего урока проекта ребята дорабатывают свой слайд презентации в соответствии с новым вариантом эскиза. Кто-то из детей работает над текстом, кто-то с фотографией. Ребята, у которых основные объекты уже готовы, могут заняться приданием своей работе большей красоты и наглядности. Для этого можно использовать стрелки, рамочки, цвет фона надписи. Если кто-то из сильных учеников хочет поэкспериментировать со своей презентацией, покажите ему в меню «Формат» пункт «Применить шаблон оформления». Пусть попробует на своем слайде разные шаблоны и найдет то, что ему больше нравится. 


По окончании работы вам нужно сохранить файлы детей на сайте. Для этого перейдите по ссылке “Добавить файлы учеников”. Перед вами появится список учеников, участвовавших в проекте и строка внизу, в которой вы можете выбрать имя ученика, указать его файл и нажать кнопку “Добавить”. Такую процедуру нужно произвести для каждого учащегося. При этом важно проследить, чтобы имена всех файлов были написаны только латиницей.

Выступления ребят

Поскольку выступление с презентацией для ребят пока новая деятельность, необходимо перед выступлениями хорошо настроить детей. Во-первых, необходимо напомнить, что выступление должно быть коротким, 2-3 минуты (можно поставить перед ребенком песочные часы). Во-вторых, нужно напомнить, что выступление должно проходить с опорой на слайд презентации. К слайду полезно обращаться, чтобы прокомментировать фотографии или выделить в тексте самые важные места. В-третьих, нужно попросить ребят не читать то, что написано на слайде, а рассказывать своими словами. И, наконец, необходимо показать всем ученикам как перейти в режим показа слайдов, в котором работа будет смотреться наиболее красиво и наглядно.

Сначала стоит приглашать к доске самых сильных учащихся. После каждого выступления стоит проводить мини-обсуждение. При этом необходимо разделять качество слайда и качество выступления. При оценке качества слайда стоит обратить внимание на выбор композиции (выбора объектов и расстановки их на листе), подбор формата фото, цвета и размера шрифта. Возможно, кто-то из детей использует собственные графические эффекты, которые позволят сделать работу особенно привлекательной. Такими находками стоит поделиться со всеми. При оценке качества выступления стоит отметить как удачные, так и неудачные моменты, ориентируясь на установки, описанные в предыдущем абзаце.

Конечно, было бы замечательно выслушать всех ребят, но возможно у вас на это не хватит времени. В таком случае поступайте по своему усмотрению. Один из вариантов – взять дополнительный урок (или пол-урока) на этот проект и выслушать всех. Другой вариант – выслушать только самых сильных учеников, а все остальные работы разместить на экранах компьютеров и устроить выставку. При этом дети будут просматривать их, перемещаясь по классу, а затем стоит устроить общее обсуждение.