Ф.А.Васильев. Березовая роща к вечеру. 1867-1869

Известный русский художник Илья Ефимович Репин, увидев работы девятнадцатилетнего Федора Васильева, признавался, что "никогда еще не видывал так дивно вылепленных облаков, и как они освещены". "Чудо-мальчиком", "феноменальным юношей" называли его друзья-художники за исключительное живописное дарование. Удивительный, талантливый художник Федор Васильев прожил недолгую жизнь и оставил сравнительно немного произведений, но без них немыслимо представить себе русское искусство. Некоторые современники считали, что все ему дается легко, что он работает играючи. Но в одном из своих писем П. М. Третьякову он признавался "Каждую картину я пишу не красками, а потом и кровью".

Лето и осень 1869 года в поисках натуры Васильев провел в тамбовском и харьковском имениях Строганова. Здесь художником было исполнено множество этюдов и набросков для будущих картин. Возможно, именно тогда в окрестностях Хотени был написан этюд "Березовая роща к вечеру". Солнечный свет, озаривший старинный парк выхватил, выделил из общей зеленой чащи группу берез и оставил все остальное в полусвете и полутени. Удивительный романтический образ русской природы. Художник сумел увидеть, почувствовать, раскрыть необычное в самом простом и будничном мотиве. Стройные березы, поднявшиеся над каменной белой оградой старинного усадебного парка. Вершины еще озарены лучами заходящего солнца, а внизу уже притаился прохладный сумрак. Розовеет под закатными лучами белое легкое облачко. Тени окрасили в синий цвет белый камень ограды. Мягкий солнечный свет придает пейзажу чарующую прелесть. Удивительно тонко переданы оттенки цвета в живописи освещенных крон деревьев. От темно-зеленого, написанного плотными почти пастозными мазками в тени, до легких светло-зеленых и золотисто-рыжих на свету. Белый цвет стволов берез изменяется и как бы принимает различные оттенки. Серовато-зеленые в тени, и золотисто-белые на свету.

Особенно великолепно написано сияющее небо с его контрастами холодных голубых, синеватых тонов и теплых светло-голубых и розоватых оттенков. Продуманная композиция этюда придает этому внешне ничем не примечательному мотиву поэтичность и картинную приподнятость. Рассматривая этюды этого гениального художника, можно только представить какие замечательные работы мог он еще создать. Федор Васильев умер в возрасте двадцати трех лет в расцвете своего таланта, он оставил настоящие шедевры пейзажной живописи.

"Молодой, сильный, всего пять лет, живший как художник, достигший высоты громадной, .. он открыл живое небо, он открыл мокрое, светлое, движущее небо и те прелести пейзажа, которые он выразил в сотне своих картин" (Н.Н. Ге).

Справочная информация.

Хотень - посёлок, расположенный в Сумском районе Сумской области Украины, здесь располагалось имение графов Строгановых. Расположен в 25 км от г Сумы.

Царева Т.Б.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева