П. И. Чайковский. «Детский альбом»

В церкви

            Жанр: Фортепианная миниатюра ми минор из цикла «Детский альбом», ор. З9.

 

            Так эта пьеса была названа П. Чайковским. Люди старшего поколения, однако, знакомые с «Детским альбомом», знают ее под названием «Хор». В изданиях  советского  времени ни в коем случае нельзя было  допустить какой-либо  ассоциации с церковью и религиозной образностью.1

            Даже если не знать, как П. Чайковский относился к религии и церкви, сам факт завершения большого циклического музыкального произведения пьесой, навеянной образами церковной службы, должен убедить нас в трепетном отношении композитора к православным церковным обрядам.

            Но мы в более выгодном положении, и можем не только догадываться об этом, но утверждать это с уверенностью, полагаясь на прямые высказывания П. Чайковского, причем, относящиеся почти в точности ко времени создания «Детского альбома». Мы имеем в виду те письма композитора к Н. фон Мекк, в которых корреспонденты обсуждают именно эту проблемы, кстати, поднятую самим П. Чайковским. Так, в письме от 23 ноября 1877 года Чайковский пишет: «Для меня она [церковь. – А. М.] сохранила очень много поэтической прелести. Я очень часто бываю у обедни; литургия Иоанна Златоуста есть, по-моему, одно из величайших художественных произведений. Если следить за службой внимательно, вникая в смысл каждого обряда, то нельзя не умилиться духом, присутствуя при нашем православном богослужении. Я очень люблю также всенощное бдение. Отправиться в субботу в какую-нибудь древнюю небольшую церковь, стоять в полумраке, наполненном дымом ладана, углубляться в себя и искать в себе ответа на вечные вопросы: для чего, когда, куда, зачем, пробуждаться о задумчивости, когда хор запоет: «От юности моея мнози борют мя страсти», - отдаваться влиянию увлекательной поэзии этого псалма, проникаться каким-то тихим восторгом, когда отворяются царские врата и раздается: «Хвалите Господа с небес!» - о, все это я ужасно  люблю, это одно из величайших моих наслаждений!»2  

            В тот же год, когда создавался «Детский альбом», буквально в дни его завершения (в начале мая 1878 года), П. Чайковский писал к Н. фон Мекк (от 30 апреля 1878 года): «Хочу попытаться сделать что-нибудь для церковной музыки. В этом отношении у композитора огромное и еще едва тронутое поле деятельности. Я признаю некоторые достоинства за Бортнянским,3 Березовским и проч., но до какой степени их музыка мало гармонирует с византийским стилем архитектуры и икон, со всем строем православной службы».4 В мае этого года П. Чайковский написал «Литургию св. Иоанна Златоуста».5

                       

            Пьеса из «Детского альбома» не столько воссоздает истинно церковное пение, сколько передает настроение человека, слушающего такое пение. Такой эффект сродни тому, что мы ощущаем в «Пиковой даме»: в последнем акте над умирающим Германом мужской поет: «Господь, помилуй и спаси его измученную душу». Поет совершенно по церковному. Но мы воспринимаем это не как истинное церковное пение, а как художественно созданный образ этого пения. В сущности, в заключительной пьесе «Детского альбома» перед  П. Чайковским стояла такая же задача - создать образ церковного  пения.

             Пьеса начинается строгим звучанием хорала, воспроизводящим стиль церковного пения. Это выражается в традиционном четырехголосном аккордовом складе музыки, спокойном движении, узком диапазоне мелодии, мало выразительной как собственно мелодия, особенно если сравнить с произведениями П. Чайковского яркого  мелодического  склада. В данном случае перечисленные особенности музыкального стиля ни в коем случае не есть недостатки произведения, а, наоборот, стилистически очень точное воплощение образа церковного пения.

            В пьесе два раздела: 1-й  - сосредоточенно углубленного характера, построенный на интонациях церковных песнопений, 2-й носит характер воспоминаний.

При звучании этой заключительной пьесы - «В церкви» - возникает ассоциация с первым номером цикла - «Утренней молитвой». Эта первая пьеса тоже состоит из двух разделов, передающих дополняющие друг друга настроения: благоговейной созерцательности и  мечты, ожидания счастья, радости. И та, и другая пьеса заканчиваются длительным органным пунктом.

            Пьесу «В церкви» легко представить себе в хоровом звучании. Такое исполнение не противоречило бы музыкальным представлениям самого композитора. У нас есть даже подтверждение этому: через несколько лет после создания «Детского альбома» П. Чайковский написал вокальный цикл «Шестнадцать песен для детей», ор. 54. Одна из песен этого цикла - «Легенда» по своему интонационному строю очень близка последней пьесе «В церкви». В предисловии к песням П. Чайковский писал, что «Легенду» можно исполнять детским хором. Таким образом, фортепианное исполнение последней пьесы «Детского альбома» может очень обогатиться красками, если представить себе такое хоровое ее звучание.

Примечание

1Переименованию  подверглась также первая пьесы цикла – в советских изданиях она называлась «Утреннее размышление»

2 Чайковский и Надежда Филаретовна фон Мекк. Переписка. Кн. 1. М. 2004. С. 112 – 113.

3В мае 1881 года П. Юргенсон, издатель П. Чайковского,  предложил ему сделать редакцию собрания сочинений Д. Бортнянского. Эта работа, потребовавшая много времени, очень утомила композитора и была закончена к концу того же года. Тогда же П. Чайковский писал Н, фон Мекк (от 4 августа 1881 года): «Занятия редакцией сочинений Бортнянского очень утомляют меня. Оказывается, что работа эта будет очень продолжительной, то есть потребует нескольких месяцев усидчивого труда. Бортнянский был человек с маленьким талантиком и очень плодовит. Он оставил массу произведений, из которых лишь очень немногие заслуживают внимания. Все остальное или посредственно, или совсем плохо и пошло». (Чайковский и Надежда Филаретовна фон Мекк. Переписка. Кн. 2. М. 2004. С. 1243).

4Там же. С. 357. Отдельного разговора заслуживала бы тема «Стиль церковной музыки П. Чайковского: древние и новые принципы композиции». Как бы то ни было, церковные произведения П. Чайковского  вызвали отрицательную реакцию Русской православной церкви. В этом же письме композитор говорит об этом: «Известно  ли Вам, что музыкально-церковное композиторство составляет монополию придворной певческой капеллы, что запрещено  печатать и петь в церквах все, что  не принадлежит к числу сочинений, напечатанных  в изданиях  капеллы, которая ревниво оберегает эту монополию и решительно  не хочет допустить новых  попыток писать на священные  тексты? »

5«Литургия св. Иоанна Златоуста» была издана П. Юргенсоном. Однако директор Придворной певческой капеллы Н. И. Бахметьев выразил  протест. У П. Юргенсона было конфисковано 143 экземпляра  «Литургии». Издатель возбудил судебное дело, оно  длилось более двух лет и решилось в пользу П. Юргенсона. Литургия была исполнена (еще до  окончания процесса) в киевской университетской церкви в июне 1879 года.

© Александр МАЙКАПАР