Н.А. Касаткин. Сбор угля бедными на выработанной шахте. 1894

Большую роль в творчестве Касаткина сыграло посещение шахт Донецкого бассейна в 1892 г. Он первым из русских художников обратился к индустриальной теме, создав серию изображений шахтеров и металлургов из поселка Шахты, их жен и детей. В течение девяти последующих лет он возвращался в эти места, изучая жизнь шахтеров, делая зарисовки и этюды с натуры.

Свои первоначальные впечатления о жизни горняков художник обобщает в картине, где почти отсутствует сюжетно-психологическая связь между людьми. Главным героем выступает здесь само событие, точнее, коллективное действие – «Сбор угля бедными на выработанной шахте». Поэтому каждый изображенный персонаж имеет равные права на внимание зрителя, и общее впечатление складывается из суммы отдельных жанровых мотивов. Фигура тяжело склонившейся старухи на первом плане; усталая работница в правой части холста и стоящая перед ней девочка, жадно смотрящая на развернутую матерью тряпицу с хлебом; молодая женщина с решетом в руках, чей сочувственный взгляд возвращает зрителя из глубины вновь к первому плану картины. Так замыкается кольцевое построение композиции, как бы исчерпывая изображенный трудовой процесс в его простейших элементах.

В живописи картины видны пленэрные искания Касаткина, позволившие ему найти звучные и гармоничные цветовые нюансы в однообразно-сером пейзаже.