В.А. Серов. Портрет княгини Ольги Орловой, урожденной княжны Белосельской-Белозерской. 1911

Орлова (урожденная княжна Белосельская-Белозерская) Ольга Константиновна (1872–1923) – жена генерал-майора, начальника Военно-походной канцелярии князя В.Н. Орлова.

Трудно поверить, но это репрезентативное, отмеченное чертами высокого стиля полотно создавалось почти одновременно с портретом Иды Рубинштейн. Для Серова подобная разнонаправленность поисков была интересной пробой сил. В данном случае он стремился создать современную по духу картину в формах традиционного парадного портрета, в котором некогда блистали Левицкий и Брюллов.

Модель Серова – женщина гордая и несколько ограниченная – не была красива, но отличалась той особой «породистостью», что «чеканилась» в течение столетий, от поколения к поколению. Орлова слыла самой элегантной дамой столицы – говорили, что в Петербурге никто не умеет так красиво носить шляпу, как она. Серов увлечен поисками декоративного стиля, и роскошь, окружающая модель, имеет самое существенное значение в парадно-декоративной концепции портрета, напоминающего о традициях XVIII–XIX веков.