Ольга – княгиня Киевская, правительница Киевской Руси.

 

 

Ольга (?-969), княгиня, жена киевского князя Игоря. Правила в малолетство сына Святослава и во время его походов. Подавила восстание древлян. Около 957 г. приняла христианство.

 

Энциклопедический словарь «История Отечества с древнейших времен до наших дней»

 

***

 

ОльгаОльга (христианское имя - Елена) (ок. 920-969) - великая княгиня киевская, правительница Киевской Руси (945-969), жена киевского великого князя Игоря, мать князя Святослава Игоревича, первая христианка среди киевских князей.

По преданию, происходила из древнего славянского рода, родилась недалеко от Пскова в селе Выбуты (Выбуцы) в верховьях реки Великой. После убийства древлянами мужа в 945 г. уничтожила два свадебных посольства к ней древлянского князя Мала («повелела Ольга отрокам своим засыпать живыми вместе с ладьей, и отроки исполнили повеление княгини»). В 946 г. по тому же языческому обычаю еще раз жестоко отомстила древлянам: сожгла их город Коростень (Искоростень), предала смерти более 5 тысяч его жителей, уничтожила почти поголовно древлянскую знать; при разгроме города погиб и сам князь Мал.

В ходе своего неограниченного правления (сын Святослав был в постоянных походах) регулярно совершала объезды подвластных Киеву земель, - новогородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и других.

В 945 г. осуществила первую в русской истории финансово-административную реформу: если ее муж Игорь собирал дань с подвластых земель, когда ему вздумается и сколько вздумается («всхыщая и грабяху»), то она установила точный размер взимаемой в пользу Киева размеры дани («полюдья») - «уроки» (или «оброки»), периодичность сбора («уставы») и места, куда следовало привозить «полюдье» («погосты»). Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор («тиун»).

По мере расширения земельных владений княжества, Ольга стремилась упрочить власть киевских князей на возможно большей территории.

Укрепляя и расширяя международные связи, княгиня вступила в контакт с римской церковью, но предпочла более тесные торгово-экономические связи с Византией.

В 954 г. с целью их укрепления совершила первую поездку в Царьград (Константинополь). В 955 г. - вторую - когда торжественно явилась в столицу Византии с большой свитой. Цели поездки русской княгини были не совсем ясны, а потому обросли легендой. Согласно одним данным, сам византийский император Константин Багрянородный был заинтересован в союзе с Русью и просил у нее «воев» (воинов) «в помощь». Согласно иным данным, княгиня Ольга желала женить своего сына Святослава на одной из дочерей императора. В летописи попала легенда о том, что сам Константин Багрянородный сватался к этой немолодой уже русской вдове. Однако Ольга отвергла его, сославшись вначале на то, что она язычница. Когда же император вызвался сам крестить ее и быть ее восприемником от купели (что и изображено в поздних летописных миниатюрах), Ольга якобы проявила завидное знание христианского канона, воспрещавшего жениться на восприемницах. Возможно, легенда сохранила в искаженной форме историю неудачного сватовства сына Ольги Святослава к одной из дочерей императора.

Так или иначе, но Ольга в это свою вторую поездку в Византию стала первой русской княгиней-христианкой. Император Константин Багрянородный, давший ей христианское имя Елена в честь своей матери, выразил тем самым особое почтение к восприемнице.

Возвратившись в Киев, Ольга воздвигла несколько деревянных храмов с целью распространения христианства в киевских и псковских землях. Но попытка заставить принять христианство сына Святослава окончилась его отказом. Сын к этому времени стал уже взрослым и, как сообщает летописец, полюбил ратное дело.

В то время как Святослав много времени проводил в походах, Ольга по сути дела продолжала заниматься всеми делами внутреннего управления страной. Обменивалась посольствами с германским императором Оттоном I, однако христианского миссионера-католика выслала из Русских земель, поскольку, как она считала, он «был умом прост и просторек».

В 968 г. вызвала из военного похода сына Святослава, находившегося в тот момент у днепровских порогов, для зашиты от осадивших Киев печенегов.

Умерла не ранее июля 969 г. в Киеве, причем летописец сообщает, что «плакали все по ней плачем великим сын ее и внуки и все люди». Соблюдая правила новой веры, повелела сыну перед смертью не совершать над ее могилой языческой тризны. Внук Ольги Владимир Святославич распорядился перенести ее мощи перенесены в Десятинный храм Успения в Киеве.

В 1547 г. Ольга как первая русская правительница-христианка была причислена Русской Православной Церковью к лику равноапостольных святых. Время правления Ольги и ее сына Святослава завершило 150-летнюю историю существования языческой Древней Руси, оформившейся в последнюю треть X в. в государство Русь.

 

Литература: Повесть временных лет. Т. 1-2. М.-Л., 1950; Греков Б. Д. Киевская Русь. М., 1949; Пушкарева Н. Л. Женщина Древней Руси. М., 1989; Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М., 1982; Сахаров А. Н. Дипломатия древней Руси: IX - первая половина X в. М., 1980.

 

Наталья Пушкарева

 

Энциклопедия «Кругосвет»

 

***

 

Ольга святая (в крещении Елена) – русская княгиня, жена Игоря. Впервые упоминается в летописи под 903 г., как жена, которую он привел из «Плескова». По смерти мужа Ольга берет в свои руки бразды правления и проявляет энергичную деятельность по усмирению «примученных» племен. Прежде всего она жестоко мстит древлянам за смерть своего мужа, потом объезжает все киевские владения, восстановляя повсюду порядок - «уставляя уставы и уроки». «И устави по Мсте погосты и дань, и ловища ея суть по всей земли, и знамение и места по всей земли, и погосты, а санки ее стоят во Пскове и до сего дни; по Днепру перевесища и села, и по Десне есть село ее и доселе» - говорит о деятельности Ольги летописец. Утвердив свою власть и добившись внутреннего спокойствия, Ольга переходит к вопросам внешней политики. Приобщение к европейской культуре, путем принятия христианства, грозило потерею самостоятельности, вовлечением путем церковного подчинения Византии в политическую зависимость от нее. Ольга делает попытку договориться с греками без ущерба для своего отечества; она едет в Константинополь в 955 г. (об этой поездке, кроме наших летописей, говорит и византийский историк Кедрин), получает желаемые обещания и крестится. Обещания не были выполнены; Ольга во второй раз посещает византийскую столицу (подробные сведения об этом посещении сообщает Константин Порфирородный), но терпит полную неудачу. Наша летопись делает намек на эти переговоры, излагая совершенно неправдоподобную легенду об уловке, с помощью которой Ольге удалось избежать сватовства императора, и маскируя тем самым попытку Ольги, путем брака своего сына с византийской княжной, закрепить равноправие договаривающихся сторон. Не успев здесь, Ольга обращается на запад. Западные летописцы упоминают под 959 г. о прибытии послов к императору Оттону от «Елены королевы Ругов», и о посылке к «Ругам» епископа. Самостоятельной иерархии и здесь не удалось получить. Под влиянием всех этих неудач Ольга устраняется от правления, и представитель языческой партии, сын ее Святослав , становится у власти. Тепло отзывается летописец о последних годах жизни Ольги: она кротка, богобоязненна и тихо умирает, завещая похоронить ее по христианскому обряду, без обычной тризны. Многие черты летописной Ольги сближают ее с Олегом; легенды, окружающие оба эти имени, имеют общий источник в народном эпосе. Христианская Русь помнила о трудах киевской княгини по насаждению христианства на Руси, легенда увенчала ее ореолом святости, а церковь, несмотря на противодействие Византии, причислила ее к лику святых. Память ее празднуется 11 июля.

 

Источник: http://rulex.ru/01150113.htm