Урок 15. Раньше – позже. Если бусина не одна. Если бусины нет

План урока

  1. Работа с листом определений «Раньше – позже. Если бусина не одна. Если бусины нет».
  2. Решение обязательных бумажных задач 81–86.
  3. Работа с клавиатурным тренажером, занятие 4.
  4. Решение необязательных бумажных задач 87 и 88.

Работа с листом определений «Раньше – позже. Если бусина не одна. Если бусины нет»

Как и с понятиями «следующая/предыдущая» бусина (и другими понятиями), мы обсуждаем с детьми ситуации, когда бусина, о которой идет речь в утверждении, не одна или такой бусины нет. Утверждение «В этой цепочке журавль идет раньше гуся» мы понимаем следующим образом: «В этой цепочке встречается только один журавль и только один гусь, при этом журавль идет раньше гуся». Утверждение «В этой цепочке пеликан идет раньше гуся» не имеет смысла, если пеликан или гусь либо встречается в цепочке не по одному разу, либо вообще не встречается. Это утверждение ложно, если в цепочке есть только один пеликан и только один гусь, и они идут в другом порядке (пеликан позже гуся).  Как и в случае с другими понятиями, мы обсуждаем с детьми эти сложные логические ситуации для того, чтобы в дальнейшем иметь с ними одинаковое понимание подобных утверждений.

Решение обязательных бумажных задач

С текущим листом определений и задачами 81–82 мы предлагаем вам работать в точности так же, как с листом определений на страницах 29–30 и задачами 60–61 (см. комментарии к уроку 9).

Что касается бумажных задач 83–86, не страшно, если одну или даже две из них дети на уроке решить не успеют. Эти задачи можно отнести и в урок выравнивания.

Задача 81. Советуем вам предложить эту задачу сразу после работы с первой частью листа определений (на странице 38). В процессе этой работы станет ясно, кто из ребят поработал с листом определений некачественно. Проверку советуем провести фронтальную, с полной аргументацией своего ответа. Так первое утверждение не имеет смысла, поскольку в цепочке Н две красные квадратные бусины. Второе утверждение ложно. Оно имеет смысл, поскольку в цепочке Н есть ровно одна зеленая квадратная бусина и ровно одна красная треугольная бусина. Третье утверждение не имеет смысла, поскольку в цепочке Н две желтые треугольные бусины.

Задача 82. Работу с этой задачей можно построить аналогично работе с задачей 81. Как сказано в условии, не имеют смысла здесь два утверждения – первое (поскольку в цепочке нет лимона) и третье (поскольку в цепочке нет ананаса).

Задача 83. В отличие от двух предыдущих задач, эта задача на новый лист определений не содержит никаких подсказок и дана в наиболее естественной для ребенка формулировке. Здесь дети сами должны выделить утверждения не имеющие смысла. Истинность таких утверждений определить невозможно. Для оставшихся утверждений ребята должны определить их истинность. Форму проверки в этой задаче определяйте по степени усвоенности материала. Если в задачах 81 и 82 было много ошибок, стоит снова провести фронтальную проверку с полной аргументацией ответов. Если ошибки в задачах 81 и 82 были редки, проверьте решения в индивидуальном порядке (или в парах) и обсудите утверждения подробно лишь с теми ребятами, которые допустили ошибки. В данном случае не имеют смысла три утверждения – первое (поскольку в цепочке Ы 4 зеленых бусины), третье (поскольку в цепочке Ы нет черной бусины) и пятое (поскольку в цепочке Ы две зеленые квадратные бусины). Из оставшихся утверждений два истинны и одно ложно.

Задача 84. Одна из идей, которые должны сформироваться в головах у детей, после изучения листов определений «Если бусина не одна. Если бусины нет» состоит в том, что для истинности (или ложности) утверждения необходимо, чтобы утверждение имело смысл. Бессмысленное утверждение не может быть ни истинным, ни ложным. В этой  задаче (и некоторых следующих) мы обращаем на это внимание ребенка в условии. Позже эта договоренность будет подразумеваться. Поэтому важно, чтобы ребенок умел выделять цепочки, для которых утверждение бессмысленно. Если вы хотите обратить внимание ребят именно на этот аспект задачи, попросите вначале вычеркнуть все слова, для которых утверждение не имеет смысла. Только после этого можно искать среди оставшихся слов такие, для которых утверждение истинно. Таких оказывается ровно три.

Задача 85. Задача на повторение изученной ранее цепочечной лексики (кроме понятий «раньше/позже»). Обычно детям такие задачи нравятся, ведь выполняя довольно простые и понятные команды инструкции, дети получают осмысленное слово.  Иногда дети угадывают слова в таких задачах. Здесь это сделать (по крайней мере, в начале) затруднительно, поскольку слово длинное и не часто встречающееся в обыденной речи. Возможно, кто-то из детей вспомнит, что данное слово обозначает название птицы, но вряд ли кто-то сможет описать, как данная птица выглядит. На такой случай очень полезно иметь в классе иллюстрированную энциклопедию.

Задача 86. Задача на построение объекта по описанию, содержащему понятия «раньше/позже». Такие задачи удобнее решать в электронном виде, где фигурки легко менять местами лапкой. Здесь же можно помочь себе, работая в начале карандашом. Тем не менее, для слабых детей задача может оказаться сложноватой, ведь здесь надо использовать сразу три взаимосвязанных утверждения. Поэтому для слабых детей можно скопировать фигурки со страницы и разрезать их. В таком случае ребенок сможет сначала подвигать фигурки на парте, составить искомую цепочку, а затем уже оформить решение в тетради. Сильные дети могут прийти к некоторым вывода, используя рассуждения. Так во втором и третьем утверждении говорится про апельсин с красных башмаках, попробуем объединить эти утверждения воедино. Итак, в силу второго утверждения апельсин в красных штанах идет раньше апельсина в зеленых башмаках. А в силу третьего утверждения апельсин в красных башмаках идет раньше лимона с зеленой веточкой. В первом утверждении про апельсин в красных башмаках вообще не говорится, значит можно смело ставить его самым первым. Теперь попробуем разобраться с оставшимися тремя фигурками. Лимон с долькой стоит раньше лимона с веточкой, значит можно поставить его вторым, а лимон с веточкой третьим. Тогда апельсин в зеленых башмаках будет четвертым. Конечно, это решение не единственно, ведь на каждом шаге мы выбрали одну из возможностей. Так, можно поставить апельсин в красных башмаках не на первое, а на второе место. Место других фигурок в цепочке также задано не жестко.

Решение необязательных бумажных задач

Задача 87. Знакомая детям задача. Если у кого-то из ребят не получится найти три одинаковые буквы простым просматривание, посоветуйте ему перебор, с вычеркиваем просмотренных (и таких же) фигурок.

Задача 88. Эта задача построена на нашей с детьми договоренности, что утверждение «В цепочке П цифра 3 идет раньше цифры 9» имеет смысл, только если в цепочке П есть одна цифра 3 и одна цифра 9. В случае затруднений подобные задачи можно посоветовать решать на полоске бумаги, оставляя пробелы между цифрами после каждого использованного утверждения, чтобы следующую фигурку можно было поставить на любое место. Например, читаем первое утверждение, получаем следующую последовательность:…3…9.. Читаем второе утверждение, видим, что оно не связано с первым, можно пока его пропустить и использовать третье. Получаем две возможности:
…3…6…9… или …6…3…9… Читаем четвертое утверждение, получаем три возможности: 5…3…6…9…, 3…5…6…9 или 5…6 ..3…9 Теперь используя последнее утверждение из получившихся вариантов выбираем те, где цифра 3 идет раньше цифры 5. Получаем: 3…5…6..9. Теперь вернемся ко второму утверждению и вставим цифру 2. Получаем две возможные цепочки: 35629 или 35692.
Кроме того, для облегчения работы над задачей можно применять два приема: разумный выбор порядка использования утверждений (ведь мы работаем по описанию) и группировка по смыслу утверждений, которые относятся к одним цифрам. Так, если прочитать и проанализировать сразу все утверждения, то проще всего сначала использовать третье и четвертое и получить последовательность: 5…6…9. Теперь добавляем сюда последнее утверждение и получаем: 3…5…6…9. Осталось использовать второе утверждение и мы получим ответ. Обратите внимание на тех ребят, которые, получив неправильный ответ, настаивают на нем. Очевидно, эти учащиеся не выполнили последнее задание или выполнили его формально. Выработку умения грамотно выполнять проверку мы считаем одной из основных задач курса. Именно для этого мы иногда помещаем подобные указания, их ни в коем случае нельзя пропускать (даже в том случае, если учащийся получил правильный ответ).