В.А. Серов. Зимой. 1898

Пастель «Зимой» – одна из лучших работ «крестьянского» Серова, где жанровый мотив органично связан с изображением неброской деревенской природы. Открытому пространству заснеженного поля с леском на горизонте противостоит изображенный на первом плане сарай, из-за которого из глубины на зрителя выезжают запряженные лошадью сани. Это движение саней, их неожиданное появление из-за угла придают пейзажу остроту мгновенно схваченной натуры.

Мягкие горизонтали планов, приглушенная красочная гамма, состоящая из сложного и тонкого сочетания серых, коричневых и белых цветов, спокойствие самой живописной фактуры передают ощущение тихого уюта зимнего дня. Однако обыденный мотив и его, в общем, лирическая трактовка вместе с тем как-то особенно заострены и напряжены передачей движения и контрастным построением композиции.

В таком простом и немногословном изображении заключено большое внутреннее содержание. Глубоко прочувствованное, оно выражено настолько непосредственно самим языком живописи, всем построением изображения, его сдержанной серо-белой гаммой тончайших полутонов, что его почти невозможно, да и вряд ли особенно нужно передавать словами. А если попытаться это сделать, то это будет не изложение содержания картины, ибо оно чисто эмоциональное, чувственное, а скорее, некое литературное произведение в духе чеховских рассказов на тему русской деревни, особой тихой грусти, покойного зимнего сна природы. Этот образ деревни зимой поэтичен и в том смысле, что он, подобно стихам, непередаваем в другой форме.