Бюст Императрицы Екатерины II на постаменте.
По оригиналу Шубина Федота Ивановича (1740-1805).
Императорский фарфоровый завод. Россия, г. Санкт-Петербург. 1862 г.

       Скульптурный портрет императрицы Екатерины II, в лавровом венце на голове, разворот головы в три четверти вправо, выполнен из бисквита. Бюст императрицы составляет органичное целое с фарфоровым, глазурованным постаментом. Постамент в виде канелюрованной колонны с лежащим у базы рельефным лавровым венком. На колонне овальный медальон, в нем - коричневый вензель - монограммой - Е II, исполненный в виде гризайльных цветочных гирлянд; медальон, обрамлен лепными бисквитными цветами. Марка надглазурная в виде небольшой буквы "А" под короной с римской цифрой II внизу; по бокам - точки.
       Фарфор с первых лет его производства в России служил пропаганде мощи страны и личностей ею управляющих. Сильные мира сего использовали фарфоровые изделия для утверждения своего величия. Русские цари с самого начала основания покровительствовали Императорскому фарфоровому заводу (ИФЗ), с конца 1760-х гг., после присвоения фарфоровому заводу статуса придворного предприятия, фарфор маркировался клеймом с вензелем царствующего монарха. Произведения же из фарфора в свою очередь способствовали прославлению императоров, как властелинов огромной и богатой России. Они предназначались для убранства дворцов и резиденций, пожалований приближенным и дипломатических даров.
       Уже в XVIII в., при Екатерине II были изготовлены из фарфора ряд предметов с изображением императрицы. Бюст Екатерины II по модели Ж.-Д. Рашетта с мраморного оригинала Федота Ивановича Шубина (1740-1805) 1783 г. отличается торжественностью, идеализацией, стилистически напоминая римскую пластику эпохи Августа (ИФЗ, 1793 г.).
       Скульптурный портрет монархини - "самодержицы российской", созданный Ф. Шубиным в 1770 г. в Риме, в бытность его пенсионером Петербургской Академии художеств, принес молодому скульптору заслуженную известность и звание академика. Позже этот скульптурный портрет государыни был приобретен известным меценатом и коллекционером, вице-канцлером, президентом Коллегии иностранных дел князем А.М. Голицыным и вплоть до 1917 г. хранился в имении Голицыных "Петровское". Дальнейшая судьба шубинского портрета Екатерины II сложилась весьма драматично. В 1920-х гг. он находился в частном собрании в Париже, а в 1969 г. был приобретен музеем Виктории и Альберта в Лондоне.
       Мраморный бюст Екатерины II работы Ф. Шубина имел большой успех, неоднократно повторялся автором и копировался другими скульпторами. Авторское повторение этой работы, датированное 1783 г., ныне хранится в Государственном Русском музее в С.- Петербурге.
       Данный бюст Екатерины II повторялся на ИФЗ несколько раз, в том числе и в 1862 г. к 100-летию её восшествия на престол. Один из таких бюстов находится в коллекции Рыбинского музея-заповедника, он дополнен постаментом-колонной с вензелем ЕII в овальном медальоне в обрамлении лепной цветочной гирлянды из бисквита, поражающей тонкостью ручной работы безымянных мастеров Императорского завода.
       Рашетт Жан-Доминик (1744-1809) - французский скульптор, выпускник копенгагенской Академии художеств, возглавлявший скульптурное отделение на Императорском фарфоровом заводе.
       Шубин Федот Иванович (1740-1805) - русский скульптор. Мраморный бюст "самодержицы российской", созданный Ф. Шубиным в 1770 г. в Риме, в бытность его пенсионером Петербургской Академии художеств, принес молодому скульптору заслуженную известность и звание академика.
Литература: И. Багдасарова. Екатерининский фарфор: античные лейтмотивы русского классицизма и триумф "Российской Минервы". Журнал "Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования", № 5 (37), 2006 г., с. 12-28.