Ф.П.Толстой. Телемах во дворце у Менелая. 1822

Один из самых известных представителей графского рода Толстых Федор Петрович (1783-1873) избрал в начале 19 века редкую для аристократа профессию: он решил стать художником. Для этого молодой человек оставил военную службу и стал вольнослушателем Академии художеств. Граф чувствовал влечение к скульптуре, его учителем стал известный скульптор профессор И.П. Прокофьев. Оставаясь преданным поклонником античного искусства, Толстой был приверженцем классических линий и пропорций, его искусство сдержанно, возвышенно и благородно. Наиболее ярко начинающий мастер проявил свой самобытный дар в медальерном искусстве и технике восковых рельефов, что требовало от автора прекрасного владения технологией, тщательности в исполнении, твердости руки, точности глаза и безупречного вкуса. Самые известные восковые рельефы Толстого начала века - "Триумфальный въезд Александра Македонского в Вавилон", "Купающиеся дети", "Душенька" - сделали графа заметной фигурой среди русских скульпторов.

Наибольшую известность Федору Толстому как мастеру рельефа принесли созданные им в 1816 году четыре композиции на сюжеты поэмы Гомера "Одиссея". В эпоху расцвета классицизма произведения древнегреческой литературы были настольной книгой в каждом дворянском доме, гомеровские герои были близки и понятны, они стали частью культурного контекста русского общества первой половины 19 века. В эти годы поэмы переводятся на русский язык, сначала Н.И. Гнедич перевел "Илиаду", позже В.А. Жуковский стал автором русского перевода "Одиссеи". Поэма о мудром царе Итаки, о его странствиях, о стремлении обрести утраченное счастье в родном доме, о верности его жены и сына волнует читателей всех эпох и народов до сих пор.

Федор Толстой был одним из самых преданных поклонников Гомера, тонкое понимание и знание античности, глубокое проникновение в мир пленившей его древнегреческой жизни помогли художнику воскресить страницы далекой истории во всем поэтическом очаровании и жизненной убедительности. Мастер, приступая к созданию барельефов, остановился на самых драматических эпизодах поэмы. Все произведения связаны между собой сюжетной канвой и представляют полный эмоционального накала рассказ о судьбе и поступках героев - Одиссея, Телемаха, Пенелопы.

Рельеф "Телемах во дворце у Менелая" представляет один из самых печальных эпизодов в "Одиссее". Сын Одиссея в поисках отца прибывает в Спарту к царю Менелаю. Здесь царица Елена повествует Телемаху о подвигах Одиссея при взятии Трои. Считая отца погибшим, юноша полон горести и отчаяния, он сидит, опустив голову. Его утешает друг Писистрат, стоящий рядом. Печальное настроение героев передается скульптором сдержанно посредством отдельных выразительных жестов - безвольная рука Телемаха, его отставленная в сторону нога, рука друга на плече юноши. Эмоциональный строй подчеркивают ниспадающие складки одежд и мягкие очертания тел героев. Общее настроение рельефа поддержано аккомпанементом всех действующих лиц, чьи взгляды обращены к Телемаху - их сочувствие передано через сдержанные наклоны голов, величавые выражения лиц, замершие жесты. Особенно выразительно выглядит гибкий силуэт служанки с корзиной в руках, которая склонилась возле трона Елены. Второй план, где видна колоннада, воины, уводящие коней Телемаха, горящие факелы, выполнен тончайшими слоями, он напоминает полупрозрачную вуаль и лишь усиливает впечатление торжественной скорби. В поэме Менелай, сожалея о том, что он не может встретиться с Одиссеем, говорит:

"Но столь великого блага нам дать не хотел непреклонный
Бог, запретивший ему, несчастливцу, возврат вожделенный".
Так говоря, неумышленно всех Менелай опечалил;
Громко Елена Аргивская, Диева дочь, зарыдала;
Сын Одиссеев заплакал, и с ними Атрид прослезился"
(Перевод В.А. Жуковского)

Барельефы Толстого к "Одиссеи" занимают особое место в истории русской скульптуры. Они являются самостоятельными произведениями, не связанными с архитектурой, подобно станковым живописным картинам. Они выполнены на грани законов скульптуры и живописи, автор создает в них ощущение глубины, разрушая плоскостность, свойственную рельефу. Для этого Толстой варьирует высоту рельефа в зависимости от членения на планы или от смысловых акцентов, расставленных в композиции произведения. К числу неоспоримых достоинств рельефов относятся умелое распределение фигур, их гармоничное соотношение, красота и выразительность линий, точность моделировки человеческих тел, движений, жестов, пластики, а также знание изображаемой эпохи.

Разнообразие талантов Федора Толстого удивительно: он был великолепным графиком, широко известны его иллюстрации к поэме И.Ф. Богдановича "Душенька", неизменной популярностью пользовались его тонкие акварели. Толстой стал автором нескольких живописных картин, граф также был увлечен театральным искусством и работал над декорациями к балетам "Эолова арфа" и "Эхо". Также он много времени уделял общественным обязанностям и государственной службе. Сначала граф служил в Эрмитаже, затем медальером на Монетном дворе, позже он стал преподавателем медальерного класса в Академии. В дальнейшем заслуги скульптора будут отражены в назначении вице-президентом Академии художеств, Толстой станет профессором скульптуры и получит чин тайного советника.

Справочная информация

Род Толстых - дворянский и графский род Толстых происходит от древней германской фамилии. Их предком был Индрис, который в середине XIV века покинул пределы Германии и вместе с двумя сыновьями поселился в Чернигове. Здесь он принял крещение и получил имя Леонтия. Родоначальником Толстых стал правнук Индриса, Андрей Харитонович, который переселился из Чернигова в Москву и здесь уже от Василия Темного получил прозвище Толстой, которое впоследствии стало передаваться и его потомкам. Первые из представителей этой фамилии были военными. Эта традиция сохранялась всеми поколениями Толстых, однако впоследствии многие Толстые прославили свой род и как видные государственные чиновники, и как деятели искусства и литературы.

Рельефом (фр. relief) называют вид скульптуры, в котором изображаемые фигуры и предметы размещены на плоскости и выступают из нее. Фоном рельефа могут быть выступающие изображения (пейзаж, архитектура). Рельефные изображения связаны с плоскостью и не воспроизводят полного объема изображаемого тела. Мастера рельефа часто используют средства и возможности живописи и графики.

Барельеф (фр. bas-relief - низкий рельеф) - разновидность выпуклого рельефа является низкий рельеф, в котором изображения выступают над плоскостью фона не более чем на половину своего полного объема. Барельефом украшают стены зданий, постаменты памятников, стелы, мемориальные доски, монеты, медали, камеи.

Гомер - первый из древних авторов, чьи произведения дошли до нас, и, по общему признанию, один из величайших европейских поэтов. О нем самом и о его жизни мы не имеем никаких достоверных сведений. Многие города притязали на право зваться родиной поэта, среди них Смирна и Хиос в Малой Азии. Точно так же античные хронографы расходятся и в датах жизни Гомера: некоторые делают его современником Троянской войны (начало 12 в. до н.э.), но Геродот полагал, что Гомер жил в середине 9 в. до н.э. Современные ученые склонны относить его деятельность к 8 или даже 7 в. до н.э., указывая в качестве основного места его пребывания Хиос или какой-либо другой регион Ионии на побережье Малой Азии.

Телемах во дворце Менелая. Когда Телемах с Писистратом прибыли в Спарту, там во дворце Менелая было большое торжество: Менелай отсылал дочь свою к Неоптолему, сыну Ахилла, которому он еще во время осады Трои обещал ее в жены. Кроме того, справлял Менелай и свадьбу сына своего Мегапента. Весело пировали гости Менелая. Их развлекали игрой на лирах певцы, а под звуки лиры плясали двое юношей. Как раз в самый разгар пира подъехали ко дворцу Телемах с Писистратом. Их встретил слуга Менелая. Увидев чужеземцев, побежал он к Менелаю и спросил его, примет ли он во дворце пришельцев. Менелай велел немедленно увести коней и звать пришельцев на пир. Приветливо встретил чужеземцев Менелай и пригласил их сесть рядом с собой. Богат был пир Менелая. В это время вошла жена Менелая, прекраснокудрая Елена. За ней рабыни несли золотую прялку и серебряную с золотыми краями корзину с пряжей. Взглянув на чужеземца, поразилась Елена сходством одного из них с Одиссеем. Она сказала об этом Менелаю. Писистрат, услыхав ее слова, сказал, что перед ней действительно Телемах, сын Одиссея. Обрадовался Менелай - ведь рядом с ним сидел сын его любимого друга, который претерпел столько бед ради него. Стал вспоминать он о подвигах Одиссея и о тех невзгодах, которые претерпели греки под Троей. Эти рассказы об отце вызвали вновь слезы у Телемаха. Заплакал и Писистрат, вспомнив погибшего под Троей брата Антилоха. Печаль о погибших друзьях овладела и Менелаем.

Жукова А.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева