Ах ты, ночь ли, ноченька

 

Жанр: романс-песня для голоса с фортепиано.

Автор стихов: А. Дельвиг.

Время создания стихотворения: 1820 или 1821 год.

Время создания романса: 1828 год.

Автограф романса: первая редакция в Государственной Публичной Библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (ГПБ)

Первое издание романса: первая редакция была опубликована в «С.-Петербургском вестнике», 1831, № 18; затем перепечатана в «Северном музыкальном альбоме на 1832 год».

           

            Сохранившийся автограф романса-песни не датирован.1 Как обычно первую и важную информация о произведении можно почерпнуть в мемуарах самого М. Глинки: «Летом того же 1828 года Михаил Лукьянович Яковлев – композитор известных русских романсов и хорошо певший баритоном – познакомил меня с бароном Дельвигом,2 известным нашим поэтом. Я нередко навещал его; зимою бывала там девица Лигле, мы играли в 4 руки. Барон Дельвиг передал для моей музыки песню “Ах ты, ночь ли, ноченька”».3           

            Жанром, особенно любимым Дельвигом была русская песня. В этом жанре он создал много стихотворений, стремясь проникнуть в духовный и художественный мир истинной русской народной песни: Дельвиг, безусловно, был одним из ее лучших знатоков. В своих собственных песнях (таков был этот стихотворный жанр) он сумел передать многие особенности ее построения, атмосферу.

           

РУССКАЯ ПЕСНЯ

Ах ты, ночь ли,

   Ноченька!

Ах ты, ночь ли,

   Бурная!

Отчего ты

   С вечера

До глубокой

   Полночи

Не блистаешь

   Звездами,

Не сияешь

   Месяцем?

Всё темнеешь

   Тучами?

И с тобой, знать,

   Ноченька,

Как со мною,

   Молодцем,

Грусть-злодейка

   Сведалась!

Как заляжет,

   Лютая,

Там глубоко

   На сердце -

Позабудешь

   Девицам

Усмехаться,

   Кланяться;

Позабудешь

   С вечера

До глубокой

   Полночи,

Припевая,

   Тешиться

Хороводной

   Пляскою!

Нет, взрыдаешь,

   Всплачешься,

И, безродный

   Молодец,

На постелю

   Жесткую,

Как в могилу,

   Кинешься!

 

            В юные  годы М. Глинка охотно обращался к жанру лирической «русской песни», и большинство его произведений этого рода написаны именно на стихи А. Дельвига. Песни эти, исполнявшиеся на вечерах у Дельвига, имели большой успех в кругу литературной и художественной интеллигенции того времени. Они отражали растущий интерес к народному и национальному, к поэзии народного быта. В этом жанре молодой композитор разрабатывал преимущественно лирические сюжеты. «Русские песни» М. Глинки проникнуты задушевным мечтательным настроением, что сближает их с общей элегической атмосферой городского бытового романса 20-х годов. Но стиль бытовой лирики выдержан у Глинки с большим художественным тактом и чувством меры. Строгая простота и сдержанность выражения, отсутствие излишней «надрывности», ясность и стройность мелодической линии – общие черты «русских песен» М. Глинки. Композитор здесь не выходит за рамки обычных приемов и средств бытового романса. Так, в песне «Ах ты, ночь ли, ноченька» Глинка ограничивается простым аккомпанементом гитарного типа. Но  именно эта простота фактуры еще более выявляет ее русскую песенную природу, широкую кантиленность вокальной партии.

            Эти первые опыты М. Глинки, несомненно, сыграли важную роль в формировании будущего оперного стиля композитора. Простые русские песни, зародившиеся в литературно-художественной атмосфере эпохи декабризма, стали важным подготовительным этапом к созданию отечественной героико-трагической оперы Глинки («Жизнь за царя» [«Иван Сусанин»]).

Примечания:

1 Хранится в ГПБ, фонд 190, № 10, лист 60.

2 Знакомство с А. А. Дельвигом состоялось, вероятно, осенью – после  7 октября - 1828 года, так как с февраля по это число Дельвига, как достоверно известно, в Петербурге не было.

3Глинка М. Записки. – Глинка М. Литературные произведения и переписка. Том 1. М. 1973. С. 238. G

 

 

© Александр МАЙКАПАР